17.11.2019

Сергиев Посад: деревянная игрушка на любой вкус

Сергиев Посад: деревянная игрушка на любой вкус

Посадами на Руси, а позже в Российской империи называли населённые пункты с торгово-промышленным населением, не имеющие статуса города. На посады распространялись все права и привилегии городов. Посад отличался от уездного города отсутствием подсудной территории, городничего с управой благочиния и другими структурами уездного управления.

Население посадов принадлежало к городским сословиям – купечеству, мещанству, цеховым, разночинцам. Организация самоуправления в посаде такая же, как в городах – из числа купечества и мещанства один раз в три года избирали городского

голову, бургомистров и ратманов ратуши, гласных шестигласной думы, ежегодно – старост купеческого и мещанского, судей словесного суда, цеховые избирают руководителей цехов и цеховой ремесленной управы.

Для хозяйственной жизни каждого посада была характерна особая направленность. Для Сергиева Посада она была связанна с удовлетворением потребностей огромного числа богомольцев, ведь само поселение возникло вокруг стен крупнейшего и знаменитейшего монастыря - Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рынок предоставлял широкие возможности для реализации разнообразных творческих способностей народных умельцев. Для местных жителей, приезжих из ближайшей округи и проезжающих, работали: кузнецы, портные, сапожники, рукавишники, кожевники, изразешники, ткачи, скорняки, плотники, штукатуры и иные специалисты. Были свои иконописцы и живописцы.

Однако, символом ремесленного производства, наиболее заметным на рубеже XVIII – XIX вв. стал кукольный товар, возникший на основе старых традиций деревообработки. Изготовлением кукол занимались и мещане, и крестьяне, и разночинцы, и штатные служители. К этому времени в посаде производили не только деревянные резные куклы, требующие от изготовителя большого мастерства - дорогие и не для всех доступные. Вырабатывали дешевые аналоги - лепные расписные игрушки, позволявшие изготовлять одно изделие за другим по одной модели, серийно и массово. По общему признанию к середине XIX века "главную промышленность жителей Сергиевскаго посада составляет приготовление резных от руки деревянных игрушек, которыя расходятся по самым отдаленным губерниям. Производством игрушек заняты 20 домов купеческих и 200 мещанских". А это уже сложившейся кукольный промысел.

Промыслы, согласно терминологии того времени – это форма ремесленного производства на основе личного мастерства. Оно давало возможность для личного, сравнительно независимого предпринимательства, что было важно для жителей города.

В соответствии с Уставом промышленным между купцом и ремесленником заключался договор на поставку. В договоре обязательно указывался год и месяц, назывались имена, сословная принадлежность и место проживания участников сделки, а в некоторых случаях и их поручителей. Договоры информировали о перечне, объеме и цене работ или товаров, сроках, приводили дополнительные условия, называли штрафные санкции. Содержательная часть договора представляла собой набор условий, иногда оформлявшихся в виде пунктов. Чем серьезнее был заказчик, прежде всего монастырь, церковь, чем рачительнее и скрупулезнее он подходил к составлению документа, тем большее количество пунктов было в контракте. Как правило, заказчик активно и со знанием дела принимал участие в формировании заказа. В конце документа заказчики, подрядчики, поручители и свидетели ставили свои подписи. Затем следовало оформить явку договора в ратуше, зафиксировать взимании пошлинных денег и подписать все документы у должностных лиц. Только документы, прошедшие официальную процедуру оформления, принимались при рассмотрении судебных исков в спорных случаях. В противном случае - чревато взысканиями.

В контрактах о поставках для представителей обеих сторон было важно зафиксировать ассортимент, оптовые цены, сроки и объем продукции в количественном или денежном выражении. В некоторых контрактах оговаривается ритмичность поставок, предоставления сырья, система учета с помощью записи в особых книжках.

Производство и реализация товара были связаны между собой на разных этапах, поэтому значительную роль в промысле играло купечество. Некоторые купцы определяли ассортимент и обеспечивали мастеров необходимыми материалами. Другие организовывали производство в своих собственных домах. И, конечно, готовая продукция реализовывалась ими в собственных и наемных лавках, в обеих столицах и на многочисленных ярмарках. Как правило, купец активно и со знанием дела принимал участие в формировании заказа. Расширял ассортимент. Например, в самом раннем документе о поставках называются сорта "коневого" товара – "кони с разными седоками", "кони большие, как-то Александр Македонский с прочими". Позднее, количество сортов этого товара постоянно увеличивалось. Появились кони большие, средние, полусредние, малые, коренные, зверковые. Были кони с седоками, с седлами, с запряжками – с разнообразными фаэтонами, бричками, дрожками, санями и тележками. Из дерева резали и раскрашивали фигурки бравых гусаров и изящных дам, щеголей и щеголих, кормилиц и иных типажей. Такие фигурки могли быть не столько игрушками, сколько украшениями на комод, наподобие фарфоровых статуэток. Их называли "троицкими куклами" и они стали узнаваемым символом художественной продукции Сергиева Посада.

В начале XIX века мастера осваивают выпуск новинок - "скелеток", кукол для

одевания. Они имели особую подвижную конструкцию, позволяющую придавать кукле разнообразные позы. При желании для таких кукол в посаде можно было приобрести миниатюрную мебель разных фасонов. Появляются похожие на матрешек "укладки" - токарные полые внутри фигурки, служившие футлярами для хранения маленьких "секретиков", подарков, сладостей. Обращают на себя внимание вещи с ярким этническим колоритом – "китайская щепа", "китайская четверка". Это деревянные изделия, обтянутые опойковой кожей, ярко окрашенной, позолоченной или посеребяной, с цветочным орнаментом. Мастера производили игрушки с движением и звуком, с колоритными названиями – "ходульки", "фонтанки", "моськи с криком". Это двигающиеся на ящичке с простейшим звуковым сопровождением фигурки людей или животных, иногда с макетами построек, "с домиками", или с новомодным Рождественским символом, "с елками". Такие "диковинки" были более сложными и хрупкими по сравнению с деревянными точеными яйцами, грибками и погремушками. Они передавали атмосферу городского праздника, ярмарки и веселья. Ими играли дети всей России, их можно увидеть рядом с детьми на картинах и на детских портретах, коллекционеры стали собирать и хранить их как произведения искусства.

 

Источники:

1. Четырина Н. А. Для науки кукольного мастерства: художественные промыслы в документах ратуши Сергиевского посада (1796-1864 гг.) - М.: АИРО-XXI, 2015.

2. Московская губерния по местному обследованию 1898-1900 гг. / Стат. отд-ние Моск. губ. зем. управы. - Москва, 1903-1908

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/