04.06.2019

Российское государство против питейного дела

Российское государство против питейного дела

Казенное вино - это то, что мы привычно называем водочкой. Во всевозможных словарях казенное вино - это хлебное вино, продажа которого составляла монополию государства.

Сырье было крайне дешево, ценность готового продукта в десятки раз перекрывала стоимость сырья. Если учесть еще удобство транспортировки и хранения, то все это превращало хлебное вино в идеальный товар для государственной торговли.

В 1472–1478 годах при Иване III на смену относительно бесконтрольному производству алкогольных напитков приходит жесткий государственный контроль за производством и продажей вина. С этого времени дозволялось варить питье только для домашнего употребления по семейным праздникам и с непременным условием уплаты специальной пошлины. По воле Ивана Грозного в 1552 году впервые появляется кабак – питейное заведение нового типа.

Иностранцы считали пьянство национальной чертой русских, которой они склонны похваляться как исключительной своей удалью. Знатный венецианец Амвросий Контарини, посетивший в конце 1477 года Москву, оставил одно из первых описаний русской столицы, характеризуя быт и нравы москвичей. Он утверждал, что "московитяне день свой заключают в питейных домах, глазеют, шумят, а дела не знают". Оставим это наблюдение  на совести иностранца. Но уже Борис Годунов стал первым из русских государей, кто начал  бороться за трезвость. Он снова ввел казенную монополию, повелел сломать первый кабак на Балчуге и устроил вместо ненавистных кабаков казенные питейные дома, называемые кружечными дворами. Продажа на вынос, под залог, в постные дни, праздники и воскресенья была в них запрещена, а нормой отпуска стала одна чарка на человека. Ограничили и время торговли: с 3 часов пополудни до вечера, а зимой – до наступления темноты. Если «питух» предлагал вещи под залог, целовальник обязывался проводить его в чулан проспаться, а потом сделать ему внушение и отпустить. Годунов говорил, что скорее помилует вора и убийцу, чем того, кто осмелится открыть кружечный двор вопреки указу.

Но время шло, отправив в небытие царский указ, и уже в XVII веке продажа напитков вновь совершалась в кабаках.

А с 1653 года вновь на кружечных дворах. Кружечные дворы – название казённых питейных заведений.  Продажа вина совершалась двумя способами.

Первый, "на вере" - через первых кабацких голов и целовальников, выбранных из торговых людей и приведенных к присяге. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходят названия - целовальник и способ продажи "на вере". Кстати, начиная с XIX века, целовальниками называют просто продавцов в винных лавках. Продавцы клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы целовали крест.

Второй способ продажи казенного вина - чрез отдачу на откуп.

Кружечные дворы представляли собой большие фабричные заведения: это были обширные дворы, обнесенные со всех сторон забором и стеною, наподобие укреплений. В дворе находились избы, где собирались "питухи" (любители выпить, пьяницы), ледники, подвалы, поварня, где делалось пиво и мед, винокурня с кладовками и торговые бани. Кружечные дворы заводимы были в больших городах и селах. В 1677 году постановлено, чтобы кружечные дворы существовали только в тех поселениях, где не менее 500 душ, и притом непременно на вере, а не на откупе. Из кружечных дворов головы и целовальники посылали целовальников с вином на ярмарки и торжки, где были заводимы временные кабаки.   Кроме производства вина на казенных винокурнях и кружечных дворах, владельцы имений держали у себя винокурни.   Они договаривались с верными головами или откупщиками о поставках на кружечные дворы известное количество ведер. В случае неустойки они подвергались пени против подрядной цены вдвое. Поэтому вступая в подряд, они непременно должны были представить поручительство.

1648 год можно считать началом борьбы с пьянством. Год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось. Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича. В Соборном Уложении 1649 года в главе XXV содержится "Указ о корчмах а в нем 21 статья".

Согласно им:

"<...> кто на продажу вино   курит,  и на тех впервые заповеди правити по пяти  рублев,  а  на питухах  по  полуполтине  на человеке.  А у кого корчму вдругоряд  вымут, и на тех людех заповеди править вдвое, по десяти рублев, а на питухех по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корчму вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.

А будет у кого корчемное продажное питье и питухов  вымут втретие,  и на тех заповеди имати по дватцати рублев на человеке, и на питухех по рублю на человеке,  да  их  же  бити  кнутом,  да продавъцов же сажати в тюрму, до государева указу.

А  которые люди будут в корчмах в приводех,  а в роспросе скажут,  что они у корчемников вино покупали, или у кого покупая, на  дворех  пили,  а корчемники в винной продаже запрутся,  и тех купъцов пытати, а с пыток купцы не зговорят, и против того пытати корчемников. 

<...> А которые объезжие головы и дети  боярские  взяв  откуп, корчемника  или  табатчика  отпустят,  а  в  Новую четверть их не  приведут,  а про то будет в Новой четверти ведомо,  и сыщется про то  допряма,  и  тех  голов  и  детей боярских пытать и наказание чинить, бить кнутом, и в приказе им впредь не быть.

А которые  всякие  люди  корчемников,  и  табатчиков,  и питухов  у  голов,  и  у  детей  боярских  учнут отбивать,  и тем отбойщиком, по роспросу и по сыску, чинить наказанье, бить кнутом на козле и по торгом, а иных бить батоги, чтоб на то смотря, иным не повадно было так делать. <...>"

Но антиалкогольные меры даже под страхом финансовых и физических расправ, видимо, не давали желаемого результата. И  в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название "собора о кабаках".

В соответствии с общей идеей трезвления всея Руси, количество кабаков резко сокращается, спиртное же, "дабы государевой казне порухи не было", значительно поднимается в цене. Кроме того, вспоминают о старых запретах, на нарушение которых власти традиционно смотрели сквозь пальцы, и вводят много новых. А именно: были четко определены  запрещенные для продажи алкоголя дни, коих оказалось 180. Нельзя открывать кабаки по воскресеньям, праздникам и постным дням; ранее окончания обеден и в неурочное время - вечерами и по ночам, а также торговать питиями навынос.

Церковные проповеди, направленные против пьянства, становятся обязательным и повсеместным средством вразумления народа. Одновременно ужесточаются наказания за нелегальное производство вина Под страхом наказания было велено следить, чтобы никто не упивался до смерти. За это наказывали не только кабачиков, но и собутыльников. Взысканные же с них штрафы передавали семье покойного либо в ближайший храм.

Явное ужесточение правил торговли питиями вовсе не означало, что кабацким головам снизили "план" - царское повеление сдавать в казну годовые доходы "с прибылью против прежних лет" никто не отменял. Откупщикам, кабацким головам, целовальникам и прочим надо было как-то выходить из положения: ведь все недоимки им возмещать из своего кармана. Ведь винные откупы выплачивались наперед и сразу в полном объеме.

Борьба с пьянством озадаченных государей, начатая Борисом Годуновым, то затихала, то усиливалась вновь и имела долгую историю.

Источники:

1.Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.

2. Беляев Иван Дмитриевич. Земские соборы на Руси. - М.: Тип. Вильде, 1902

3. Костомаров Н.И. Очерк Торговли Московского государства в XVI и XVII Столетиях. -  С.-Петербург : издание Николая Тиблена, 1862.

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/