Российский e-commerce — вундеркинд или акселерат? По следам Ecom Retail Week
Топы российской интернет-торговли сошлись на том, что фокус на потребителе и осторожность в введении новых стандартов — залог развития отечественного e-commerce
11 октября в рамках ежегодного форума «Ecom Retail Week» состоялась сессия «Онлайн-ритейл завтрашнего дня: пути развития в новой реальности», посвященная проблемам и возможностям индустрии интернет-торговли в России после введения санкций и открытия параллельного импорта. Модератором дискуссии выступил генеральный директор ESG-альянса Андрей Шаронов.
Государство и ритейл
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, открывая дискуссию, обратил внимание на особенности расчета статистики по росту и объемам российской интернет-торговли: по данным Росстата, после 100- и 40-процентных показателей годового роста доля ее в общем обороте могла достигнуть 4%, а по итогам текущего года — достичь 4,8%. По данным экспертов, эта доля составляет 8% и может превысить 10% по итогам года. Государство со своей стороны старается не отставать от прогресса, работая над смягчением регуляторных норм (например, законопроектами об онлайн-торговле рецептурными препаратами, продлением беспошлинного ввоза товаров на суммы ниже 1000 у.е. и др.). Кроме этого, в ходе работы специальной правительственной комиссии были рассмотрены более 100 жалоб и обращений, а в результате плотного сотрудничества с маркетплейсами идет работа над подключением к карточкам товара функционала по проверке сертификатов качества.
Важен и фактор МСП: до 70% компаний на маркетплейсах относятся к категории малого и среднего предпринимательства. Чиновник также напомнил, что фактор параллельного импорта нельзя путать с контрафактом; с одной стороны, первый способствует конкуренции, а с другой — подрывает потенциал отечественных производителей, закрытие импорта для которых выгодно. Наконец, с точки зрения регуляторов введение новых правил — далеко не единственный способ управлять процессами в отрасли: объем будущей зарегулированности «обратно пропорционален понятливости игроков на рынке».
О взрослении и работе с партнерами
Глава компании Wildberries Татьяна Бакальчук, характеризуя рост российского ритейл-рынка, сравнила отрасль с ребенком, которому пора взрослеть: эволюция основных игроков постепенно дошла до точки, когда пора вырабатывать правила поведения нормы взаимодействия между собой.
Действительно, еще в начале июня был принят ряд актов о стандартах саморегулирования в секторе, а прямо сейчас продолжается активная работа по совершенствованию методов борьбы с фишингом, разработке «черного списка» продавцов и инструментов «цифрового арбитража» для установления фактов торговли контрафактом.
Также Бакальчук обратила внимание на необходимость унификации стандартов со странами-партнерами по ЕврАзЭС, разрешенные и запрещенные к онлайн-продаже категории товаров в которых могут серьезно отличаться от российских.
Укрупнение пока не ведет к монополизации
Управляющий директор OZON Сергей Беляков, откликаясь на метафору Бакальчук, охарактеризовал рынок скорее как акселерата (ребенка, опережающего биологический возраст в развитии). Проблемы экономики, отметил он, пока не настолько критически влияют на рост рынка: в отличие от Европы, в России пока не наблюдается его монополизации (на одной только площадке «OZON» сейчас до 150 000 поставщиков, и почти все они работают и с другими площадками тоже), и потому жесткое регулирование со стороны государства пока не представляется неизбежным. Есть и другие аспекты влияния регуляторов на рынок: так, именно рыночные свободы порой приводят к опережающему развитию по сравнению с экономиками более зарегулированных стран, как это произошло, к примеру, в российском банковском секторе.
Отвечая на вопрос о том, в каких областях тогда регулирование оправдано, Беляков отметил: главное — не плодить новые правила, оправдывая их неэффективностью текущих, ведь в результате разрыв между добросовестными и недобросовестными игроками только увеличится.
Потребление входит в новую фазу
Глава Роскачества Максим Протасов добавил, что корректнее рынок было бы назвать вундеркиндом, чем акселератом. Так, в России активно складываются модели цифрового потребления стандарта 4.0 — и сегодняшний покупатель оценивает качество товара не только по его непосредственным потребительским характеристикам, но и по взаимодействию с интерфейсом для заказа и службами доставки. В связи с этим эксперты Роскачества уже разрабатывают новые рейтинги оценки удобства приложений и сайтов онлайн-ритейлеров по десяткам сквозных показателей.
Клиентский опыт меняется
Исполнительный директор сети «Магнит» Алексей Корня заявил, что стоящие сегодня перед сектором задачи относятся скорее к постиндустриальным, чем к индустриальным, в том числе поддержание инфраструктуры и систем управления данными.
Кроме этого, со временем меняется клиентский опыт: при покупке товаров люди все чаще ориентируются на рекомендации и опыт, полученные в цифровой среде. Но та же закономерность работает в обе стороны, поэтому наличие большой наработанной инфраструктуры в офлайне становится для таких компаний, как «Магнит», конкурентным преимуществом.
Какие меры нужны игрокам рынка
Председатель Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил, что за последние годы люди перестали бояться заказывать в онлайне и повысили свое присутствие в интернете (так, средний россиянин проводит в Сети по 3 часа 40 минут в день), благодаря чему обороты интернет-продаж продолжают устойчиво расти (уже в этом году с января по август они превысили 3 трлн 82 млрд рублей и дойдут до 5 трлн до конца года).
Среди уже доказавших свою эффективность мер — льготные кредиты и IT-квоты для участников рынка, но последним также не хватает сценариев оперативного доведения до государства данных поставщиков, замеченных в торговле контрафактом. Есть и другие проблемы, требующие внимания государства: двойное налогообложение НДС при продаже товаров из России в страны СНГ, обязательная предустановка российских программ на ввезенные по параллельному импорту устройства и ряд иных.
Потребителя надо поддержать
Генеральный директор компании «Ситилинк» Михаил Славинский напомнил, что помимо мер по поддержке отечественного производства оборудования нельзя забывать и про поддержку потребителей финансовыми инструментами: провалы в потреблении могут обратиться «снежным комом» экономических проблем, о чем государству нельзя забывать. Кроме этого, по словам Михаила, для успешной конкуренции в цифровом мире площадки, специализирующиеся на торговле бытовой техникой и сходные с ними компании будут вынуждены найти свою нишу и ноу-хау, чтобы завоевать потребителя, — или уйти с рынка.
Нельзя забывать и о логистике
Генеральный директор FM Logistic Олег Альхамова в своем выступлении обратил внимание на критичную роль снабжения логистического сектора запчастями и комплектующими для бесперебойной работы логистических компаний, от которых зависит перестройка транспортных потоков в эпоху параллельного импорта: уже к концу года российскую логистику может ожидать дефицит транспорта.
Предложение Альхамова о разработке единых стандартов упаковки или IT-взаимодействия на маркетплейсах вызвало активное обсуждение у участников: звучали тезисы о том, что вовсе необязательно делиться наработанными ноу-хау, хоть это и может после долгих споров и лоббистских конфликтов привести отрасль к единству (как это случилось, к примеру, в Европе в попытках стандартизировать разъемы для электропитания смартфонов).
Клиентская лояльность — важный показатель
Завершая дискуссию, CEO компании Sokolov Николай Поляков рассказал о переменах, которые переживает компания в настоящий момент, адаптируясь к новым условиям в положении классической торговой компании с равномерным распределением офлайн- и онлайн-функционала. Среди прочего, Sokolov планирует качественный рост и изменение бизнес-процессов, а также развитие с учетом важности местоположения каждой торговой точки.
Наконец, по словам Полякова, ключевым фактором оценки результативности бизнеса и работы с клиентским опытом должна стать клиентская лояльность: если потребитель вернется к вам за повторной покупкой, — это серьезно повысит ваш шанс на выживание на рынке.