Промышленный дизайн в быту: как создается все, что нас окружает
8 июля в 18:00 в Музее Москвы прошла дискуссия на тему: «Промышленный дизайн в быту: как создается все, что нас окружает».
В рамках Российской Креативной Недели «Москва фест 2023» прошла дискуссия, в которой приняли участие эксперты из различных отраслей и организаций. Гостями обсуждения стали:
- Алексей Баранов, руководитель отдела по связям с индустрией Института бизнеса и дизайна B&D, графический дизайнер, член Союза дизайнеров России;
- Александр Лукоянов, основатель и генеральный директор компании «Сетевые Исследования», руководитель аналитического центра Союза дизайнеров России;
- Глеб Визель, руководитель мастерской предметного дизайна, доцент кафедры дизайна среды и интерьера Национального института дизайна, куратор работы треков «Фабрики Дизайна 2.0»;
- Ирина Жданова, промышленный дизайнер, основатель и генеральный директор бюро промдизайна «Масштаб», член жюри «Фабрики Дизайна 2.0»;
- Михаил Рыжов, основатель всероссийской системы непрерывного дизайн-образования «Вседизайн», куратор «Фабрики Дизайна 2.0»;
- Светлана Круталевич, дизайнер интерьеров, член Союза дизайнеров России, член Творческого союза художников России «Устойчивость».
Александр Лукоянов начал встречу с важного вопроса «осмысления» окружающих нас вещей и быта: «Учитывая последнюю перепись населения, четверть граждан РФ живет в городах-мегаполисах. Как бы мы могли назвать и охарактеризовать быт этих людей? Проектировал ли кто-либо его принципы?».
Алексей Баранов отметил, что именно город играет ключевую роль в изменении быта человек: «Все сценарии были перепридуманы с появлением городов, в нашей стране точно. Важно рассматривать этот термин с точки зрения города, только так мы поймем какой сегодня быт, и какой будет быт завтрашнего дня».
Ирина Жданова рассмотрела процесс урбанизации с точки зрения оттока талантливых деятелей в районные центры, а также изменения феномена после пандемии: «Начинает образовываться новый тип людей, который осознанно выбирает загородный образ жизни, но с тем же уровнем комфорта, инфраструктуры и эстетики».
Также Светлана Круталевич подчеркнула роль предметного дизайна в развитие быта: «Мне очень приятно наблюдать, как появляются много новых русских брендов в предметном дизайне, которые пропитаны большим вниманием к эстетике и душевности».
Михаил Рыжов поразмышлял о формировании городов и о том, как жить в «удаленной» среде: «Кроме предметов дизайнеры проектируют еще и сценарий поведения и существования в новой реальности. Какими будут новые нормы существования человека в «удаленных» условиях?».
Глеб Визель подвел промежуточный итог беседы: «Мы потихоньку приближаемся в своем существовании к тому, что уже было. Вспомните Древний Рим, где производством занимались рабы, а горожане занимались интеллектуальным трудом. В будущем мы станем римлянами в мегаполисе».
Алексей Баранов отметил положительную динамику восприятия рабочего пространства среди населения: «Весь город становится бесшовной общественной зоной для дискуссий, творчества и креативного подхода».
Глеб Визель высказал мнение о развитии коллективного мышления среди жителей городов: «Большая часть существования будет посвящена именно общественным отношениям и будет меньше частного. Станут востребованы такие вещи, как эмпатия, а люди проявят вовлеченность в общественные дела».
Суммируя перечисленные тезисы, Александр Лукоянов выделил точки роста в области проектирования современного быта: «У нас нет структуры, которая занималась бы исследованием того, как устроена жизнь и как ее спроектировать. Существуют ли институции, которые могут заниматься подобным?».
Алексей Баранов ответил органичную систематизацию и распределение принципов и знаний на протяжении различных временных эпох: «Мир друг у друга учится, поэтому возникновение современной индустриальной школы неизбежно. Это касается различных областей, в том числе архитектуры, среды и быта».
Ирина Жданова структурировала создание дизайн проекта: «Дизайн проект в любой сфере состоит из следующих этапов: аналитика, технологическая осмысленность, эстетическая составляющая».
Михаил Рыжов поразмышлял о дизайн коде: «До сих пор идет заимствование того, что мы видим на западе, хотя с последними событиями процесс перехода на что-то свое ускорился».
Светлана Круталевич обратила внимание на развитие самобытности в обществе: «Мы вынужденно стали задумываться о том, кто мы, как нам надо и как нам красиво. Мы наконец-то встали на этот путь».
Алексей Баранов высказался о внедрении русского кода: «Нужно мыслить более глобально, закладывать не только широко известные ассоциации и помнить о том, что то многое привычное начиналось с отказа от каких-либо аспектов. Русский код не про форму, а про процесс и отношение».
Александр Лукоянов задался вопросом о том, как уживается быт и тренды в промышленной индустрии: «Сейчас уживается несколько вещей с одной стороны мы видим, что выходи в повестку тема устойчивости, но при этом параллельно в гигантских масштабах застраиваются муравейники».
Светлана Круталевич отметила тенденцию застройки продажи многоэтажек и их плюсы: «Это позволяет людям быть здесь, развиваться, работать в этой среде, это же и рождает новые функции в этой среде».
Ирина Жданова поразмышляла о том, кто проектирует быт: «Быт проектирует сам человек, он сочетает вещи таким образом, что рождается смысл, который не подразумевал кто-угодно из дизайнеров».
Глеб Визель отметил преимущество образов в деятельности компаний: «Выигрывают те компании, которые продают образ жизни. Человек так устроен, что он следует паттернам поведения. Что ему прививается, такую модель он и эксплуатирует».
Алексей Баранов высказался об изменении мира: «Если правильно актуализировать данные о мире, можно увидеть, что качество жизни растет, мир меняется. Невозможно чтобы было что-то одно, должен быть баланс».
Глеб Визель обратил внимание на советский подход к строительству: «Чем интересен советский подход — все институты поддавались типологии».
В ходе встречи были освещены важные аспекты нового поколения дизайна пространства и предметов быта с учетом промышленного и средового подходов. Участники обсудили новейшие тенденции в области устойчивого дизайна и то, какие приемы проектирования используют российские школы дизайна.
Мероприятие стало площадкой для обмена идеями и опытом в области дизайна. Участники смогли поучаствовать в оживленных дебатах и поделиться своими видениями о том, как создавать инновационные и эстетически привлекательные предметы, которые будут соответствовать потребностям и ожиданиям современного общества.
Обсуждение подтвердило значимость и актуальность дизайна в повседневной жизни, а также внесло вклад в направлении создания более функциональных и экологически ответственных продуктов. По итогам дискуссии участники пришли к выводу о необходимости дальнейшего развития промышленного дизайна в России и принятия новых вызовов, чтобы обеспечить более комфортную и сбалансированную среду для пользователя.
Дискуссия состоялась при поддержке проекта «Фабрика Дизайна 2.0» и Института бизнеса и дизайна B&D. Организатором конкурса выступает Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Союзом дизайнеров России.