Государство, бизнес и интернет: итоги главной панели RIW

Государство, бизнес и интернет: итоги главной панели RIW

Эксперты и топ-менеджеры обсудили всё: от занятости до внедрения нейросетей

12 декабря состоялось открытие Недели российского интернета — 2022 (RIW 2022), на которой топ-менеджеры госкорпораций, инвесторы и основатели бизнеса поделились опытом и аналитикой об эволюции российского интернета в минувшем году.

Открывая пленарную сессию, директор РАЭК Сергей Гребенников рассказал о главных прогнозах экономики Рунета на будущее: по итогам 2021 года Рунет вырос на беспрецедентные 42%, но в 2022 году столкнулся с новыми вызовами.

Тем не менее, майский пессимистичный прогноз был пересмотрен: по итогам года экономика Рунета, как ожидается, вырастет на 24% и составит 11,8 триллионов рублей.

На рынке рекламы (390 млрд рублей) замечена просадка, а вот на рынке электронной коммерции рост стабильный. Главный тренд года связан с инфраструктурой и поддержанием ее работы: создаются новые центры обработки данных, провайдеры и пр. Благодаря этим усилиям инфраструктура стала единственным не упавшим сегментом: рост составил 30% (до 300 млрд рублей).

Сектор цифрового контента оказался внизу (– 25%, до 115 млрд рублей) — из-за ухода западных сервисов, но следующий год вряд ли окажется таким же пессимистичным. Маркетинг и реклама потеряли 10%.

Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко рассказал о взаимоотношениях государства с бизнесом и мерах поддержки ИТ-бизнеса в 2022 году. По его словам, уже скоро увидит свет сводный обзор экономики Рунета в этом году в формате книги.

Что же поддержало отрасль в этом году? Прежде всего, речь об экосистеме уникальных сервисов и решений, встретившие приток пользователей после ухода зарубежных платформ. Это касалось как корпоративных, так и индивидуальных клиентов: пользователи просто «проголосовали» за отечественные сервисы «рублем».

А благодаря успешному диалогу с властью (принятию 3 пакета мер поддержки, впервые включившего МСБ и др.) диалог государства и бизнеса стал следующим фактором, помогшим выдержать удар по Рунету.

Еще одной составляющей стал «запас прочности»: запас «железа» и комплектующих. Государственные инвестиции стали следующим фактором в условиях отсутствия частных.

Какие факторы негативно повлияли на процессы? Прежде всего, недостаток решений для адаптации к новым условиям и своим решениям — не зря именно те сегменты, где не было разработано своего комплекса решений (вроде геймдева, рекламы и маркетинга) упали больше других.

Курс на импортозамещение требует глубинной работы с компетенции, а конкурентоспособных аналогов некоторым зарубежным решениям нет. Однако процесс исправления ситуации проходит достаточно успешно.

Среди других проблем — законодательные новеллы, ударившие по контенту, маркетингу и рекламе. Но, пожалуй, самое серьезное влияние на рынок оказал переход потребителей в режим экономии.

Как восстановить рост? Сочетанием стимулирующего регулирования, поддержки существующих мер в комплекте с возникающими инициативами — и саморегулированием в те области, где есть угроза законодательного нарушения естественных процессов в отрасли (по этому поводу даже готовится отдельная хартия).

Заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев порассуждал об отношениях государства и общества в диджитал-коммуникациях.

Цепелев рассказал: Интернет в России побеждает телевизор, причем по всей стране. В некоторых сферах Рунета произошли настоящие цифровые прорывы: вдобавок к каналам глав регионов почти все главы городов и районов в этом году завели свои группы в соцсетях, а недавно все госорганы были обязаны заводить свои странички в соцсетях (всего эта сеть объединяет больше 1 млн пользователей). На очереди — задача улучшения контента в этих «госпабликах».

Директор по развитию бренда Триколор ТВ Антонина Петрова представила обзор медиапотребления россиян. Ключевым трендом в нем стало уменьшение интернет-контента в Рунете при росте его потребления. Пользователи привыкли потреблять цифровой контент в фоновом режиме.

В 2023 году потребление цифрового контента лишь вырастет, считает Петрова: так, 41% россиян смотрят Ютуб ежедневно, а аудитория даже онлайн-кинотеатров в 7–8 раз меньше, чем у него. Создание оригинального уникального контента останется трендом для площадок, ведь развлекательный контент доминирует в потреблении.

Глава Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин обозначил тренды рынка. По его словам, среди главных факторов, потянувших рынок на дно, — уход иностранных сервисов и кризис офлайновых кинотеатров (студии ушли вместе с промо своего контента).

Возникли и проблемы с прохождением платежей за подписки, но сервисы справляются с их проведением. Есть и позитивные тренды: рост генерации оригинального российского контента с подачи государства, системный рост экосистем онлайн-кинотеатров, технологическое превосходство реальных сервисов перед пиратами и функционал родительского контроля.

Директор по маркетингу BrandAnalytics Василий Черный рассказал про эволюцию брендов в цифровом окружении и о том, как социальные сети в России изменялись за последние годы.

Одна из ключевых цифр — активность россиян в онлайне выросла на 36%, что больше даже пандемийных цифр. Даже в доле активных пользователей произошел не такой драматичный спад (всего 6%), а отдельные соцсети выросли на рекордные цифры (например, Телеграм — в 2 с половиной раза).

По контенту ситуация схожая: Телеграм обгоняет ВК (выросший на 18%) по контенту, нарастив его на 150 процентов с лишним, а западные соцсети просели значительно. При этом 40% всего, что публикуется в Телеграме, — спам-активность, но 50% авторских аккаунтов посвящены общественно-политической повестке.

Директор координационного центра Домен Ру Андрей Воробьев заявил, что провайдеры запаслись всем необходимым, кроме ресурсов по работе с DLS-сертификатами, с которыми из-за санкций возникли трудности. Хотя и не все центры отозвали свои сертификаты у российских сайтов, некоторые продолжают их выдавать. Зарубежные операторы, не вводившие санкции, выросли с 90% до 99% рынка, драматического падения не произошло.

Директор по маркетингу Voximplant Светлана Берегулина рассказала об изменениях рынка электронной торговли. 38% покупателей, по ее словам, стали совершать меньше покупок, хоть февраль-март и стали месяцами покупок впрок. Темпы роста изменялись в течение года, предварительные данные по 2022 году разнятся. Если брать наименее импортозамещенные категории вроде «Красоты», «Товаров для дома» и пр., то продажи в течение этого года приросли на 48% — в основном за счет мартовских и сентябрьских пиков.

Директор департамента по сопровождению цифровых и информационных проектов X5 Group Дмитрий Русаков обозрел процессы не только в электронной торговле, но и в классической торговле (выросшей за год на 10%) и смежных отраслях. Рост был скорее связан с бурным развитием маркетплейсов.

Какие же факторы были ключевыми в 2022 году? В первую очередь — продажи исключительно в российских интернет-магазинах: люди привыкают покупать FMCG-товары в онлайне. Вырос и сегмент товаров для детей, а неожиданнее всех — бытовая техника и электроника, причем интерес остался и после мартовских пиков.

По словам Русакова, локальный производитель сегодня получил огромные шансы для развития благодаря маркетплейсам. К тому же люди начинают задумываться о ресейле и вторичных продажах (так, перепродажа автомобильных товаров и запчастей в этом году выросла).

Глава отдела медиа и контента adIndex Мария Георгиевская подвела итоги эволюции рынка рекламы в году: он упадет до 390 млрд рублей, лидеры падения (на 50–70%) — небольшие агентства.

Рынок все еще растет только из-за драйверов, доходов крупнейших корпораций, которые, однако, неохотно раскрывают данные. Свое влияние оказало и регулирование, в том числе необходимость маркировки рекламных креативов и неопределенность будущего рынка рекламы из-за законодательных новелл.

Глава Superjob Алексей Захаров рассказал о главных трендах на рынке труда. После февральского оттока рынок развивался волнообразно, с притоками и оттоками рабочей силы из страны и обратно.

Сейчас безработица в России на минимальном уровне — в IT в том числе. По оценкам Захарова, безвозвратная «утечка мозгов» составит больше 10 000 senior-разработчиков, и этот показатель — критический с 1990-х гг.

Горизонты планирования уменьшились, и поэтому данного эффекта пока не заметно. Однако со временем бизнес ощутит последствия.

Одна из проблем, считает Захаров, — в существующих госпрограммах развития образования, некорректных постановках их целей и задач. У младших разработчиков, проходящих сегодня подготовку, мало шансов занять миддл- и сениор-позиции из-за низкого уровня подготовки. Детей необходимо учить математике и делать это качественно, считает Захаров.

Прогнозы по рынку труда сейчас делать сложно, особенно долгосрочные. Однако январь можно предсказать в числе наиболее активных месяцев, в связи с чем в начале года мы скорее всего увидим восстановление.

Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина раскрыла тренды в IT-образовании. Дефицит ИТ-кадров стал острой проблемой, которую государство отчаянно пытается решить уже на протяжении 5–6 лет.

Численность ИТ-кадров в России постоянно растет, а кадровый дефицит углубляется: спрос на ИТ-специалистов взлетает во всех отраслях экономики. Для этого государство внедряет возможности по освоению ИТ-навыков в образовательные программы по целому ряду направлений, не связанных с цифрой.

Науку о данных планируют развивать в течение ближайших трех лет, а компетенции по интернет-безопасности — углублять и расширять, интегрируя ИТ-специальности в образование. Уже несколько миллионов студентов за последние годы прошли дополнительные ИТ-курсы, но количество баллов по ЕГЭ по информатике неуклонно падает.

Бренд-директор skillbox Владилен Ситников поговорил о трендах на рынке онлайн-образования. В этом году и без математики произошел огромный всплеск спроса на ИТ, онлайн-образование и возникновение рыночных объединений.

Вырос и спрос на переход программ в офлайновый формат обучения. Помимо этого, продолжается рыночная экспансия российских решений за рубеж.

Венчурный инвестор Рената Джордж раскрыла перспективы венчурных инвестиций в России. После пиковых значений венчурной активности в 2021 году рынок упал, но теперь ему придется работать по-другому. И шанс научиться работать так у него есть.

Важную роль будет играть синергия между частными инвесторами и государственной поддержкой. В России не так много компаний, которые могут покупать стартапы, — в основном это крупнейшие корпорации. Но теперь венчурные инвесторы ориентируются скорее на дивиденды, не теряя, по мнению Джордж, при этом своей венчурной сути.

Предпринимателям нужно научиться продавать себя и свой продукт, считает инвестор. Важно и тщательно отбирать инвесторов: сейчас на рынке слишком много денег и велик соблазн взять их без оглядки на те реальные связи и компетенции, которые придут вместе с деньгами. Так делать не стоит.

Директор направления «Цифровая трансформация отрасли» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк поделился итогами исследования по внедрению искусственного интеллекта.

Совокупный объем рынка в этом году прирос на 18–20%, инвестиции в ИИ принесли экономике до 300 млрд рублей в 2021 году. В ИИ-стартапы инвестиции выросли на 170%, а в среднем 21% всех компаний внедряют ИИ-решения (против 54% на мировом уровне).

Основные сценарии — контроль качества продукции и амортизация на производстве, использование цифровых двойников. Почему же ИИ не внедряют так широко? Во-первых, он часто долго окупается. Во-вторых, недостаток квалифицированных кадров. В-третьих, не урегулирован вопрос обмена данными. В-четверых, низкий уровень цифровой зрелости.

Так, в здравоохранении было найдено 110 ИИ-решений, в том числе системы поддержки принятия врачебных решений, распознавание болезней по анализам и снимкам и пр. Есть проблемы недоверия со стороны сообщества и пр.

В торговле ИИ помогает организовывать маршруты и оптимизировать логистику, отслеживать состояние водителей и т. п. А в сельском хозяйстве ИИ применяют в автономной технике, дронах, мониторинге состояния полей и крупного рогатого скота.

Директор по продуктам и технологиям билайна Константин Романов рассказал о процессах на рынке ИИ. Один из главных трендов — этика и этичность, корпоративная социальная ответственность (например, коллаборации с поисковыми отрядами помогают искать пропавших людей).

Государство активно участвует в разработке ИИ: финансирование этих проектов уже превысило 4 млрд рублей. Технологические партнерства также вносят огромный вклад в развитие сектора.

Проникновение ИИ в России пока еще не настолько велико, как и работы с Биг Дата. По данным Романова, весь объем рынка больших данных в стране оценивается около 200 млрд рублей. В области работы с ИИ и БД в ближайшее время появится около 30 000 новых рабочих мест, а дефицит кадров уже существенен — поэтому в ближайшее время сфере придется столкнуться с новыми вызовами.

На подведении итогов аналитиками РАЭК и АНО «Цифровая экономика» Марией Сайкиной и Кареном Казаряном и директором РАЭК Гребенниковым был озвучен визионерский хот-лист. По направлению «Технологии» выделили следующие тренды: генеративный ИИ, дипфейки, биометрическая идентификация, импортозамещение как неизбежность и беспилотники.

По направлению «Экономика»: концентрация бизнеса при сокращении расходов ИТ-компаний, переориентация на рынки дружественных стран, рост роли платформ, нехватка железа как ограничитель роста и информационная безопасность.

По направлению «Государство»: государство как главный инвестор, государственные технологии, государственные данные, новый взгляд на цифровые финансовые активы и «ИТ-кадры — наше всё».

По направлению «Общество» выделили тренды: самозанятые, пиратство, перетекание шопинга на маркетплейсы, утечки персональных данных, выбор между импортозамещением и лазейками для иностранных сервисов.

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/