09.07.2019

Средневековье: Смоленский торговый путь от Смоленска к Москве

Средневековье: Смоленский торговый путь от Смоленска к Москве

Один из важнейших путей из Москвы на Запад проходил через Смоленск по, так называемой ныне, старой Смоленской дороге. Весь путь от Смоленска до Москвы в начале XV столетия преодолевался примерно в 7 дней. Так, митрополит Киевский и всея Руси Фотий в 1410 году выехал из Смоленска на Пасху, а приехал в Москву на той же неделе. Московская торговля с Западом поддерживалась в основном при посредстве Смоленска.

Особенно прочные связи с Литовским великим княжеством и Королевством Польским, находившихся между собой в личной унии, устанавливаются с конца XIV века.  Летопись отмечает, что в 1387 году "…прииде князь Василей на Москву, а с ним князи лятьския паны, и ляхи, и литва". Конечно, торговля Литовского великого княжества с Москвой велась и ранее, но она особенно усиливается в XV столетии. В Китай-городе с давнего времени находилась церковь с характерным названием Воскресения в Панех, где находился польский панский двор, торговое и дипломатическое представительство Польши в Москве.  Существование православной церкви с подобным названием заставляет предполагать, что "паны" были православного исповедания. Некоторые московские купцы являлись контрагентами литовских заказчиков.

Каждый год в Москву съезжалось "…множество купцов из Литвы, Германии и Польши для покупки различных мехов, как-то: соболей, волков, горностаев, белок и отчасти рысей". В этом известие итальянского путешественника Москва выступает основным центром торговли мехами наряду с Великим Новгородом. Главным товаром, ввозимым с Запада, было сукно. Поэтому и суконный ряд в московских торговых рядах  в XVIII веке носил название Суконного Смоленского ряда.

Водные пути имели определяющее значение для московской торговли. И в зимнее время речные русла были удобны для проезда, так как снег засыпал лесные дороги и можно было легко сбиться с направления. Однако по мере роста населения  значение сухопутных дорог возрастает. Центральное положение Москвы очень быстро превратило ее в подлинный узел сухопутных дорог важного значения. Без них некоторые удобства географического положения Москвы не играли бы столь большой роли как в XIV–XV веках. Одной из таких дорог был Смоленский торговый путь. В летнее время,  в периоды распутицы, передвижение было утомительно из-за плохого состояния дороги. Джовио Паоло -  итальянский епископ, ученый-гуманист, врач, историк, географ - опубликовал в первой половине XVI века "Книгу о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII". В ней, в частности, говориться:  "путь из Вильны чрез Смоленск до Москвы, в зимнее время, по крепкому льду, превращающемуся от морозов и частой езды в твердый лед, совершается с неимоверной скоростью, зато в летнее время, не иначе можно проехать здесь, как с большим трудом и с чрезвычайными усилиями, потому что тающий от солнца снег образует болота и грязные, непроходимые топи, на которые для проезда настилают с величайшим трудом деревянные гати".

Одна из старейших, смоленская дорога, возникновение которой относится к ХIV-ХV векам, вначале была сухопутно-водной. В последующие годы дорога постепенно спрямляется и становится сухопутной "прямоезжей". Через лесные чащи прорубали широкие просеки, мостили гати через болота, строили мосты. В XIV веке  вся Смоленская земля, оказалась между двух могущественных государств - Московского и Литовского. В конечном счете, в борьбе за Смоленские земли победила Литва, и в конце XIV - начале XV веков Смоленщина вошла в состав Великого княжества Литовского. И только в XVI веке Смоленская земля становится частью уже сильного русского государства, однако, ее существование нельзя назвать спокойным. Объединившиеся с поляками литовцы не прекращают попыток вернуть утраченные ими территории, защита которых становится теперь уже общерусской задачей. Именно в это время Смоленск стали называть “ключом” Москвы.

Остановимся в некоторых средневековых торговых городах.

СМОЛЕНСК - один из древнейших городов России, расположен к юго-западу от Москвы в верхнем течении Днепра. Город находился на окончании места, где переволакивали корабли из Западной Двины в Днепр. Этот волок проходил по первоначальному месту возникновения Смоленска, где местные ремесленники смолили лодки торговцев. Развитие Древнего Смоленска определило выгодное расположение на перекрестке торговых путей. "Путь из варяг в греки" соединял Варяжское и Черное море.  Путь, проходивший с запада на восток, соединял город с Волгой и далее вел в "болгары", в Каспийское море, в Великий Новгород и Верхнее Поволжье через Ржев и озеро Селигер. Выгодное географическое положение Смоленска было и залогом его экономического процветания и причиной бесконечных войн за владение городом. Город долго  оставался крепостью с большим гарнизоном, но со слабыми возможностями для развития экономики. Некоторые перемены произошли в связи с тем, что Смоленск оказался на главной сухопутной дороге из Москвы на запад. Дороги, более или менее благоустроенной, уже широко использовавшейся не только путешественниками, но и для перевозки товаров. В конце первой половины XVIII века экономическая жизнь в Смоленске и губернии оживляется по причине экономических процессов, которые проходили тогда в Западной Европе. Экспедиция Васко да Гама открыла удобный морской путь в Индию, Китай, Юго-Восточную Азию. Средиземное море потеряло свое экономическое значение. Венеция и Генуя пришли в упадок. Выдвинулись на первое место города на западе и на северо-западе Европы, имевшие свободный выход в мировой океан. Увеличилась численность флота, для которого требовалось много парусов и канатов. Канаты производились из пеньки, паруса - изо льна и пеньки. В Западной Европе эти культуры были известны производителям сельскохозяйственной продукции. Но их производство не окупалось. Выгоднее было отводить земли под овощи и пастбища. В это время Российская империя получила выход через порты Петербурга и Риги на рынки Западной Европы. Спрос рождает предложение. Из России повезли льноволокно и пеньку. Из Смоленска  удобно добираться в Ригу - по Днепру к Западной Двине. В середине XVIII века в губернии быстро развивается торговля льноволокном и пенькой. Скупщики или сами помещики скупали волокна у крестьян и продавали их оптовым торговцам, а те вывозили продукцию на склады, в частности, в Смоленск. Пунктом сплава для Смоленска было Поречье (ныне Демидов). Здесь из местного леса строились баржи, и по весеннему половодью ценный товар доставлялся в Ригу. Груз передавали скупщикам или везли дальше в Европу. На этой торговле стали складываться крупные купеческие капиталы. Большой доход приносила также оптовая торговля скотом. О том, какую роль в то время играл торговый капитал в Смоленске, можно судить по следующему факту. Большинство деревянных церквей в то время было заменено кирпичными. Каменная Воскресенская церковь  построена в 1765 году стараниями купца Андрея Сысоева. Нижне-Никольская церковь возведена в 1748 году смоленским мещанином Федором Щедриным.

Старая Смоленская дорога на протяжении веков была кратчайшим сухопутным путем в Европу. К середине ХVIII в. дорога окончательно оформилась, была застолблена и оборудована почтовыми станциями и постоялыми дворами. Смоленская дорога стала самой оживлённой среди семи почтовых трактов, проходивших по Смоленской губернии. Вихрем неслись по ней курьерские и почтовые тройки, чуть медленнее – кареты и кибитки. Неторопливо тянулись бесконечные обозы и крестьянские телеги. В тучах пыли двигались пехотные полки – потому и пехота, что шли пешком (пёхом), в те времена на войну отправлялись именно таким способом. Император Николай I, понимая государственное значение Смоленской дороги, пытался превратить её в шоссе, вымостив камнем. Но сделали лишь часть дороги – от Смоленска до Соловьёвой переправы на Днепре: очень уж дорого стоила каждая верста. Царь мудро заметил, что в России дешевле уложить дорогу рублёвыми монетами, а не булыжником: воровство – вечная российская беда. И грозный Николай I ничего не смог с этим поделать.

Дорога начиналась  в Смоленске в направлении, что соответствует сейчас улице Дорогобужской,  шла на знаменитую Соловьеву переправу через Днепр. Возле деревни Михайловка - на территорию Дорогобужскую. И через сотню верст  от начала пути она выходила к селению Дорогобуж.

СОЛОВЬЕВА ПЕРЕПРАВА -  известна с XV века как Соловьев перевоз, через который переправлялись войска литовцев,  в XVII веке через этот перевоз переправлялись поляки.   В XVIII веке деревню назвали Соловьёво в честь Ивана Соловьева. Крестьянами окрестных поселений у деревни Соловьёво было построено два плавучих моста через Днепр, и по дороге стало возможным круглогодичное сообщение между Смоленском и Москвой.

ДОРОГОБУЖ - расположен на реке  Днепр в сотни километрах к востоку от Смоленска. Был основан смоленским князем Ростиславом в середине 12 века. Важно было то, что город находился на оживленных торговых путях. Уже в те далекие времена в Дорогобуже появилась таможня, на которой брались пошлины с проезжающих купцов. Первое упоминание о таможне содержится в грамоте 1427 года, и говорится в ней, что пошлины должны браться "по-давнему".  Центр города занимала деревянная крепость, главная ее часть располагалась на детинце, который по местной традиции называется Валом. Там же находился главный храм города, предположительно, носящий имя Святых Великомученников князей Бориса и Глеба. Вокруг крепости располагался посад, где жило торгово-ремесленное население. Городской торг примыкал к крепости с восточной стороны. История Дорогобужа - это история тяжелых испытаний, разорения и нового возрождения. Дорогобуж неоднократно страдал от войн, пожаров, эпидемий. С 1492 года началась большая и длительная война между Москвой и Литвой. 14 июля 1500 года московская рать одержала победу. С этого времени Дорогобуж вошел в состав Московского государства. К концу XVI века Дорогобуж оправился от былых потрясений. Он славился торговлей пенькой, льном, медом, салом, мясом, кожей. В городе было основано три монастыря: Дмитровский, Архангельский, Покровский женский. Через Дорогобуж в Москву ездили иностранные послы, и именно здесь их встречали царские посланники. В начала XVII века Россию потрясла Смута. Дорогобуж оказался в эпицентре событий. Город неоднократно переходил из рук в руки противоборствующих сторон. Сражения, военные походы, бегство населения полностью разорили Дорогобужскую землю. Только в 1654 году вместе с другими смоленскими землями Дорогобуж был окончательно отвоеван Россией у Польши. Во второй половине XVII-XVIII веков городское население активно занималось торговлей. Самые предприимчивые купцы торговали с Рижским, Архангельским и Петербургским портами, откуда российские товары везли в другие страны. Дорогобуж славился в России своим пеньковым производством, поэтому в 1730 году при утверждении герба на знамени Дорогобужского полка на нем были изображены три связки пеньки. Местные купцы, в основном небогатые, вели торговлю преимущественно с Рижским портом хлебом, пенькою, льняным семенем и коноплей. Кроме того, в городе шел оживленный торг лошадьми и скотом. Самая большая и старинная ярмарка называлась Светлой и начиналась в конце июня. Основную часть населения составляли мещане со своим особенным укладом жизни и хозяйственной деятельности, своей культурой. Мелкая торговля, ремесла, приусадебное хозяйство - основные занятия мещан. Центр города застраивался каменными купеческими домами.

А далее по той дороге к Москве всего-то верст полста от Дорогобужа  - Вязьма. Здесь Смоленская дорога, идущая от Дорогобужа, поворачивает на Московскую улицу (ныне улица Ленина) и устремляется отсюда к Москве. Старая Смоленская дорога, её возникновение обычно относят к периоду возвышения Москвы в ХIV-ХV веках, когда устанавливались прочные торгово-экономические связи между Москвой, Смоленском и Западной Европой. Со временем дорога спрямлялась и шла посуху. Она и к середине ХIX века  оставалась кратчайшим и важнейшим сухопутным путём, связывающим Россию с Европой. Но в далёкие-предалекие времена главными, по существу единственными, были водные пути по рекам и озёрам. Достаточно вспомнить знаменитый путь «из варяг в греки», пролегавший по водным магистралям. Участок водной Смоленской  дороги проходил по рекам Вязьме и Днепру. Вязьма - река в Смоленской области, левый приток Днепра. Берет начало в 20 км к северу от города Вязьмы. И в старину эта река составляла часть пути, связывавшего при помощи волоков верховья бассейнов Волги, Оки и Днепра. На реке расположен город Вязьма.

ВЯЗЬМА - город расположен на реке Вязьма в 175 км от Смоленска на Вязьменской возвышенности в районе, где река Вязьма резко меняет направление своего течения с южного на северо-западное. Вязьма исстари являлась не только ключевым оборонительным форпостом на пути с Запада в Московию, но и была одним из крупных торговых городов, игравшим большую роль в развитии торговых связей не только в пределах России, но и с другими зарубежными странами. В древнем топографическом языке имена – Вязьма, Вязь, Вяземка, Вязема, Вазуза и т.п. могли означать "вязь или связь, союз одной местности с другой, или вернее – одного пути с другим". Так и река Вязьма, а по ней и город Вязьма, текущая от верхней Угры в верхний Днепр "связывала путь из Днепра в долину реки Оки посредством Угры. Вблизи этой Вязьмы к северу течет и Вазуза, связывающая вершину Днепра с Волгой" - так писал известный русский историк Забелин Е.И. в своем фундаментальном исследовательском труде "История города Москвы". В XV-XVI веках река Вязьма, как и Угра и соседняя с ними Гжать, была вполне судоходной. Историки считают, что основание Вязьмы следует отнести  к началу X века, а это задолго до того, как в 1239 году было впервые сказано о ней в одной из древних грамот. Как раз именно в эту эпоху сложился знаменитый торговый путь "из варяг в греки". На одной из ветвей этого торгового пути, проходящего по Смоленщине, и возникла еще в языческие времена Вязьма. Благоприятное географическое положение Вязьмы, находящейся на перепутье торговых путей, способствовало ее быстрому восхождению. В Вязьме, представлявшей к концу X века относительно крупное поселение «городского типа, в котором введение христианства произошло непосредственно после этого события в Киеве, уже имелось несколько рубленых храмов. В период существования Ганзейского Союза  Вязьма являлась важным торговым пунктом, куда свозились товары из Тверского и Суздальского княжеств. В XVII веке через Вязьму или непосредственно с ней вели торговлю 44 города. Петр I, уделявший значительное внимание экономическому возрастанию Смоленского края и развитию его водных путей, наградил Вязьму и Дорогобуж грамотами и кубками за особую роль в организацию торговли и поставку товаров в Петербург. Вяземские купцы торговали юфтью, овчиной, продавали лес¸ мед, воск, деготь, льняные и другие товары сельскохозяйственного производства. Смоленщина вместе со своей            соседкой – Тверской губернией являлась одним из основных льноводческих краев России. Одна шестая часть полей, занимавшихся в стране под посевы льна, приходилась на Смоленщину. Вяземский уезд  был одним из  главных льноводческими районов Смоленской губернии.

В давние времена на Смоленской дороге стояли в основном небольшие малонаселенные деревни. Некоторые из них приобрели значение лишь  с завоеванием Петром Великим Финского побережья и основанием на нем в устье реки Невы города Петербурга, а в нем торгового порта. Явилась потребность притянуть к этому новому порту разного рода торговые грузы, шедшие тогда изнутри Руси за границу,  для оживления города и порта. В то время главные предметы торговли Руси с западной Европой – пенька и лен, а также и разного рода хлеб направлялись из центральных хлебородных местностей (нынешних Калужской, Орловской, Черниговской, Курской и Смоленской губ.) к реке Западной Двине в город Ригу, который служил как бы отпускным портом для Руси. Местом складки товара  служили некоторые села на Смоленщине. Желая оттянуть направлявшиеся этим путем в  Ригу грузы по направлению к своей любимой столице и изыскивая для этого пути, Петр остановился на реке Гжати, притоке Вазузы, впадающей в реку Волгу в верховьях ее. Эта река, сближаясь своим истоком с истоками таких рек, как Вязьма, приток Днепра, и река Воря, приток Угры, впадающей в Оку, могла служить удобным путем для направления грузов центральной Руси вместо Риги в Петербург. Исходным пунктом для сплава по реке Гжати товаров и хлеба избрана была местность, где расположен Гжатск и через которое проходила сухопутная дорога на Москву. Местность эта названа была просто  Гжатская Пристань.      Она находилась примерно в 240 км от Смоленска    и до Москвы оставалось 170 км.    В 60 км от Гжатска в Гжатской впадине    на Московской возвышености на берегу реки Москвы в ее верхнем течении,  раскинулся еще в стародавние времена город Можайск.   Общеизвестно, что старая Можайская дорога - это участок старой Смоленской дороги.

Весьма примечательно, что название "старая Можайская или Смоленская дорога" для участка от Москвы до Можайска вошло в употребление лишь в позапрошлом веке. В первой половине XVI века в "Книге Большому Чертежу" ни Смоленская дорога, ни ее составная часть - Можайская - еще не "старые". Вот два фрагмента текста: "А река Нара вытекла по Можайской дороге от озера близко от реки от Моск¬вы" и "По Смоленской дороге от царствующего града Моск¬вы до Можайска 90 верст, а от Можайска до Вязьмы 80 верст". Любопытные сведения о Можайской дороге есть в книге "Записки о Московии" немецкого дипломата  Герберштейна, посетившего Москву в 1516-1517 и 1525-1526 годах. В сравнении с дорогами польско-венгерского пограничья, где Герберштейн подвергся нападению, дороги в Москву оказались небезопасны по другой причине - своей неустроенности. Он пишет: "ручьи, не удерживаемые берегами, разливали ужасную массу воды, так что переправиться через них можно было только с величайшими усилиями и с опасностью. Ибо мосты, сделанные за час, за два или за три, всплывали от разлития вод".

Российский историк немецкого происхождения академик Миллер в  июле 1778 года  совершил поездку по городам Московской губернии, в том числе посетил Можайск, Звенигород и Рузу. Свое путешествие Миллер начал, как он пишет, по "большой Можайской дороге". "Можайская дорога начинается при Дорогомиловском мосте. Сим мостом ездят через реку Москву, которая в вешнее время гораздо шире, нежели теперь, почему и мост не всегда одинаковую меру имеет.  Он составлен из бревен, между собой сплоченных, кои лежат на воде, и сие живым мостом называется. До сих мест простирается Смоленское предместье города Москвы, а по ту сторону моста находится Дорогомиловская слобода и Смоленская ямская слобода". На Смоленской дороге, Там у городской стены, было главное становище.  Пройдя непростой путь по Смоленской дороге длинной более 400 верст путешественники и торговцы отдыхали, приводили в порядок себя и товары перед тем, как войти в город Москву.                                                                                        

Источники:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907 гг.

2. Большая Советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.

3. М.Н. Тихомиров. Древняя Москва. XII-XV вв.; Средневековая Россия на международных путях. XIV-XV вв. - М.: Московский рабочий, 1992

4. Русские Летописи. I-III. По рукописи, принадлежащей Н. П. Никифорову. С предисловием Сергея Белокурова - М.:  Университетская типография, 1897

5. Перлин Б.Н. Смоленск и его улицы. Историко-географические очерки. / Б.Н. Перлин. — Смоленск: Смядынь, 2002. 

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/