Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Андрей Богданов: «Фермерам нужна разумная система кооперации»
О проблемах и перспективах фермерства в России Портал предпринимателей Smallbusiness.ru поговорил с главой фермерского хозяйства «Родные ладони» Андреем Богдановым.
Андрей Богданов, Глава фермерского хозяйства «Родные ладони» дер. Коряча Волосовский р-н Ленинградской области
Про создание фермерского хозяйства
- Как вы решились создать собственную ферму «Родные ладони»?
- Я очень много времени проводил в этой деревне в детстве, это – моя малая Родина. У нас уже было свое личное подсобное хозяйство. После университета хотелось реализовать накопленный жизненный опыт на практике. И, как ни странно, первый проект мы решили запустить именно в сфере сельского хозяйства.
Эта деятельность вызывала чувство свободы с той точки зрения, что фермерство – это непочатый край интересной и очень творческой работы.
Я не могу заниматься тем, что не вызывает у меня интерес. А фермерство представляет собой очень перспективную сферу деятельности, где раскрывается большинство человеческих качеств.
- С чего вы начинали? У вас был бизнес-план? Оценивали ли вы риски, с которыми можете столкнуться?
- Это была достаточно классическая на сегодняшний день история про городских жителей, которые, имея небольшой накопленный капитал, тянутся к земле и вкладывают деньги туда, куда считают душеполезным.
Сначала было создано небольшое хозяйство, неструктурное, исключительно для семейного использования. Затем мы поняли, что необходимо разработать коммерческую составляющую. Наши земли – очень перспективные для развития даже несмотря на то, что они пустовали на протяжении 50 лет. Помимо прекрасных полей и лесов там расположены различные исторические памятники, Храм Покрова Пресвятой Богородицы 1896 года, находящийся в аварийном состоянии.
В общем, «Родные ладони» про то, как найти любимое дело и потом научиться зарабатывать на нем.
- Вас пытались отговорить?
- Местные жители и администрация сельского поселения очень увлеченно и с интересом отнеслись к нашей задумке. А вот городское окружение отнеслось с недопониманием. Сейчас я вижу, что таких, как мы, в России становится больше, и это очень вдохновляет.
- У вас был изначальный капитал или вы привлекали инвестиции на старте?
- На старте мы вкладывали семейный капитал и только на поздних этапах начали привлекать внешние инвестиции. В сельскохозяйственный бизнес на том этапе, на котором мы находились до этого года, инвесторы идут неохотно.
- Изучали ли вы опыт других ферм или ферм в других странах?
- Мы очень много путешествуем и по отдельности, и семьей. Ездили на сельскохозяйственные выставки в Германию, Финляндию, смотрели, как у них устроены фермерские хозяйства. В Италию ездили учиться на сыроварню. Деньги надо вкладывать в образование и уникальный опыт. В Италии и Германии очень хорошо выстроен семейный бизнес. И наша ферма взяла за образец стиль своих европейских товарищей.
- Что сейчас представляет собой ферма «Родные ладони»?
- В деревне Коряча сейчас находится фермерское хозяйство, включающее цех по переработке молока, комплекс КРС (крупный рогатый скот) и еще один небольшой комплекс для кур-несушек, который мы скоро будем использовать для расширения поголовья.
На территории фермерского хозяйства сейчас достраивается деревянный декоративный городок с мини-фермой для семейного посещения, куда можно будет приехать погладить и покормить животных. Также в этом сезоне будут организованы групповые и индивидуальные исторические и агротуристические экскурсии.
В деревне Мазаная Горка помимо занимающих основные площади полей для выпаса и сенокошения, сейчас развивается туристический эко-комплекс. Этот объект уникальный. Там тишина и нет сотовой связи. Туда едут перегруженные информацией цифрового мира люди за digital detox* (*временный сознательный отказ от использования смартфонов, компьютеров, планшетов и других устройств), чтобы вручную колоть дрова и топить дом, париться в бане на берегу реки. Мы, будучи такими же людьми мегаполиса, очень хорошо понимаем, зачем мы это делаем. Когда человек перегружен потоком информации, тишина становится бесценным продуктом.
У нас большие планы по развитию этого комплекса. Он находится в уникальной экологической зоне в 11 км от фермы (в 6 км напрямую через лес), и мы планируем соединять их лесными и водными туристическими маршрутами. Также в планах: гастрономические туры, мастер-классы, туры выходного дня, – все разнообразие мероприятий внутреннего экологического и агротуризма. Впереди огромное количество работы.
При этом туристическое направление никак не влияет на сельхоздеятельность. В сочетании сельскохозяйственной деятельности и агротуризма есть определенные законодательные трудности. Но мы никак не мешаем работать земле по своему назначению, а туризму гармонично работать для людей. Получается очень качественное сочетание.
Специалисты из Школы экскурсоводов, приезжавшие к нам, назвали это место «Жемчужиной Волосовского района». Очень приятное обозначение!
Про управление и проблемы фермерского хозяйства
- Сколько людей помогает вам сейчас поддерживать хозяйство?
- Управляющая команда составляет 6 человек. Это те люди, которые накрепко прикрепились к нам в течение многих лет работы, стали сотрудниками, теми, кто вместе с нами трудится.
- А вы не замечали что-то общее среди людей, с которыми работаете?
- Нас объединяет желание быть реализованным, заниматься осмысленной деятельностью. Тягот труда не ощущаешь, когда твоя жизнь и работа гармонично сочетаются и ты получаешь от этого удовольствие. Как в притче о трех каменщиках.
- Сейчас много говорят об ухудшении качества кадров в сельском хозяйстве, вы согласны с этим? Молодые люди готовы заниматься сельским хозяйством или, по-прежнему, нет?
- Это очень важный вопрос.
Я всегда делаю ставку на молодежь и верю, что в этом непаханом поле молодых кадров можно найти алмазы.
Рыба гниет с головы и, если руководство любой компании воспринимает молодых сотрудников заведомо раздолбаями и безыдейными лоботрясами, то они безошибочно считывают этот посыл на самом тонком уровне, как ребенок, которого за глаза считают больным, а в лицо стараются улыбаться. Такое отношение вырастает из нерешенных личных проблем самого руководства, моральных и идеологических.
У нас много молодых талантов. Да, многие из них не остаются надолго и уходят. Но они имеют на это право – у них своя жизнь. Мы нормально относимся к тому, что молодые приходят, вдохновляются, заражаются и уходят, потому что мы тоже получаем от этого свой опыт.
Самому младшему сотруднику нашей фермы – 18, средний возраст в управляющей команде – около 30. Мне 28 лет, ближайшему моему соратнику и коллеге – 25. Есть и люди самого старшего поколения, которые для нас пример и опора. Есть специалисты с 30-летним стажем, как, например, наш зоотехник, которую знает и уважает вся область.
- Если говорить о реализации продукции, трудно ли находить новых покупателей? Используете ли вы соцсети для продвижения или покупатели приходят по рекомендации знакомых и друзей?
- Изначально в нашей деятельности было задумано три направления: сельскохозяйственное производство, интернет-магазин и туристический комплекс. Но, как в фильме «Бойцовский клуб», мы с вами «встретились в странный период моей жизни». Мы закрыли очень перспективный проект интернет-магазина «Родные ладони», потому что не смогли распыляться.
Под брендом «Родные ладони» продавалась не только наша продукция, мы развивали сеть качественных производителей Ленинградской области. Это был отдельный бизнес. Но в какой-то момент он дошел до потолка, для преодоления которого нужен был мощный инвестиционный рывок. К тому времени поспел проект туркомплекса, и мы сделали выбор в его пользу. Таким образом осталось два направления работы: производство и туризм.
Туркомплекс очень органично вписывается в актуальную повестку, и люди как-то сами нас находят по ключевому внутреннему запросу отдохнуть в тишине». На этот год у нас большие планы по раскрутке. Уже сейчас есть запросы, например, на проведение свадеб. Едут даже из Москвы и Ростова, дорога по М-11 занимает 5-6 часов. В отношении производства мы сейчас изменили тактику продаж. Раньше встраивали нашу молочную продукцию в работу интернет-магазина, теперь перешли на модель продаж b2b. Также ферма будет обеспечивать питанием туркомплекс. Насчет интернет-магазина тоже есть планы. Возможно, мы со временем вернемся к этому направлению. Но поговорим об этом через год.
- Как вы пережили трудности 2020 года, как они повлияли на хозяйство, и как удалось с ними справиться?
Прошлый год мы пережили не просто и очень интересно. В начале года, когда началась пандемия и границы закрыли, унас взлетело все, что можно: в три раза поднялись продажи в интернет-магазине, еще не готовый к приему гостей туркомплекс пришлось срочно запускать, подгонять под санитарные нормы. Но мы не удержали эту волну из-за того, что не включили вовремя маркетинг, и команда не была готова и упакована. Буквально через несколько месяцев обороты упали.
Это был год гигантских перемен и сложных решений, год большого осмысления. Мы 33 раза пересобирали концепцию и идеологию. Кроме того, у нас еще не завершено строительство сельхозобъекта, на который мы получили финансирование от Агропромышленного комитета. С ним тоже есть трудности. Сейчас мы стараемся все урегулировать, чтобы в следующем году можно было запустить еще одно производство. Я бы сказал, что финансовых успехов по итогу года у нас не очень много, а вот качественных, управленческих и компетентностных – очень. В такие времена сильно спасает финансовая подушка, без нее вообще не было бы никакого смысла это все начинать. Именно она держит нас сейчас на плаву.
- Если говорить о семейных фермерских хозяйствах, то какие проблемы сейчас стоят наиболее остро?
- Главная проблема малого бизнеса, а я причисляю семейные животноводческие хозяйства к малому бизнесу, заключается в разрозненности.
Один в поле – не воин. Сегодня в этой сфере наблюдается такая микро-феодальная раздробленность, когда каждый сам за себя и пытается переложить ответственность на другого.
Если смотреть на пример европейских кооперативов, то там действует веками отработанная сложная замкнутая система производства и сбыта. В нашей стране исторически сложилось так, что на смену царской империи с одной системой, пришли большевики, обнулили систему и построили новый мир, а после развала Советского союза многострадальное земельное законодательство снова откатилось к нулю. За последние 20 лет совершен колоссальный рывок, которым можно только гордиться.
В России фермерский семейный малый бизнес начинает появляться только сейчас, ему от силы 30 лет. И, если сначала его тянули люди из 90-х со своеобразным типом мышления, затем люди нулевых с совсем другим типом мышления, то вот сейчас приходит новое поколение предпринимателей, начитавшихся книжек и все изучивших, которые будут создавать новую систему. Но пока в этой (!) сфере нет стыковки между созревшим самостоятельным малым бизнесом и созревшей управленческой государственной системой, на мой взгляд, не случится дальнейшего успешного кооперативного развития. Сейчас нет единого языка для взаимного понимания сторон.
Мы в течение долгих лет проходили сложный путь проб и ошибок. Ноесли каждая семейная ферма будет проходить такой путь проб и ошибок, который проходили мы, то в России никогда не будет семейных ферм. Для того, чтобы они этим занимались, должна быть создана грамотная и разумная система кооперации.
Я активно наблюдаю работу, которая происходит в Ассоциации фермеров, в Союзе фермеров, Общероссийском народном фронте (Народный фермер). Люди только сейчас, как младенцы, начинают щупать новые реалии. Начинает выкристаллизовываться уникальная бизнес-культура, которой ни в России, ни в мире еще несуществовало. Возможно, что лет через 5-7 мы увидим совсем иную форму взаимодействия государства и бизнеса.
- Заметны ли изменения в государственных программах по поддержке сельского хозяйства за последние 10 лет?
- «Родные ладони» застали как раз одни из первых таких программ и собрали на них первые шишки. Точно могу сказать, что с 2015 года произошли значительные улучшения этих мер поддержки. Конечно, в области поддержки семейных животноводческих хозяйств необходимы еще серьезные доработки. Но это вообще отдельная тема для разговора.
- А какие цели вы поставили себе на 2021 год?
- В этом году мы планируем полностью запустить все действующие производственные мощности и войти в уверенную прибыль, обеспечить туркомплексу постоянную 60% загрузку, произвести качественные перестановки в команде. И, конечно, в планах личное развитие и образование.