02.07.2019

Донской торговый путь от Москвы к Константинополю

Донской торговый путь от Москвы к Константинополю

Возвышение Москвы, конечно, нельзя объяснять только ее географическим положением, выгодным для торговли. Но это положение нельзя и игнорировать. Водная магистраль, которая способствовала росту Москвы – река Москва. Ниже города она достигает значительной ширины. Выше, по крайней мере, до впадения в нее реки Истры вполне была доступна и для древнего судоходства. И хотя от Москвы река становится глубже и удобнее для судоходства, даже в XVII веке большие речные суда нередко ходили только от Нижнего Новгорода, так как путь по Москве-реке и Оке был опасен капризными мелями.

Москва-река выводила к Оке, к  Коломне. Она уже в XIV веке получила крупное торговое и стратегическое значение. Это подчеркивает существование в это время особой коломенской епархии.  Торговые пути складывались постепенно, исторически, а не вылупились, как цыпленок из яйца, внезапно и неожиданно. Ока с давних времен была одной из главных торговых жил восточной Европы. В эпоху домонгольскую по ней шел водный путь из Киева в Булгарию. С XIII в. направление торговых путей несколько изменилось. С упадком  Киева и запустением Южной Руси жизненные силы народа отошли далее к северу и сосредоточились около берегов Москвы.  Рядом с путем из Оки вниз по Волге к Каспию существовал другой путь, из Оки вниз по Дону к Таганрогскому заливу Азовского моря и через него к Черному. Он особенно оживился в Средние века, когда вдоль берегов Черного и Азовского морей возникло основное направление европейско-азиатской торговли. А приазовская Тана (город, близ современного Азова) сделалась складочным местом этой торговли.

Путешествие от Москвы до устья Дона хорошо описано  в известном "хождении Пимена". В 1380 году этим путем в Царьград проходил архимандрит Русской Церкви  Пимен и его спутники для поставления в сан митрополита.

От Москвы до Коломны добирались в среднем за 5 суток.

От Коломны до  Рязани по Оке в летнее время примерно тоже за 5 суток.

РЯЗАНЬ - расположена  в междуречье Оки и Волги на высоком правом берегу Оки  при впадении в неё реки Трубеж, в 180 км от Москвы. Прежде город именовался Переяславлем-Рязанским. Уже в VII-VIII веках близ Рязани располагался укреплённый торговый город, существование которого подтверждают многочисленные находки иностранных пломб с прибывавших судов, драгоценные монеты и остатки оружия.  Ока на протяжении многих веков была главнейшим путем древности, соединявшим Восток и Европу. Она связывала Переяславль с другими землями Руси, а также с Византией и азиатским Востоком. В некоторых источниках есть прямые свидетельства о существовании перехода с Оки на Дон в районе Переяславля-Рязанского. Возможно, этому обстоятельству и обязан своим рождением древний Переяславль. Древние рязанцы занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством. Успешно развивались и ремёсла: ткацкое, гончарное, обработки железа. Несомненна выгода для жители Рязанской земли вследствие транзитной торговли и непосредственной мены с восточными народами. Но этот край, изобилующий разного рода естественными произведениями, и сам по себе привлекал много торговых людей. Они приходили сюда для покупки меда, воска, хлеба, рыбы, мехов, кожи, сала и пр. Река Москва служила проводником торговой деятельности между Рязанью и северо-западными русскими областями. Предприимчивые новгородцы вывозили отсюда сырые материалы и сбывали их в Западную Европу. О непрерывных торговых сношениях между жителями Московского и Рязанского княжества свидетельствуют статьи о мытах и пошлинах, которые постоянно включались в договорные грамоты. Вот одна из них, весьма краткая: "А мыты нам держати старые пошлые, а новых мытов нам не замышлять, ни пошлин, а мыт с воза в городах и всех пошлин деньга, а с пешехода мыта нет; а тамги и всех пошлин с рубля алтын, а с лодьи с доски по алтыну, а с струга с набои два алтына, а без набои деньга; а с князей великихъ лодьи пошлин нет". К  XIV веку Переяславль окончательно формируется как столица самостоятельного княжества и крупнейший город Поочья. Великим князьям Московским удалось присоединить Рязанское княжество самым последним из независимых русских княжеств. После присоединения было образовано Рязанское наместничество: вместо Рязанского князя стал править наместник, назначаемый из Москвы. В 1778 году  в рамках городской реформы Екатерины Великой Переяславль-Рязанский получает имя Рязань, идет перепланировка улиц с учётом сложившихся традиций. Улица Хлебная, она же Маяковского – одна из самых старых в Рязани. Дома на Хлебной строил по преимуществу торговый люд. На первых этажах были продовольственные и промтоварные лавки, на втором – квартиры купцов. Улица Хлебная застраивалась активно, ее жители считались одними из самых зажиточных в Рязани. Позже между улицами Мясницкой, она же Горького, и Хлебной появилось торжище. Через десять лет оно стало самым популярным в Рязани и получило название Молочное. Основным товаром здесь было молоко, сметана, сливочное масло. На Молочном торжище в базарные дни собирались со своей продукцией крестьяне со всей округи. Заезжали сюда за товаром купцы из Коломны и Москвы. Торговля шла бойко даже в будние дни. Крестьяне радовались росту объема продаж, купечество – качеству товара и своим доходам. Рынок процветал. На торжище стали все в большем количестве появляться прилавки с другими разнообразными товарами. И Молочное торжище стали называть Рязанским рынком, после революции – Колхозным.

От Рязани, тогда называвшейся Переяславль-Рязанский, начинался сухой путь к верховьям Дона. Из Переяславля-Рязанского путешественники отправились на юг сухим путем. Суда везли за ними на колесах и спустили их опять на воду где-то в верхнем течении Дона.  Путь этот занял 4 суток. Место, где будущий митрополит и его спутники сели на суда, в сказании о поездке Пимена в Царьград не указано. Его можно установить приблизительно. От него начиналось речное путешествие от верховьев Дона до Азова продолжительностью  примерно 30 дней.

На тот же путь намекает свидетельство Сигизмунда фон Герберштейна, автора "Записок о Московии": "Здесь купцы, отправляющиеся в Азов, Кафу и Константинополь, грузят свои корабли, что, по большей части, происходит осенью, в дождливую пору года, поскольку Танаис (древнее название Дона) в этом месте в другие времена года не настолько полноводен, чтобы по нему с удобством могли ходить груженые корабли".  С точностью определить место от которого начинался путь к устью Дона непросто. Скорее всего их было несколько, тому свидетельства разные источники. Один из них  (наказ Ивана III) описывает: "А ехать ему Якуньке с послом Турецким от Старой Рязани вверх Пронею, а от той реки Прони по Рановой, а из Рановой Хуптою вверх до Переволоки, до Рясского поля". Переехав небольшое пространство по Рясскому полю, путники снова садились на суда, и по рекам Рясе и Воронежу спускались на Дон. К свите восточных послов обыкновенно присоединялись купцы со своими товарами.

Но вернемся к "хождению Пимена" из русской летописи. Он и его спутники потратили на переезд от верховьев Дона до Азова примерно 30 дней. Расчет длительности прохождения отдельных речных участков можно сделать на основании точных записей о месте и времени. Опуская время, останавливаемся на географии:

Отъезд из Рязани

Прибытие к Дону

Прибытие к устью Воронежа

Прибытие к устью Медведицы

Прибытие к Великой Луке и первое появление татар

Прибытие в Азов

Позднее на этом водном пути возникли города, сыгравшие немалую роль в экономической истории России. Они были в разное время в большей или меньшей степени центрами предпринимательской активности русского человека. Это, прежде всего - Лебедянь, Елецк, Липецк, Воронеж

Но вернемся в Средневековье. В устье Дона путники пересаживались на морские суда. Корабль Пимена плыл по Азовскому морю до Керченского пролива, а оттуда к Черному морю, на Каффу (ныне Феодосия) и Сурож (ныне Судак). От Сурожа пересекали Черное море поперек и доходили до Синопа, сейчас это город на севере Турции. От него двигались вдоль берега Малой Азии до Константинополя. Морское путешествие от устья Дона до Царьграда занимало месяц, а весь путь от Москвы до Царьграда – 2,5 месяца. Путешествие Пимена, описанное его участниками, дает  возможность установить маршрут от Москвы до Константинополя и время, нужное для его прохождения, но оно малотипично для торговых поездок, совершаемых купцами. Митрополит спешил в Константинополь и не остановился в Каффе и Суроже. А между тем именно эти места более всего посещались русскими купцами, торговавшими со средиземноморскими странами.

Из этих городов для московской торговли наибольшее значение имел Судак, или Сурож, от которого получили свое название купцы - "гости-сурожане". Причины, выдвинувшие Сурож на первое место в русской торговле, находят объяснение в его географическом положении и политической обстановке XIV веке.  Сурож был пунктом, куда съезжались с севера русские и золотоордынские купцы, а с юга греки и итальянцы. Русские источники даже Азовское море иногда называли морем Сурожским. Город находился под непосредственным управлением ханских наместников, следовательно, русские купцы, торговавшие там, подпадали под покровительство хана, что облегчало им трудное путешествие в пределах Золотой Орды.

СУРОЖ (Судак) - приморский город в юго-восточном Крыму.

История Судака уходит в глубокую древность. Археологи считают, что город был основан в III столетии н.э.  Уже тогда Судак стал западной столицей Великого Шёлкового Пути. Особого расцвета Сурож достиг в XII- XIII веках. Черное море на картах того времени именовалось Сурожским. В порту пристают корабли из русских городов, из западных стран, отсюда уходят они в Северную Африку, Малую Азию, Индию, Китай. С Запада в Сурож привозили  сукно, оружие, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики. Из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шёлк и порох. Из Руси через Сурож шли меха, кожи, зерно, льняной холст, мёд, воск, пенька, строительный лес. Сурожских купцов везде принимали с дорогой душой, в Московии их называли "сурожскими гостями", а в Москве и в городах русских тогда были "суровские" (сурожские) торговые ряды.

Несмотря на то, что Сурож играл  видную роль в русской торговле, надо отметить, что наиболее крупной генуэзской колонией в Черноморье была Каффа, являвшаяся развитым центром ремесла. Расширяя сферу торговых операций после крестовых походов и борясь против соперничавшей с ними Венеции, генуэзцы стремились при поддержке Византии монополизировать торговлю на Чёрном море. Еще в 1266 добились от ставленника Золотой орды в Крыму  передачи им во владение Каффы, ставшей позже центром их колоний.  В конце XV в. главным средоточием русской торговли на берегах Черного моря становится уже не Сурож, а Каффа. В Каффе, как и в Азове, сидит турецкий губернатор, и потому главный поток русской торговли, по-прежнему направлявшийся в Константинополь и другие города Малой Азии, в основном идет через эти пункты.

КАФФА (Феодосия) - портовый и курортный город у Черного моря на юго-восточном побережье Крыма. Название Феодосия означает в переводе с греческого языка «Богом данная».

Орды основали на месте древней Феодосии свою торговую фактория Каффу. Через Каффу велась торговля Западной Европы с Востоком и с Русью. Улицы и площади многонационального города украшали мусульманские мечети, иудейские синагоги, множество христианских храмов: армяно-григорианских, православных, католических, армяно-католических. Уже в 14 веке Каффа была центром армяно-григорианской и римско-католической епархий. Господство генуэзцев в Каффе продолжалось более двух столетий. В 1475 году городом овладели турки-османы. В турецкую эпоху до  XVIII века Каффа  оставалась крупным пунктом международной торговли, важным политическим, экономическим и культурным центром Османской империи. Была многолюдным городом с многонациональным населением. 300 лет владели городом турки, их власть окончилась в 1783 году, когда Крым был присоединен к России.

Сурож, Каффа, Азов были, впрочем, только перевалочными пунктами, конечной точкой русской торговли на юге являлся Константинополь. Путь из Москвы по Дону являлся кратчайшим, но вовсе не единственным. В некоторых случаях ездили из Москвы в Константинополь по волжскому пути до столицы Золотой Орды на средней Волге, а оттуда по суше к Дону и вниз по нему до Азова. В конечном итоге все дороги с русского севера сходились к Константинополю. Таким образом, Константинополь на юге и Москва на севере были конечными пунктами громадного и важного торгового пути, связывавшего Россию с Средиземноморьем.

 

Источники:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907 гг.

2. Большая Советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.

3. М.Н. Тихомиров. Древняя Москва. XII-XV вв.; Средневековая Россия на международных путях. XIV-XV вв. - М.: Московский рабочий, 1992

4. Д.И. Иловайский. История Рязанского княжества. – М.: Кучково поле, 2009

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/