Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Порочкин Дмитрий: «Законы написаны почти 20 лет назад, многие нормы и требования остались еще со времен Советского союза. Они просто устарели»
О проблемах предпринимателей в сфере защиты безопасности труда и работе омбудсмена по вопросам соблюдения прав предпринимателей̆ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства специально для Smallbusiness.ru рассказывает Дмитрий Порочкин.
Персона: Дмитрий Порочкин, предприниматель, руководитель Центра охраны труда «НСС Консалт», омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей̆ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, член рабочей̆ группы при Правительстве РФ по реализации механизма «Регуляторной̆ гильотины» в сфере трудовых отношений и охраны труда.
- Мы брали у вас интервью 11 лет назад, в 2010 году. С тех пор прошло много времени, у вас были различные бизнес-проекты. Сегодня вы занимаете должность омбудсмена по вопросам соблюдения прав предпринимателей̆ при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства. В какой момент и, главное, для чего вы решили подать свою кандидатуру на роль омбудсмена?
- Я являюсь Уполномоченным по правам предпринимателей при проверках госинспекций по труду с февраля 2019 года как на федеральном уроне, так и на уровне Москвы. Одиннадцать лет назад обо мне знали в основном как о руководителе Московского клуба молодых предпринимателей. Но уже тогда существовал Центр охраны труда «НСС Консалт». Это – одна из моих компаний, которая активно работает и продвигается на рынке с 2008 года. За 12 лет мы стали одним из лидеров по предоставлению услуг по охране труда. И примерно два года назад мне предложили стать Уполномоченным по правам предпринимателей.
Я согласился на данную должность, так как я всегда занимал активную жизненную позицию и участвовал в работе разных предпринимательских сообществ, а так же у меня есть глубокие знания в области охраны труда, и актив в виде своей компании, которую можно привлекать как инфраструктуру для отработки поступающих обращений в адрес Уполномоченного и написанию предложений по изменению законодательства.
Надо понимать, что Уполномоченный по правам предпринимателей – это не просто общественная должность, которая дает определенный условный статус, это – работа, потому что обращения пишут предприниматели с реальными серьезными проблемами.
Например, смертельный несчастный случай на производстве, виноватым в котором был признан генеральный директор, и этому директору грозит уголовная статья. И для того, чтобы помогать этим предпринимателям, не достаточно просто ходить выступать по форумам или писать в фейсбуке. Для этого нужны знания, реальная работа юристов и технических специалистов.
В описанном выше примере погибший человек работал на оборудовании чуть ли не 1978 года. С тех времен распался Советский союз, появилась Российская Федерация, мы вступили в Таможенный союз, – несколько раз менялась техническая документация на это оборудование. Нам приходилось разбирать архивы, искать описание и актуальную техническую документацию. Надо было понять, какие из имеющихся документов действительны и на какие можно опираться. Получилось так, что прокуратура и следователи опираются на одни документы, а мы как защитники – на другие. За всю эту работу никто не платит, никто не оплачивает юристов и время моих сотрудников.
Но одна из главных моих мотиваций в этой работе – это изменение устаревшего законодательства в области охраны труда.
Многие законы были написаны почти 20 лет назад, многие нормы и требования остались еще со времен Советского союза. Они просто устарели. То, что еще вчера было инновацией, сегодня нужно применять, иначе наша экономика просто отстанет.
Роль Уполномоченного по правам предпринимателей – это не только защита. Это – площадка и инфраструктура для донесения предложений до органов законодательной и исполнительной власти в области изменения того или иного законодательства в области охраны труда.
- Прошедший 2020 год, пожалуй, был одним из самых сложных годов для компаний из многих сфер деятельности. Увеличилось ли количество обращений к вам как к омбудсмену?
- Да, конечно, увеличилось. По статистике Роструда в Госинспекцию по труду по Москве только в июне месяце количество жалоб было такое же, как за весь 2019 год. Понимаете, да?
Понятное дело, что предприниматели в большей части сами нарушали текущее законодательство: неправомерные увольнения, невыплата заработной платы или ее задержка. И здесь, к сожалению, омбудсмен ничем помочь не может.
На федеральном уровне на меня еще возложена работа по части проверок Роспотребнадзора. Здесь тоже было много жалоб, и мы активно помогали предпринимателям в вопросах, связанных с масочным режимом.
Были случаи, что, например, заходит какая-то проверка, видит сотрудника без маски и выписывает штраф предприятию. Возникает вопрос: а при чем здесь предприятие, при чем здесь генеральный директор, когда он до всех донес информацию, средствами индивидуальной защиты обеспечил, а, например, официант маску снял? Директор же не может ходить и следить за всеми, чтобы все ходили в масках и штрафы не выписывались.
Или, например, в подсобное помещение зашел представитель проверки, а там сотрудник без маски один сидит обедает, или в курилке курит. Проверка выходит и выставляет штраф на 20-50 тыс. руб. Таких случаев было очень много. Нам удавалось смягчить санкции до уровня предупреждения.
- Как при таком объеме работы сохранить человеческое отношение к обращениям, оставаться эффективным руководителем и не выгореть?
- Это возможно благодаря моей классной команде, которая обрабатывает все обращения, приходящие в аппарат Уполномоченного. Понятно, что я физически не успеваю писать на них ответы, письма в суды, которые должны быть написаны грамотным юридическим языком. Конечно, все происходит с моего согласования, но первоначальный вал обращений обрабатывают они.
- Можно ли говорить о том, что в связи с пандемией короновирусной инфекции, работодатели стали ответственнее относиться к соблюдению правил охраны труда? Или сейчас пройдет время, статистика по заболеваемости упадет, и все забудут про правила безопасности?
- Сложно сказать. Есть некоторый отложенный спрос, который мы наблюдаем сейчас на рынке по охране труда, средств индивидуальной защиты. Но тут скорее не «ковид» повлиял на работу по обеспечению безопасности, а так называемая «Регуляторная гильотина» (ред.: «Регуляторная гильотина» (https://knd.ac.gov.ru) - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду). И за счет того, что во многих средствах массовой информации, интернет-порталах, социальных сетях говорят про эту «Регуляторную гильотину», о том, что грядут изменения в правилах по охране труда, 10-ого раздела ТК РФ, других нормативно-правовых актах, предприниматели, которые раньше вообще не задумывались о том, что надо работать в этом направлении, говорят: «А давайте мы тоже что-то сделаем».
Также все поняли опыт 2020 года, когда на прочность проверялись отношения работник-работодатель. Огромное количество жалоб было связано с тем, что, когда трудовая инспекция приходит проверять, например, неправомерное увольнение, она проверяет в том числе и охрану труда, по крайней мере имеет право. Все понимают, что это может повториться, и проще сделать, чем оставить этот вопрос без внимания.
- А у вас, как генерального директора Центра охраны труда «НСС Консалт» и франчайзи сети барбершопов, произошли какие-то изменения в бизнесе в связи с пандемией COVID-19?
- У нас получилась так, что на пандемию попало открытие одного из барбершопов. Но мы открылись и начали работать сразу, как только были сняты ограничения, поэтому никого не сократили. В области охраны труда получилась аналогичная история – все остались в штате. А в августе-сентябре мы уже набирали сотрудников и открывали новые направления, выходили в регионы. И по итогу 2020 года выросли на 30%.
- Какая проблема является главной, когда говорим об эффективной системе охраны труда на предприятии?
Главная проблема – это формальный подход руководителей и специалистов по охране труда.
В СССР промышленность была развита и все понимали, зачем нужен специалист по охране труда и какую функцию он выполняет, относились к этой профессии достойно и с уважением. Потом все стали менеджерами и ушли в офисы. Сегодня многие руководители не понимают, зачем нужна эта служба и формально относятся к должности специалиста по охране труда. Хотя в офисах несчастных случаев происходит ничуть не меньше: люди врезаются в стеклянные перегородки, попадают в ДТП во время командировки.
Для того, чтобы отладить процесс охраны труда, не нужно больших временных или финансовых вложений от руководителей. Это требует пол часа в месяц времени для небольшого офиса. Но, уделяя должное внимание охране труда, вы повышаете культуру производства.
- Как бы вы порекомендовали руководителям организаций мотивировать сотрудников компаний на соблюдение санитарно-эпидемиологический норм и внутренних регламентов?
- Штрафы – к сожалению, лучшая мотивация. Понимаете,людей, которые заботятся о своем здоровье и носят средства индивидуальной защиты, не только от ковида, а, например, на стройке в каске ходят, – их не надо мотивировать. А человек, который не понимает, что может не только себя убить, но и своих коллег, и подставить руководителя, сколько ни говори, как ни мотивируй, он все равно не понимает.
- Недавно мы брали интервью у Сергея Бодрова, генерального директора компании-организатора международных соревнований IRONMAN 70.3 Russia St.Petersburg «Железный человек», говорили об участии предпринимателей в спортивных соревнованиях. Вы тоже участвуете во многих марафонах, соревнованиях, что дает Вам преодоление испытаний?
- Соревнования для меня – не испытание, а веселье и тусовка. Самое сложное – это подготовка. Я 20 лет профессионально занимался водным поло и точно знаю, что главное – это не участие в соревнованиях, а то, как ты к ним готовишься. Но спортзал нужен любому человеку.
В прошлом году я целенаправленно пошел участвовать в заплыве «Oceanman», потому что у меня никак не получалось встроить в график водные тренировки. А тут надо было проплыть определенную дистанцию за определенное время – хочешь-не хочешь, а на тренировку придется идти. Это дополнительная мотивация.
- Ставите ли вы себе KPI как генеральный директор компаний, как омбудсмен? Какие у вас планы в 2021 году? Рассматриваете ли вы открытие новых бизнес-проектов?
- Новые бизнес-проекты сейчас не рассматриваю. В рамках текущей деятельности мы запустили два новых направления, два больших отдельных блока со своим законодательством, клиентской базой и целевой аудиторией: экология и промбезопасность. Кроме того, мы активно начали выходить в регионы, открыли представительства в Санкт-Петербурге, Уфе и Липецке. В 2021 году мы будем сосредоточены на этом. Цель – вырасти в два раза.