Взгляд государственника: русские люди в торговле слабы друг перед другом
Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин был сыном очень скромного псковского помещика. Он был едва ли не первым провинциальным дворянином, проложившим себе дорогу в круг старого родовитого боярства и московской знати. В грамоте 1658 года, возводя Нащокина в думные дворяне, царь Алексей Михайлович хвалил его за то, "что он алчных кормит, жаждущих поит, нагих одевает, до ратных людей ласков, а ворам не спускает".
С 1667 по 1671 год Афанасий Лаврентьевич был главой Посольского приказа. Наблюдения над жизнью Западной Европы Афанасий Лаврентьевич пришел к сознанию главного недостатка московского государственного управления - оно направлено было единственно на эксплуатацию народного труда, а не на развитие производительных сил страны. Народнохозяйственные интересы приносились в жертву фискальным целям и ценились лишь как вспомогательные средства казны. Из этого осознания и вытекали мысли Нащокина о развитии промышленности и торговли в Московском государстве. Он убежден был, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления. Но чтобы промышленный класс мог действовать производительнее, надо было освободить его от гнета приказной администрации.
Нащокин был одним из первых политико-экономов на Руси.
Управляя Псковом, Нащокин попытался применить здесь свой проект городского самоуправления, взятый из собственных наблюдений за порядками в Западной Европе. Приехав в Псков в марте 1665 года, новый воевода застал в родном городе страшную неурядицу. Он увидел великую вражду между посадскими людьми: состоятельные купцы, пользуясь своей силой в городском общественном управлении, обижали средних и мелких купцов в разверстке податей и в нарядах на казенные службы. Они вели городские дела своим произволом, без ведома остального общества. В итоге и те и другие разорялись от тяжб и приказной неправды. Из-за немецкого рубежа в Псков и из Пскова за рубеж провозили товары беспошлинно. Богатые вели торговлю на собственные капиталы, но маломочные были вынуждены производить торговые обороты при помощи иностранных купцов, у которых они брали в ссуду оборотный капитал для торговли при условии поставить им по заранее определенной цене к известному сроку определенное количество товаров, которое они должны были закупить у земледельцев, ремесленников и т.д. При таких условиях иностранцы могли понижать цены на русские товары, от чего страдали интересы как торговцев, так и производителей. Маломочные торговцы скупали подешевле русские товары и как свои продавали, точнее, передавали их своим доверителям, довольствуясь ничтожным комиссионным заработком. Этим они сбивали цены на русские товары, сильно подрывали настоящих капиталистов. Но влезая неоплатно в долги к иноземцам, сами разорялись.
Сущность реформы, произведенной Ординым-Нащокиным во Пскове, заключалась в следующем. Он задумал ввести такое устройство внешней торговли во Пскове, чтобы мелкие торговцы кредитовались в земской избе, а закупленные ими товары складывались в особые помещения, с тем чтобы эти товары продавались иностранным купцам "свалом", то есть оптом, вместе с товарами, принадлежащими крупным торговцам; назначение цен и сама продажа должны были производиться последними.
Нащокин видел главные недостатки русской торговли в том, что "русские люди в торговле слабы друг перед другом", неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости – недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита. Именно на устранение этих недостатков и были направлены статьи псковского положения о торговле с иноземцами. Маломочные торговцы распределяются "по свойству и знакомству" между крупными капиталистами, которые наблюдают за их промыслами. Земская изба выдает им из городских сумм ссуды для покупки русских вывозных товаров.
А для того, чтобы привлечь иностранных купцов к закупке этих продуктов, Ордин-Нащокин предлагал установить две двухнедельные ярмарки, от 6 января и от 9 мая, на которых всякие товары могли продаваться без всяких пошлин. К этим ярмаркам мелкие торговцы на полученную ссуду при поддержке капиталистов, к которым приписаны, скупают вывозные товары, записывают их в земской избе и передают своим принципалам. Те уплачивают им покупную стоимость принятых товаров для новой закупки к следующей ярмарке и делают им "наддачу" к этой покупной цене "для прокормления", а продав иноземцам доверенный товар по установленным большим ценам, выдают своим клиентам причитающуюся им "полную прибыль", компанейский дивиденд. Такое устройство торгового класса должно было сосредоточить обороты внешней торговли в немногих крепких руках, которые были бы в состоянии держать на надлежащей высоте цены туземных товаров.
Эта меру возможно рассматривать с разных точек зрения. Некоторые видят в ней аристократический (или плутократический) характер, так как вызывает подчинение бедных богатым. Другие видят в ней желание устранить рознь, существовавшую между богатым и недостаточным купечеством. А с другой стороны, очевидно ведь, что эта мера имела скорее тот смысл, что при ней продажа русских продуктов сосредотачивалась в руках земской избы, в то время как число покупателей их должно было увеличиться. Благодаря этому псковское купечество получало возможность вызывать повышение цены на русские товары путем известного рода стачки - так что против иноземных купцов было обращено то самое орудие, которое они применяли в торговых сношениях с русскими.
Такие своеобразные торговые товарищества рассчитаны были на возможность дружного сближения верхнего торгового слоя с посадской массой. Расчет мог быть основан на обоюдных выгодах обеих сторон, патронов и клиентов: сильные капиталисты доставляли хорошую прибыль маломочным компанейщикам, а последние не портили цен сильным. Но общественная рознь помешала успеху реформы. Маломочные посадские псковичи приняли новое положение, как царскую милость, но "прожиточные люди", богачи, городские воротилы, оказали ему противодействие и нашли себе поддержку в Москве.
Предприятие Афанасия Лаврентьевича Ордина - Нащокина было с негодованием встречено московским боярским и приказным миром. В нем было усмотрено только дерзкое посягательство на исконные права и привычки воевод и дьяков в угоду тяглого посадского мужичья.
Он впал в опалу из-за своих прямолинейных и зачастую самостоятельных действий. В итоге в 1671 году Ордин-Нащокин был смещен со всех постов. А в 1679 году принял монашеский постриг под именем Антония в Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре вблизи города Пскова.
Источники:
1. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.
2. Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа - СПб.: тип. В.С. Балашева, 1886.
3. Ключевский Василий Осипович. Курс русской истории. - Петербург: Гос. изд-во, 1920-1921.
Ссылка на картинку: https://news.myseldon.com/ru/news/index/183037660