«Черных списков блогеров» не будет, но контроль полезен — как прошел круглый стол «Известий»
Депутаты, блогеры и руководство РДО обсудили регулирование блогосферы, будущее ОКВЭДов для блогеров и роль государства в реформах.
22 августа в пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол «Блогеры и медиабизнес: законодательное регулирование блогерской деятельности в Российской Федерации». На нем представители власти, бизнесмены, руководители digital-агентств и блогеры обсудили перспективы регулирования отрасли и поделились мнениями насчет применения отдельных его аспектов. Ведущими мероприятия выступили Елена Лихоманова и GR-директор «Русского делового общества» (РДО) Никита Донцов.
Открывая мероприятие, сооснователь РДО и член Экспертного совета при Комитете Госдумы по малому и среднему предпринимательству Мария Михайлова рассказала, что РДО целенаправленно стремится к организации подобных мероприятий для сплочения российского бизнес-сообщества. Потенциал медиабизнеса вообще и блогерства в частности в России растет, в связи с этим в Обществе даже открывают новое направление: его задачей будет помогать блогерам с GR, предоставлять ИТ-сервисы и консультировать по сложным вопросам.
РДО сегодня выступает с предложением создать Координационный совет по блогерам — ключевой орган согласования и площадку для совместной работы на благо рыночной прозрачности.
Кирьянов: доски позора не нужны, маркировка сработает лучше
Развивая тематику регулирования отрасли, зампред комитета Государственной думы по экономическому развитию и глава Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов заявил, что вводить отдельные налоговые термины и категории под блогеров видится нерациональным. По мнению Кирьянова, блогеры — такие же предприниматели, и для них должна работать общероссийская классификация схем налогообложения.
Вместе с тем, рассказал парламентарий, у ФНС для блогеров не будет создано никаких публичных «досок позора»: сегодня госорганы применяют риск-ориентированный подход к проверкам, чтобы минимизировать число ложных обвинений и взысканий. Государству актуальнее стимулировать внутреннюю дисциплину и имиджевую составляющую, чтобы неуплата налогов стала непрестижной в профессиональной среде.
В том же, что не касается налогообложения, текущего регулирования блогерской деятельности недостаточно — а самим блогерам важно понять, что вместе с правами от государства к ним придут и дополнительные обязанности. Приравнивание блогеров к СМИ не выглядит осмысленным, а создание дополнительных ОКВЭДов вряд ли решит проблему, т.к. ОКВЭД — скорее статистический инструмент.
Депутат также считает, что одним из эффективных методов контроля за рынком рекламы должна стать маркировка. Сравнив ее с товарной маркировкой системы «Честный знак», Артем Кирьянов заявил: «Маркировка (рекламы) — один из самых действенных механизмов. Это подтверждено на огромном количестве товарных групп, историей маркировки в России: она работает. Каждый раз мы слышим, какой бы эксперимент мы ни начали, где бы маркировку ни вводили, мы слышим, что это будет крах отрасли, исчезновение рабочих мест, невозможность что-то делать. Но, тем не менее, когда маркировка стартует в полную силу, мы видим обеление рынка от 30% и выше».
Шутки кончились: мнение блогеров и СМИ
Продолжая дискуссию, главный редактор портала «Газета России» Владимир Блинов напомнил собравшимся, что «шутки кончились» и государство вплотную приступило к регулированию медиарынка. Актуальная база данных по блогерам станет лишь этапом на этом пути, считает спикер: пора перенимать китайский опыт.
Блогер Кристина Котова добавила: идея по созданию Координационного совета, вне сомнения, продуктивна — однако разумным было бы разделить его деятельность на финансовую и нефинансовую.
Директор по технологиям «Сидорин Лаб» Евгений Кузнецов поддержал тезис, заявив, что в сегодняшней блогосфере источниками проблем часто выступают искажение информации из-за неквалифицированной подачи, подпольно существующий рынок «черного пиара» и общественно опасные последствия провокационных действий отдельных блогеров. Грамотное регулирование обязано «присматривать» за этими источниками — с этой мыслью согласилась и блогер Александра Кабаева. Она заявила, что блогеры способны дать деструктивный пример детям и сферу необходимо контролировать в разумных пределах.
В видеообращении к участникам круглого стола блогер Михаил Зарецкий также добавил, что выступает за всестороннюю консолидацию российского общества и в связи с этим считает, что новые меры по контролю за блогосферой окажутся полезными для работы с молодежью.
Адвокаты на линии атаки
Соучредитель адвокатского бюро «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнёры» адвокат Сергей Узденский рассказал, что согласен с депутатом Кирьяновым в том, что создавать законодательные новеллы специально под блогеров бессмысленно. По словам юриста, «адвокаты всегда были на линии атаки» в этой отрасли и «давно предупреждали» блогеров о готовящейся смене политики ФНС.
В то же время, уверен Узденский, есть четыре основные зоны внимания в регулировании блогосферы: уголовно-правовые последствия распространяемой информации; налоговые вопросы; вопросы авторского права и рекламы.
В первой области Узденский предостерег органы государственной власти от «перебигов» и арестов за саркастические высказывания, во второй — заявил, что частой практикой остаются случаи «дробления» бизнеса ради получения налоговой выгоды. В то же время, говорит адвокат, блогерам часто искусственно не дают платить налоги даже после заведения дел — например, через повальный арест имущества.
Среди спорных вопросов Узденский назвал квалификацию пожертвований (донатов) как категории налога, вопросы авторского права и процессы по защите деловой репутации.
Тему продолжил соведущий мероприятия Никита Донцов: он заявил, что вопрос о регулировании блогерского статуса еще предстоит серьезно развить (начав хотя бы с того, как правильно писать это слово). По словам Донцова, полезным шагом со стороны власти была бы разблокировка запрещенных сегодня соцсетей, в которых активно зарабатывает российский малый бизнес.
Сидоренко: важно понимать, чем перемены будут полезны
После этого к собравшимся обратился генеральный директор digital-агентства «Интериум» и член Общественного совета при Минцифры Валерий Сидоренко. Он затронул целый спектр тем, начав с того, что попытки объединить блогеров в нашей стране предпринимались неоднократно с эпохи существования «Живого Журнала».
Сегодня, по словам Сидоренко, почти у каждого крупного игрока в digital-отрасли есть свои инструменты работы с ней: существует Ассоциация блогеров и агентств, Российское авторское общество, Ассоциация АКОС и др.
В то же время одной из центральных фокусных проблем в последние месяцы для отрасли стали изменения в правилах маркировки рекламы. По словам эксперта, ресурсы всех отраслевых объединений направлены на диалог с государством: в текущем виде новый закон грозит «убить» всё нативное размещение в Рунете — и Сидоренко надеется, что будущий Координационный совет в этом деле поможет.
Проблема в первую очередь возникает из-за того, что любое упоминание конкретного бренда на неограниченный круг лиц по новому закону будет считаться рекламой и будет подлежать маркировке и штрафам за ее отсутствие — формально под такие ограничения подпадут даже пресс-релизы и искренние некоммерческие рекомендательные посты. Сейчас, по словам Сидоренко, «систему толкают к поиску уловок»: например, введение платного доступа к контенту без маркировки или формату подборок.
Сидоренко считает, что главным вопросом регулирования должен стать вопрос, чем оно будет полезно самим блогерам. По сравнению с другими инициативами (например, Реестром отечественного ПО) польза реестра блогеров неочевидна для участников. Выходом может стать доступ к аккредитации на мероприятия по аналогии со СМИ.
Как заявил в продолжение темы профессор Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Гавров, можно провести аналогию с членством в будущем регуляторном органе или сообществе для блогеров с членством в Союзе писателей СССР.
Как считает ученый, потенциальная самоорганизация такого сообщества — это гарантия «буфера» между блогерами и государством и некоторой правовой защиты от последнего, в том числе через коллективное поручительство за благонадежность. Это, по словам Гаврова, будет и квази-«лоббистская» структура, которая наладит процессы GR в отношении блогеров.
Подводя итоги
В заключение мероприятия Мария Михайлова заявила, что тема регулирования блогерского сообщества практически неисчерпаема, и одной из насущных ее потребностей становится самоорганизация — внутренняя дисциплина, которая будет предотвращать внешнюю, со стороны государства.
Координационный совет отрасли Михайлова назвала жизнеспособной идеей и заявила, что одними из важнейших сфер его деятельности должны стать консалтинг блогеров по юридическим вопросам и взаимопомощь в блогерской среде. Координационный совет, среди прочего, будет призван воспитать «новое поколение» блогеров, могущих выступить примером для коллег по отрасли.
Фотографии: Павел Волков и редакции