ГЕРОИ И СУБСИДИИ: В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ РОССИЙСКИЙ ИГРОПРОМ

ГЕРОИ И СУБСИДИИ: В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ РОССИЙСКИЙ ИГРОПРОМ

Представители отрасли игрушек обсудили в «Крокусе» проблемы и задачи отрасли

28 февраля в «Крокус Экспо» в рамках Национального съезда игропрома России состоялась панельная дискуссия «Бренды для детства — культура, образование, промышленность». Участие в дискуссии принимали такие эксперты, как президент АИДТ Антонина Цицулина, глава Департамента развития промышленности социально значимых товаров МПТ Дмитрий Колобов, председатель Совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, директор фабрики «Весна» Ольга Доротюк и другие.

Игровая индустрия в России нуждается в поддержке потенциала импортозамещения и рекламы: несмотря на многолетнюю лояльность зарубежным брендам, российская индустрия за прошедший год значительно нарастила продажи и узнаваемость, и эти цифры надо закрепить.

Среди обсуждаемых мер оказались субсидии на лицензирование и те меры, которые следует к ним добавить: в частности, обсуждался вопрос субсидирования продукции, значительную часть которой занимают игрушки российских и зарубежных брендов.

С российским сценаристом и писателем Олегом Роем на сессии обсудили вопросы лицензирования и появления новых персонажей и историй на рынок: по словам писателя, значительную роль в наполнении рынка контентом играет работа креативных команд, дотошно работающих над каждой запятой. В целом, отметил Рой, индустрии не хватает внимания к тем, кто производит игрушки и развивает внутрироссийские бренды и образы героев, которым дети доверяют: от Смешариков до Ми-Ми-Мишек.

Вопрос и о самом понятии «российского производителя» и «российской продукции» также неоднозначен: производство многих игрушек сосредоточено в Китае, а налоговые юрисдикции предприятий и лицензиатов зачастую зарубежные. Как же оздоровить рынок и сделать его дружелюбнее?

Глава «Ноль Плюс Медиа» Александр Саблуков прокомментировал тему так: по его мнению, на российском рынке есть довольно много профессионалов, но даже крепкие анимационные бренды не завоевывают популярность так же быстро, как зарубежные. Рекламные бюджеты и взаимодействие с рекламными площадками играют значительную роль в развитии рынка, как субсидирование лицензий и стимулирование инфраструктуры внутри России.

Отдельная история, по мнению Саблукова, связана с выходом на ритейл-рынок: торговые сети часто просто не готовы закупать продукцию под брендами российских производителей игрушек. Субсидии от государства могут исправить ситуацию. Как могут и меры поддержки по выходу на маркетплейсы: низкие пороги входа этому способствуют.

За последние 5 лет анимационная индустрия в стране создала устойчивую платформу для развития, объемы сборов кратно выросли. Одним из лидеров рынка остается «Союзмультфильм», активно выпускающий новые продукты, в том числе с персонажами национальных сказок и культур, и поддерживающий в ротации около 13 телепроектов.

Другую проблему для отрасли представляет черный рынок: для борьбы с ним, по словам участников дискуссии, сейчас идет работа над созданием госкомиссии по борьбе с нелегальным оборотом. Также над поддержкой компаний-производителей игрушек работают региональные Фонды развития промышленности и организации поддержки МСБ.

Спикеры отметили важность таргетирования господдержки для производителей игрушек: при распределении финансирования соответствующие коды деятельности ОКВЭД зачастую не подпадают под субсидируемые категории, и денег бизнес не получает. Как не подпадают под поддерживаемые категории и меры поддержки детских индустрий в целом: восполнение недостатка в дизайнерских компетенциях и рыночной экспертизе.

Индустрия анимационного кино — одна из самых быстро развивающихся в стране, и совсем недавно она получила собственный профессиональный праздник (8 апреля). Когда ушли иностранные бренды, три самые крупные анимационные студии по итогам 2022 года выпустили около 100 часов контента для детей (для сравнения, в 2016–2017 гг. вся отечественная индустрия производила около 68 часов контента в год), показав впечатляющий прирост аудитории.

На повестке дня стоял и налоговый вопрос. Анимационная индустрия, единственная кроме ИТ из всех креативных индустрий, получила пакет налоговых льгот и ожидает поддержки по ослаблению налога на прибыль. К слову, повторное одобрение льгот несколькими годами ранее произошло во многом благодаря решению реинвестировать в производство средства, полученные от первоначальных послаблений. Поддержка Минпромторга в этом отношении оказалась достаточно значительной.

С точки зрения создания продуктов на международном уровне российской игровой индустрии нужно высокотехнологичное производство, уверены спикеры. Но для него в стране не хватает инвестиций, в том числе бюджетных, не хватает диалога между игроками рынка и государством.

Важно прикладывать усилия к формированию госзаказа и спроса на услуги анимации со стороны госкорпораций и крупнейших ведомств. Однако поддержку стоит не распылять по всему рынку, а выдать ее наиболее профессиональным командам с высокими компетенциями. Ведь такая работа — важнейшая часть работы с молодежью, закладывания в воспитание подрастающего поколения необходимых государству нарративов.

Причем в этой области уже есть успешные кейсы, связанные с региональным брендингом (например, Нижнего Новгорода и Татарстана).

В целом участники дискуссии положительно оценили перспективы развития российского рынка игрушки, отметив, что в ближайшее время его ждет появление новых героев и становления новых отечественных нарративов.

 

 

 

 

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/