02.04.2019

Устав железнодорожного акционерного общества на страже российского закона

Устав железнодорожного акционерного общества на страже российского закона

Вместе с самим проектом по строительству Царскосельской железной дороги учредители первого акционерного железнодорожного общества представили на рассмотрение правительства России проект устава созданной компании. Но он не был утверждён, так как в это время разрабатывались правила создания и действия акционерных обществ в России.

6 декабря 1836 года император Николай I высочайше утвердил "Положение о компаниях на акциях", которому было суждено стать первым в Европе общим законом об акционерных обществах. И вот тогда-то  проект устава акционерного общества Царскосельской железной дороги и возвратили его учредителям для приведения в соответствие с этими правилами. По ходатайству учредителей компании перед правительством в уставе разрешили сохранить статьи, которые шли вразрез с утверждёнными для российских компаний правилами: передача акций с простой подписью, получение дивидендов на купоны. Это было сделано в связи с тем, что правление компании уже обещало предоставлять данные права иностранным акционерам, и правительство не хотело отпугивать их от участия в будущих акционерных обществах.

 6 июля 1837 года был утвержден Устава общества Царскосельской железной дороги. 2 августа 1837 года подписан императором Николаем I "с приказанием его рассылки министрам, всем губернаторам и другим должностным лицам в присутственные места; о напечатании Устава в Сенатских ведомостях".

Устав общества Царскосельской железной дороги определял:

- состав общества "<...>  Оно будет именоваться Общество Царскосельской железной дороги, а правление онаго будет находиться в С. Петербурге. Капитал общества состоит из трех миллионов пяти сот тысяч рублей государственными ассигнациями, выпуском 17, 500 акций , в двести рублей каждая. В акции означается имя получателя. - Каждой акции присвоено равное участие в предприятии. Акции могут быть переданы от одного лица другому, с уведомлением о том Правления, или с учинением бланковой надписи на акции. <...>"

-  права и преимущества общества "<...> Права и преимущества общества изображены в Высочайше дарованной оному в 21 день Марта 1836 года привилегии. Четверо учредителей передают означенную в предыдущем  параграфе привилегию, со всеми правами и обязанностями акционерам, на основаниях, изложенных в сем уставе. <...> в случае неудачи предприятия общества, или при возникших на оное исках, всякий из акционеров, не исключая и учредителей, отвечает только вкладом своим, поступившем уже в собственность общества, и сверх онаго ни личной ответственности, ни какому либо дополнительному платежу по делам общества подвергаем быть не может. <...> Каждый из акционеров имеет право присутствовать на общем собрании; но давать голос тот может, кто имеет на свое имя не менее 10 акций; акционер, имеющий 50 акций , имеет два голоса, а имеющий 100 и более акций на свое имя, три голоса. <...> Приговоры общего собрания получают общую обязательную силу, когда приняты будут по крайней мере тремя четвертями явившихся в собрание акционеров, при исчислении голосов их по размеру акций <...> ". Акционерам общества предоставлялась возможность до проведения собрания ознакомиться с годовым отчётом "с принадлежащими документами". Общее собрание акционеров имело право провести ревизию годового отчёта специально избранными собранием "депутатами". На всех собраниях имел право присутствовать каждый акционер.

- дивиденды общества и запасной капитал: "Дивиденд распределяется по ровной части на каждую акцию и имеет быть выплачиваем пополугодно. - Дивиденд за первую половину года определяется по усмотрению Директоров Правления; дивиденд за вторую половину года определяется по мере чистой прибыли, в общем собрании акционеров. <...>"

- управление общества. Во время строительства железной дороги руководство обществом возлагалось на правление, состоящее из четырёх учредителей. В случае выбывания одного их них оставшиеся выбирали на его место другое лицо. По окончании строительства правление должно состоять из пяти членов, избранных общим собранием акционеров, из которых ежегодно один будет выбывать из правления по жребию. По истечении 5 лет после избрания первого правления из его состава ежегодно выбывает тот директор, который дольше других занимал свою должность (впоследствии он мог вновь избираться в правление). Каждый избираемый директор должен был иметь не менее 50 акций, которые в период нахождения его в этой должности не могли никому передаваться и должны были храниться в правлении. В случае выбывания из состава правления или отсутствия какого-либо из директоров, остальные продолжали управление обществом. Если налицо было менее трёх директоров, то они должны были избрать одного из акционеров для временного участия в работе правления. Каждому из директоров после сдачи дороги в эксплуатацию полагалось по одному проценту из чистой прибыли.

- права и обязанности Правления. На правление дороги возлагалось:

1. Создание бухгалтерии, кассы и необходимых делопроизводств;

2. Рассмотрение и утверждение чертежей и смет на строительство и ремонт сооружений дороги;

3. Наблюдение за содержанием дороги после её открытия, определение платы за перевозку пассажиров и товаров, передачу в аренду построенных сооружений для публики в Царском Селе и Павловске;

4. Приобретение строительных материалов и всех необходимых предметов для сооружения дороги;

5. Составление должностных инструкций для лиц "от правления зависящих";

6. Переписка "с присутственными местами и Начальством других ведомств по делам до Общества относящихся".

Решение правления по вынесенному на его рассмотрение предмету считалось принятым, если за него проголосовало более половины всех присутствующих директоров. Если голоса разделялись поровну, то вопрос выносился на решение ближайшего собрания акционеров. Требования на получение денежных средств должны были подписываться не менее чем тремя членами правления.

- порядок разрешения споров

- порядок закрытия общества и ликвидацию

- особые преимущества: "Правлению общества предоставляется право делать некоторые изменения в настоящих правилах, или вновь присовокуплять к оным статьи, если то, по времени и обстоятельствам, признано будет необходимым для пользы общества; но изменения таковые и дополнения должны быть представляемы на усмотрение акционеров и утверждение Правительства. <...>"

Устав не определял, кто непосредственно организует эксплуатацию железной дороги.

На правление возлагался созыв акционеров общества на ежегодные и чрезвычайные собрания. В уставе не было записано о праве акционеров требовать созыва чрезвычайных собраний. На ежегодных собраниях, организуемых правлением в начале каждого года, должны были рассматриваться годовые отчёты о состоянии дел в акционерном обществе. На чрезвычайных или "особенных" собраниях должны рассматриваться "предметы особой важности, с присовокуплением о том мнений директоров правления".

Первое собрание согласно Уставу общества должно было состояться после окончания строительства дороги и открытия движения по ней. Журнал каждого собрания акционеров подписывался сразу после его окончания, но не позже трёх дней после его проведения, директорами правления и тремя избранными для этого акционерами.

Первым председателем правления общества Царскосельской железной дороги был избран граф Алексей Алексеевич Бобринский. Непосредственной организацией приобретения строительных материалов, подвижного состава и производства работ по сооружению железной дороги занимался чешский инженер главный инициатор и двигатель всего этого проекта Франц Антон Герстнер.

Источник:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 12 декабря 1825 — 28 февраля 1881 гг. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1885 гг.

 

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/