07.04.2020

Трудный переход к политике свободной торговли

Трудный переход к политике свободной торговли

В 1844 году граф Егор Францевич Канкрин ушел в отставку по болезни и возрасту с поста министра финансов России. И с его уходом в таможенной политике государства начался переход от строго охранительной системы к началам более умеренного протекционизма.

Граф Канкрин, вполне разделяя воззрения протекционистов, считал, что покровительственная система, доведенная до крайности, может быть вредной в том смысле, что она порождает монопольный характер некоторых отраслей промышленности и отнимает у фабрикантов стимул к усовершенствованиям в производстве. Он считал, что высокие протекционные пошлины должны быть вводимы только тогда, когда они действительно необходимы для поддержания  и поощрения внутренней производительности. Конкуренция между заграничными фабрикантами, а также постоянные усовершенствования, вводимые ими в производство, вызывали понижение цен именно на самые высокие сорта товаров, а отсюда следовала необходимость понижения таможенных пошлин. В самой России, в свою очередь, многие отрасли промышленности развивались и укреплялись настолько, что дальнейшее существование высоких охранительных пошлин становилось излишним. Однако, известный консерватизм министра финансов графа Канкрина задерживали переход от прежней политики, установившейся еще 1822 году, к системе большей свободы во внешней торговле. Когда руководство финансами перешло в другие руки, требования о переходе к умеренно-покровительственной таможенной политике стали звучать все громче и решительнее. Но противоположность интересов различных классов, принимавших участие в экономической жизни, мешала быстрому такому переходу. Интересы лиц, производивших внешнюю торговлю и требовавших возможного расширения внешних торговых оборотов России, сталкивались с интересами хозяев мануфактур, желавших возможно большего сокращения внешней торговли по многим статьям привоза. Стало понятно и то, что увеличение отпуска русских продуктов за границу может произойти только при условии возрастания требования иностранных товаров в России. А так как отпускная торговля Империи ограничивалась сырыми продуктами земледелия, то требования земледельческого класса, заинтересованного в выгодном сбыте за границу своих произведений труда, оказались прямо противоположными интересам фабричного класса.

Новые взгляды с трудом проникали в экономическое сознание народа, и потому правительственные шаги к новой умеренно-покровительственной таможенной политике были неспешными и осторожными. Сильный толчок к переходу от прежней системы к новой дало вступление на престол императора Александра II, его преобразовательная деятельность. Установленная в то время свобода прессы, вызвавшая небывалое развитие газетной и журнальной деятельности, сильно содействовала выяснению интересов различных классов общества. На страницах прессы полемизировали два противоположных лагеря: сторонники одного требовали сохранения прежней охранительной системы, другого - перехода к свободной торговле. Исход этой борьбы был предрешен характером реформ, осуществлявшихся в это время. Ведь допущение свободного соперничества между отечественно и иностранной промышленностью как нельзя более соответствовали духу той эпохи внутренней истории России. Так были изданы тарифы 1857 и 1868 годов. Но и требования протекционистской партии умеряемы были очень постепенно.

Тариф 1868 года, составленный в духе умеренного протекционизма заключает в себе многие следы прежней системы. Так понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. В тарифе 1868 года были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям (на 1410 тыс. рублей) и увеличены по 35 статьям (на 260 тыс. рублей). Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы. В тарифе 1868 года вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство – последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. В 1860 – 1870 годах практика предоставления индивидуальных таможенных льгот для отдельных компаний (например, для строящих железные дороги, мосты и т.д.) продолжалась широко применяться. Железные дороги в России до конца 70-х годов XIX века строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 года, негативно сказался на состоянии торгового баланса страны: за 1869 - 1876 годы разность между поступлениями и расходами составила огромную сумму в 75,6 млн. рублей. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну. За 1868 – 1875 годах она составила в среднем 53,32 млн. рублей, что в процентном соотношении составило более чем 50% прироста дохода.

И несмотря на определенные успехи, таможенная и торговая политика России в период перехода к свободной торговле в целом не оправдала надежд правительства. И хотя таможенный тариф 1868 года и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в период его действия страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс. В этот период Россия, бесспорно, сделала заметный шаг вперёд в своём развитии, но он оказался явно недостаточным для коренного улучшения её социально - экономического положения.

Источники:

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 12 декабря 1825 — 28 февраля 1881 гг. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1885 гг.

2. Лодыженский К. Н. История русского таможенного тарифа - СПб.: тип. В.С. Балашева, 1886.

3. Суходоев Д.В., Котихина А.С. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010

Ссылка на картинку: https://arzamas.academy/mag/485-inostr

Статья также размещена в Яндекс.Дзен:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e68cd419e1c584ed15f1bd0/trudnyi-perehod-k-politike-svobodnoi-torgovli-5e8c408441638c101f61e035

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/