Ренессанс ритейла: о чем говорили на Российском форуме индустрии дизайна 2024
18 и 19 апреля в Москве проходил Российский форум индустрии дизайна на площадке отеля «The Carlton». Программа выдалась насыщенной – более 1000 экспертов отрасли и 25 сессий прошли за 2 дня, где обсуждались инновационные решения, новая политика индустрии, экспорт и российское образование в сфере дизайна. Было проведено 6 треков: Дизайн и коммуникация, Дизайн и национальный культурный код, Дизайн и производство, Дизайн и комфортная среда, Дизайн и образование.
В рамках трека Дизайн и производство прошла сессия «Ренессанс ритейла», эксперты рынка обсудили форматы универмагов, набирающих популярность маркетов, новых брендов в индустрии и иных торговых площадок продаж. Модерировал встречу Александр Перемятов, директор Magic Group, эксперт в сфере ритейла и антикризисного управления недвижимостью.
Текущая повестка и планы на будущее
В условиях сильного санкционного гнета Россия столкнулась и продолжает выдерживать появляющиеся вызовы отрасли ритейла. Это проблема, которая наконец показала, что надо смотреть не в сторону Запада, но вглубь самих себя, изучать свою культуру и традиции каждого региона, придерживаться их потребностей. Уход западных брендов ритейла дал большой толчок к развитию внутренней индустрии моды и торговли, перекраивались логистические и производственные цепочки, менялись подходы к продвижению на внутреннем рынке в разных форматах. И самое прекрасное в этой ситуации, что сегодня модно стало говорить: «Сделано в России».
Татьяна Белькевич, президент Русской ассоциации участников фэшн-индустрии (РАФИ), отметила: «За 2023 год мы сильно перестроились. Уже сегодня есть лояльность и приверженность брендам. Опыт соседства с крупными ушедшими брендами научил нас, что за покупателя надо бороться. Еще один показатель – выставка контрактного производства, которую мы проводим ежегодно. Если раньше нам казалось, что процесс себя изживает, то в 2022-2023 году мы получили огромный приток новых российских брендов, искавших, где бы разместить производство. Ориентир сейчас найти как можно ближе партнерств на внешнем рынке, чтобы не было трудностей с доставкой, таможней через Индию, Турцию, Китай и решить вопросы движения денежных средств, производства. На рынок колоссален, появился ДНК российских брендов, что делает рынок все более привлекательным».
Илья Булычов, дизайнер и основатель бренда BLCV, отметил, что роль успеха сегодня кроется в большом количестве факторов, особенно на рынке джинсовой одежды: «Если ниша производства непростая, есть много порогов входа на рынок, конкуренция в нем будет меньше, так как затрат на производство будет больше. Понимание и желание занять свою долю, готовность к вызовам позволит вам найти своего покупателя. Сегодня в синергии работают и оптовые продажи и маркетплейсы, 40% продается онлайн, остальные продажи разбиты на торговые точки».Ольга Москвичева, коммерческий директор категории Обувь, аксессуары и ювелирные украшения Ozon, подчеркнула, что на Ozon за последний год сильно выросло число российских брендов одежды, что подчеркивает динамику развития онлайн-ритейла: «За 2023 год количество российских производителей увеличилось на 143%, их продажи выросли в среднем на 253%. Покупатели интересуется новыми брендами и находятся в поиске нового. Ozon здесь является поставщиком трафика и инфраструктуры. В прошлом году мы запустили витрину «Гардероб», где даем возможность и инструменты фото- и видео-контента, видеообложки для продвижения молодых производителей одежды».
Алексей Аксенов, Генеральный директор Омнидата, поделился трендами развития фэшн как представитель компании анализа и сбора больших данных о бизнесе: «Сегодня ушли и западные вендоры, поэтому образовалось пространство для омниканальности, расширения ассортимента, персонализации моделей и сервисов, внедрения AI-помощников и сотрудников. А главное – повышения производительности труда, в ритейле также наблюдается дефицит квалифицированных кадров. IT-решения могут помочь оптимизировать этот поиск и повышать нашу производительность».
Как работать с дизайном сегодняРоссийский дизайн начинает диктовать повестку с точки зрения производства и продвижения на рынке. Татьяна Белькевич отметила важность в хорошем продвижении, которое требуется любому дизайнеру: «К каждому хорошему производству должен быть приложен хороший дизайнер. Хороший дизайне не может двигаться дальше без маркетолога, финансиста и всех тех, кто будет продвигать и развивать этот дизайн».
Илья Булычов призвал не отказываться от работы в сложных нишах:«Я считаю, что в фэшн-рынке гораздо больше возможностей ошибиться нежели дождаться конкуренции от других игроков и стран. Я называю этот бизнес бизнесом на иголках. Можно обратить внимание на Турцию и Китай, которые уже отличаются собственным видением дизайна и сильным производством, но Россия тоже растет квантовыми скачками. По сути, мы живем во времена новой конкуренции, когда приходится конкурировать внутри за площадки, нишу, вкладываться в продвижение».
Ольга Москвичева поделилась лайфхаками выхода дизайнеров на Ozon и новыми возможностями развития: «Отрадно то, что мы умеем продавать разные категории одежды и белья. Мы как площадка демонстрируем тройные темпы роста, мы развиваем и отдельные категории, например, женской спортивной обуви, и хотим давать возможность женщинам делать покупки у нас приятно и качественно». Если дизайнерам нужно развитие в маркетплейсах, то можно выходить в нишу, учитывая несколько пунктов, которые отметила Ольга: «Вы должны показывать рост в ширину и выходить на площадку с максимальной ассортиментной матрицей. Далее вы раскладываете товар по самым крупным складам и следите за единством цен. Дальше подключаете продвижения внутри и вовне маркетплейса».
Кристина Семеняка, основатель и дизайнер бренда fil blanc, владелец фиджитал-бренда «Хорошо», рассказала, как фиджитал бренд создает и транслирует культурный код в одежде: «Мы разрабатываем дизайны, опираясь на детали прошлого нашей страны, ее кодов и элементов. Вы видите майку с ключиком, который был вычленен с полотенца XVIII века, делаем 3D-модель в трендовых цветах и печатаем на одежде. Также мы совместно работаем с заповедником-музеем Кижи из Карелии, создали коллекцию, вдохновившись природой края, взяли предметы деревянного зодчества и создали принт. Кижи еще и пример сочетания истории с будущим, в рекламе мы используем виртуальную модель, которая живет в мета вселенной. Такой контент заходит аудитории больше, чем реальная фотосессия. Почему мета вселенная? Там аудитория со всего мира, которая может увидеть нас и запомнить».
Работа с культурным кодом и технологиями начинает набирать востребованность в фэшн-рынке России, особенно сейчас, когда стране остро нужно определение национальной самоидентичности и фокуса на себе. Развитие внутреннего производства не может не быть драйвером развития для локальных брендов. Тем более, что возможностей развития сегодня становится все больше!
Фотографии: Росконгресс \ Автор: Сергей Шинов