28.05.2019

Святые Отцы о труде, собственности, богатстве и бедности

Святые Отцы о труде, собственности, богатстве и бедности

В отношении социальных проблем христианская мысль не выработала той четкости в формулировках, которая так блестяще отточена в вопросах догматики. При всем старании мы не найдем в святоотеческом предании законченного богословского учения о труде и хозяйственной этике.

Со дня своего творения человек был поставлен "возделывать" рай, но предпринимательская деятельность возникла с зарождением городов. Следы обитаемости Иерехона, по самым скромным представлениям, говорят нам о 9 тысячах годах, отделяющих нас от первого города. Те же следы говорят нам о том, что богатство и бедность шли бок о бок от самой зари цивилизации.

Но несмотря на отсутствие у отцов и учителей Церкви законченного учения по хозяйственной деятельности человека и общества, мысли христианских подвижников о труде, материальных благах и мысли по другим обширным социально-экономическим вопросам  встречаются во многих их сочинениях.

Чтобы лучше понять воззрения отцов и учителей Церкви первых веков христианства, стремящихся к применению нравственных евангельских начал ко всем сферам жизни, а значит, и хозяйственной области, обратимся прежде к экономическим условиям того времени. Римскую  хозяйственную  жизнь в первые века христианства Игнац Зейпель описывает так:

"Жажда богатства и наслаждения задавала тон всей жизни. Положение гражданина определялось, прежде всего, его богатством, все другое ценилось только постольку, поскольку способствовало обогащению и услаждало жизнь богатых. Кто не имел надежды  добиться богатства и с ним вместе доступа в высшие круги, мирился со своим положением, если только мог жить по возможности беспечно и по своему счастливо.

Разница между нравственными и безнравственными средствами обогащения существовала лишь в теории. Если законодательство, в котором от доброго старого времени coxpанилось больше следов, нежели от повседневной жизни, и налагало некоторые ограничения, то их можно было легко обойти, соблюдая букву закона. В стремлении к наживе люди не останавливались ни перед какими средствами, совесть и честность оставались совсем на заднем плане в области хозяйства. Так как экономическое могущество находилось в руках сравнительно немногих, они вскоре образовали замкнутое сословие со своими особыми принципами, с особой, так сказать, господской моралью, которая разрешала им попирать чужие права".

Зародившись в Иудеи, религия Иисуса Христа постепенно  проникла  и в остальные провинции Римской империи. Христиане были во всех сословиях и во всех профессиях. Уже в первые века ни принадлежность к определенной хозяйственной деятельности определяла лицо последователей Христа, а высокие нравственные требования. Из "Апологии" Тертуллиана Квинта - христианского писателя второй половины II - III веков -  мы узнаем о жалобах язычников:  "делаются христиане, конечно, благодаря приобретению точного знания, и они начинают ненавидеть то, чем были прежде, и проповедовать то, что раньше ненавидели, и их теперь столько, сколько и нас обвиняемых. Вопят, что государство наполнено христианами, что христиане находятся в деревнях, городах, на островах; сокрушаются о том, что люди всякого пола, всякого возраста, всякого звания и всякого сана принимают христианство, как бы о великом бедствии" .

"В послании Диогнету", приписываемому Иустину Мученику - раннехристианскому мученику и апологету  II века - читаем: "Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы" .

Более того у такого ригориста как Тертуллиан есть даже слова в защиту православного купечества наравне к теми, кто несет военную службу и занимается сельским хозяйством. "Мы помним, что мы обязаны благодарить Бога, Господа, Творца. Мы не презираем ничего, что Он сотворил. Мы только воздерживаемся, чтобы не пользоваться чрез меру и во зло. Поэтому мы живем в этом мире не без форума, не без базара, не без общественных бань, не без лавок, не без фабрик, не без харчевен, не без нундин ваших и не без прочих ваших коммерций. Мы с вами и плаваем, и отправляем военную службу, и занимаемся сельским хозяйством, и торгуем, публикуя о своих искусствах и работая для вашего пользования. Я не понимаю, каким образом мы кажемся бесполезными для торговых дел, с которыми и от которых мы живем."

Серединой II века датируется раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета - "Пастырь Ерма". Автором традиционно признается брат епископа римской кафедры Пия I (140-155гг). Этот уникальный литературный памятник преследует цели религиозно-нравственного обновления христиан и носит преимущественно этический характер.

Автор раскрывает нам большую пользу друг для друга богатства и бедности во втором подобие "Как виноградное дерево поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного". Удивительная по красоте образов, аналогий и житейской мудрости зарисовка автора, несомненно человека предприимчивого и любящего Бога.  Приведем ее полностью: "богатый имеет много сокровищ, но беден перед Господом. Занятый своими богатствами, он очень мало молится Господу и если имеет какую молитву, то скудную и не имеющую силы. Но когда богатый подает бедному то, в чем он нуждается, тогда бедный молит Господа за богатого, и Бог подает богатому все блага, потому что бедный богат в молитве и молитва его имеет великую силу пред Господом. Богатый подает бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подает ему все, заботясь, чтобы у него не было в чем-нибудь недостатка. Бедный благодарит Бога за богатого, дающего ему. Так люди, думая, что вяз не дает плода, не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, и виноградная лоза благодаря этому дает двойной плод - и за себя, и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души. Те и другие участвуют в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатство, сознают, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может совершать добро" .

Интересно объяснение права собственности у Клемента Александрийского и вывод о том, что только христианина можно назвать истинно богатым: " Надо, оставив заблуждение и держась мертвой хваткой за истину, со всей силой следовать за Богом и считать все принадлежащим Ему, как это и есть в действительности. Кроме того, нам необходимо, усвоив, что мы – лучшие из Его сокровищ, доверить себя Богу, любя Господа Бога и полагая это делом всей жизни.  Если же у друзей все общее, а человек дружествен Богу (ведь он – друг Ему при посредничестве Логоса), то все становится принадлежащим человеку, ибо все – Божие, а у двоих друзей все общее: у человека и у Бога. Пришло время нам только благочестивого называть и богатым, и благоразумным, и благородным..."

Он же напоминает христианам, что бы они всегда смотрели на свои материальные блага только,  как на дар Божий: "Посему, кто владеет собственностью: и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее, и своими богатствами своей души не загромождает и чрез это своей жизни не суживает и не замыкает, и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами... "

Богатство может и должно служить на пользу ближнего, быть средством к добру, но надо искоренять в себе дурные привязанности и неудержную  страсть к наживе  - об этом постоянно напоминает Климент Александрийский.  В  согласии с этой точкой зрения  и сменивший его в наставничестве в Александрийской богословской школе Ориген,  христианский теолог, философ, ученый. Бедность, по мнению Оригена - не есть признак достойного человека: "...ибо не станет кто без разбора хвалить нищих, из которых большинство по своей жизни люди негодняйшие"  (Против Цельса 6, 16)

Ориген неоднократно в своем труде "Против Цельса" подчеркивает ценность истинного богатства, которое может быть дано и бедному и богатому. Так же верно и обратное.

Из понятий "истинного" и "ложного" - как  богатства, так и бедности - в оценки этих экономических категорий исходят все Отцы  Церкви. Василий Великий говорит об алчности и жадности бедного,  если он сетует на свой удел. Из беседы на Псалом 33: "Не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: «Блажени нищии духом» (Мф. 5, 3), - не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение." 

Но и богатые бываю нищими без меры: "Точно тот беден, кто нуждается во многом. А нуждающимися во многом делает нас ненасытность пожеланий. К десяти талантам стараешься приложить другие десять; а когда стало двадцать, домогаешься еще двадцати; и непрестанно прилагаемое не останавливает стремления, а только разжигает желание."  (Беседа 7. К обогащающимся)

Согласно с Василием Великим и другой христианский богослов, отец Церкви из плеяды "великих каппадокийцев" святой Григорий Нисский. Он говорит, что из Писания мы узнаем о двух видах богатства. Одно богатство превозносимо и оно истинно, ибо есть приобретение души. А  другое богатство  поругаемо и оно ложно, ибо служит к обману чувств. Но и бедность, подчеркивает Святитель, по аналогиии с богатством может быть двоякой: одна - отвергается, другая - прославляется. Лишь тот, кто "собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, — в ублажаемой нищете, плодом которой небесное царствие"

Третий из числа Великих каппадокийцев, друг и сподвижник Василия Великого - Григорий Богослов тоже разделял богатство праведное и неправедное, истинное и ложное: "... я богатого, но раболепствующего страстям, тогда разве предпочту нищему и мудрому, когда человека крепкого силами, но помешанного в уме соглашусь предпочесть здравому умом, хотя и худосильному".  (Стихотворения нравственные).

Григорий Богослов в своих трудах подчеркивал нищету корыстолюбивых, раскрывал красоту истинного богатства и призывал к умеренности.  Но он не стремился, вслед за Василием Великим, раздать все свое имущество и признавался, что это доступно немногим, по преимуществу тем, кто уходит от жизни мирской в монашество. Однако, подавая пример христианам живущим в миру, он щедро делился с нуждающимися. Значительная часть его имения ушла на благотворительность.

Надо отметить, что великие каппадокийцы - Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов - были выходцами из знатных и богатых аристократических семейств. Каждому из них пришлось на практике решать вопросы собственности и богатства. Григория Богослова связывала с Василием Великим нежная дружба и глубокая духовная близость.

Тема милосердия и благотворительности занимает чрезвычайно большое место в труда отцов и учителей церкви. Однозвучно ими воспроизводится мысль, что богатство христианину дается не только для его личных  нужд, но для заботы и богоугодном попечения о тех ближних, чей земной удел оказался более многотрудным. Богатый имеет много имущества и может употреблять из него для себя столько, сколько ему потребно для достойной, но без излишеств, жизни; остальным он должен распорядиться для других, для бедных. Григорий богослов призывает состоятельных людей:  "Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты принадлежишь не к числу имеющих нужду в благодеяниях, а к числу тех, кои могут оказывать благодеяния, что не ты смотришь в чужие руки, a другие — в твои. Обогати себя не только имуществом, но и благочестием, не только золотом, но и добродетелью или, лучше, только ей одной. Заслужи предпочтение перед ближним твоим тем, что ты его благотворительнее. Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию". (слово 14, о любви к бедным)

Руководящим мотивом благотворительности, конечно, согласно православной традиции является подражание Христу в Его любви к ближнему.

Святой Иоанн Златоуст (344-407), патриарх Константинополя и выдающийся проповедник был последовательным сторонником жизни, сосредоточенной на думах о вечных благах Царства Небесного. Он подходил к вопросам социально-экономической жизни отлично от большинства учителей Церкви.

На страницах своих сочинений святитель с негодованием говорит о жестокости и бесчеловечности богатых, обвиняет их в жадности и предлагает выходы из сословного неравенства.

Отказаться от собственности - это не для обычного смертного. Для этого необходимы высочайшие нравственные достоинства, чем отмечены  только избранные. Остальным же "скажем следующее: уделяйте от имения своего нуждающимся, и таким образом умножайте свое богатство, потому что «благотворящий бедному дает взаймы Господу», говорит (Премудрый) (Притч. 19:17). Если же ты не хочешь терпеть и ожидать времени воздаяния, то вспомни о тех, которые дают взаймы деньги людям. Они не тотчас берут проценты, но стараются как можно долее держать капитал в руках должника, только бы верно было возвращение и надежен взявший взаймы. Пусть будет то же и здесь: оставь свое в руках Божиих, чтобы Он воздал тебе многократную награду. Не старайся получить все здесь; если ты все получишь здесь, то какое воздаяние получишь там? Потому и Бог соблюдает награды там, что настоящая жизнь скоропреходяща" . То есть Златоуст рекомендует сохранять и приумножать свое имущество, творя добро и милостыню. Такое мнение высказывает он в толковании на первое Послание к коринфянам.

Там же он показывает, что экономическое неравенство положено Богом и соответствует Его воле. Господь желая нас связать воедино, устроил так, что земля не везде родит.  Допустил Он и многонаселенные города. В беседе 34 на простых примерах из жизни каждого он показывает, где начало разделения на богатых и бедных и  сколь полезны и необходимы они могут быть друг другу, если царствует любовь. И житейские подвиги и человеческие дарования имеют нужду в любви Бога и в любви к ближнему , и ими  только и обуславливаются .

Мотив необходимости людей друг другу в их хозяйственной деятельности звучит и беседе 25: составляя собственное благосостояние каждый благоустраивает и жизнь другого. Упоминая, между прочем и о роли купца.

Хозяйственно - экономические  отношения людей, как составляющая часть мирской жизни в целом, в том и заключается, что с одной стороны даешь, с другой получаешь.

Среди авторов монашеской аскетической литературы хотелось бы в связи с поставленной проблемой остановиться на позиции преподобного Максима Исповедника - христианского монаха, философа, богослова  VII века.

Он в своих трудах упорно делает акцент на том, что не материальные блага и богатство, само по себе, есть зло, а грех сребролюбия. И это согласно всей святоотеческой мысли. Именно в "Главах о любви" он создает свою типологию богатых людей. Называя три причины любви к богатству  - сластолюбие, тщеславие и неверие, он выделяет первые три типа:

Первый трепещет пред серебром, дабы наслаждения его не кончались.

Второй - чтобы приобретать им славу себе.

Третий - маловер, он собирает злато и хранит его, боясь болезни, старости, пожара; нет в его сердце упования на Бога.

Четвертого же, называет Максим Исповедник домовитым человеком, потому что он один "правильно собирает, дабы никогда не оскудевала рука его подавать каждому потребное".

Преподобный Максим показал образ добродетельного мирянина, который, приумножая имущество,  заботится те только о себе, но и  о ближнем, нуждающемся в нем. О этот образ дает опору рачительному хозяину, которыми всегда богата была русская православная жизнь.

Источники:

1. Зейпель Игнац. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви: Пер. с нем./Предисловие С.Н.Булгакова. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом "Либроком", 2012.

2. Тертуллиан. Апология. -  М: ООО"Изд. АСТ". СПб.:"Северо-Запад Пресс", 2004. 

3. Иустин Философ и мученик. Творения. - М.: "Паломник", 1995. 

4. Пастырь Гермы. Апокрифические тексты. – М.: Присцельс, 1997.

5. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. - СПБ.: Изд. Олега Абышко, 2006

6. Творенiя Василiя Великаго, Архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. Ч.1. – Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1900

7. Святитель Григорий Нисский. О блаженствах. - М.: Издательство имени Игнатия Ставропольского, 1997.

8. Святитель Григорий Богослов. Творения. - М.: Сибирская благозвонница, 2007. 

9. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений. - М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004 - 2009

10. Творение преподобного Максима Исповедника. Кн. 1 - М.: Мартис, 1993

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/