21.05.2019

Собственность и богатство с точки зрения новозаветных идеалов

Собственность и богатство с точки зрения новозаветных идеалов

В Новом завете мы не найдем прямых рекомендаций на все случаи жизни. Но сама земная жизнь Иисуса Христа - это нравственный идеал, в стремлении к которому христианин прокладывает путь к своему Спасению.

Рожденный в маленьком и убогом хлеву, Спаситель  сразу заявляет о Себе как о собрате бедных, лишенных самого необходимого. Среди первых, кто поклонились Ему были пастухи. Затем Святое семейство приняло богатых восточных мудрецов с царскими дарами. "И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф: 2: 11) . Можно сказать, Господь Бог особо благословил волхвов, поскольку оказал  им  честь лицезреть и воспринять Иисуса Христа прежде, чем удостоены этого были  святой Иоанн Креститель и святые апостолы. Они общались с Его Пречистой Матерью. Богатые люди с великими дарами во имя Господа тоже оказались угодны Господу. А дары волхвов  стали бесценной святыней христианской веры и источником благодати.

Среди искушений, которым довелось пройти Иисусу в пустыне перед  служением с  благовестием Царства Божьего в контексте темы о предпринимателе интересно искушение хлебами, ибо оно задает иерархию ценностей. Он отвергает предложение искусителя превратить камни в хлеба и отвечает: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"(Мф: 4: 4). Отныне и на все времена духовное стоит выше материального, ведь - "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ... "( Мф: 16: 26).

Мы помним как при большом стечении народа, сидя у моря, поучал Иисус собравшихся многими притчами. Говоря о Царстве Небесном Он использует образы сеятеля, хозяйки дома, купца, рыбака и просто покупателя огромного поля, случайно нашедшего сокрытое на нем сокровище. Что ж - путь к Царству Небесному открыт каждому, не зависимо от рода его хозяйственной деятельности. Хозяйственная жизнь на земле сложна и многообразна. В ней должны быть и монашествующие, и миряне. В ней место есть доктору и строителю, педагогу и пекарю, купцу и плотнику, ученому и предпринимателю. По талантам, знаниям, умениям  и согласно воле Божьей, как идеал, выбирают люди себе поле хозяйственной деятельности. "Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни "( Исход 23: 25). В любой сфере христианин может реализовывать себя, служа Богу и исполняя Его замысел. Но "много званных, а  мало избранных"( Мф 22: 14).  Потому что, как показывает притча о званных и избранных, именно привязанность к мирским благам (Мф 22: 5 "Но они пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою") уводит человека от высших духовных  потребностей. И социально-экономический план проявляет и обостряет выбор человека.

Не богатство и не собственность служат препятствием на пути к христианскому спасению, пагубно лишь неправильное отношение к ним. Христос призывает: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут"( Мф 6: 19- 20).  В Евангелие нет призывов стать аскетом и, отказавшись от всех радостей и забот  жизни, уйти в пустыню. Нет там призывов стать всем нищими,  нет запрета на пользование благами жизни земной и бренной. Нет зла в  самой природе вещей. Зло есть результат греховной воли человека и в данной связи оно заключается, говоря сухим юридическим языком, в нарушении основных правомочий собственника, коим является единственно Бог.  Апостол Павел уделил много внимания смыслу земных благ и коротко его мысли, разбросанные по всем посланиям можно представить цитатами из Первого послания к коринфянам: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;  ибо Господня земля, и что наполняет ее"(1Кор: 10: 23- 26). И еще: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною"(1Кор: 6: 12) .

Исходя из этих цитат понятно - все сотворено Господом и правильно используемое, оно не может быть источником зла.  Все должно работать на главное намерение и цель человека - жизнь в Боге. Если это не так - блага становятся идолами. Но "не можете служить Богу и маммоне "( Мф 6: 24) - говорит Христос. Служить "маммоне" - служить "богатству, пожиткам, земным благам,  брюху, соблазну" . Таково значение этого слова в известном словаре Даля. Легко привыкнуть и прилипнуть к удобному, и вот уже перестраивается система ценностей, иерархия их нарушается. Ложная система ценностей всегда разрушительна. Поэтому так и  высок "фактор риска" у богатого человека. Очень трудно достичь внутренней свободы даже лучшим из них. Даже прилагая огромные усилия, сложно  не погружаться в думы о своей собственности, о ее сохранении и преумножении.

"Трудно богатому войти в Царство Небесное ...  - говорится в Евангелие от Матфея, - ... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие"( Мф 19: 23- 24) . В евангелие от Марка, когда в ужас от таких слов пришли ученики, Христос уточняет: "...дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!"( Мк 10: 24).  Речь - о полном доверии Богу, лишь от его воли в конечном счете зависит жизнь и судьба человека: "Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня вы не можете делать ничего "( Ин 15: 5). Без Бога любые человеческие замыслы, в том числе и экономических планы, непременно рано или поздно полетят вверх дном; а от любого человеческого предприятия, в том числе и хозяйственной деятельности, однажды камня на камне не останется. И кому - кому, но верующему человеку вставшему на рискованный путь предпринимательской деятельности, хорошо известна эта истина: "Невозможное человекам возможно Богу"( Лк 18: 27).

Собственность и богатство, обладателями которых являются люди состоятельные - а значит, и предприниматели: ведь преумножение активов суть их деятельности - таят в себе великие искушения. И единственно правильный способ распорядиться богатством - большую его часть потратить на благотворительность. "Суд без милости, не оказавшему милости: милость превозносится над судом"( Иак 2: 13).

В Новом Завете  дела благотворительности устремлены на помощь человеку и в духовных его нуждах и в телесных. Христианин считает делом любви бездомного - приютить, голодного - накормить, оборванного - одеть и многое другое.  Утешить, поддержать, простить и проявить терпение - это тоже проявление духовной щедрости. "Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отвращайся."( Мф 5: 42).  Основа евангельской этики исходит из главной заповеди Христа - любить друг друга, как  Бог возлюбил нас (Ин: 13: 34). В милосердии и благотворительности ко всем людям видят православные  свой путь подражания Богу. Это требование Спасения относится ко всем христианам, не зависимо от того положения которое занимает он в хозяйственной жизни нашего бренного мира. Сложнее участь богатого лишь тем, что искушения богатством - что так  тяжелы для грешного и немощного человечества - по Божьему попущению легли на их плечи.

Источник:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета : Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. - М.: Издание Московской Патриархии, 1988. 

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/