06.11.2019

О винных откупах в законах Российской империи XVIII века

О винных откупах в законах Российской империи XVIII века

Винные откупа - форма налогообложения в "питейной" торговле, практиковавшаяся в России до введения акцизного налога. Она была характерна для дореформенных экономических отношений, и ее значение для государственных финансов России в этот период было очень велико.

Право торговать водкой и вином на определенный срок сдавалось государством, которое владело винной монополией, с торгов. Откупщиком становился тот, кто на торгах за право торговли в определенной местности предлагал большую сумму.  Он платил эту сумму  в казну в качестве питейного налога или сбора и за это имел право открывать питейные заведения, вести торговлю вином с тем расчетом, чтобы получить доход. Откупа в России были сложным, но прибыльным предприятием.

В очень большой степени винные откупа обязаны своим развитием Петру I и Екатерине II, при которой откупная торговля в кабаках была распространена на всю основную часть России.

С именем Петра I связан важнейший этап правового обеспечения развития винных откупов. При нем винные откупа приобрели значение письменного договора с казной. Согласно указу от 15 декабря 1712 года под заголовком "Именный, объявленный Московским Губернатором Князем Ромодановским -  О заключении в Ратуше контрактов на откуп  таможенных, питейных и других сборов Ратушского ведения во всех городах Московской Губернии" питейные сборы отданы на откуп знатным Московской губернии купеческого чина людям. Тем самым была закреплена определенная система правовых взаимоотношений винных откупщиков с государством. К концу царствования Петра I доход в государственную казну от питейных откупов составлял 1 194 950 рублей или 20% от общего поступления денег от сбора налогов в Российской империи.

Важным новым элементом в развитии питейного откупа явился указ Правительствующего Сената, изданный в период правления императрицы Елизаветы Петровны 20 октября 1742 года - "Об отдаче сборов на откуп и в компанию, со взятием во обеспечение, вместо свидетельства и порук, одной трети годовалого дохода вперед с каждого содержателя". То есть указ вводил систему залогов для откупщиков - откупщик, собиравшийся брать откуп, обязан был внести залог в размере одной трети от годовой суммы откупного договора. При невыполнении условий договора по уплате денежных средств, откупщик терял право осуществлять свою деятельность, а залоговая сумма, числившаяся за ним, шла на погашение задолженности.

При императрице Елизавете Петровне для борьбы с корчемством была также учреждена 1 марта 1753 года корчемная канцелярия при Камерц-коллегии.  Согласно инструкции Корчемной Канцелярии для охраны откупа от корчемства (корчемством называлось тайное приготовление, продажа или провоз предметов, составляющих монополию казны или обложенных акцизом) откупщику предоставлялось право содержать корчемную стражу, то есть специальные команды, "в местах и по усмотрению"для создания "кордонов" из одного или нескольких человек. Такие "кордоны" располагались, прежде всего, по границам откупа, "особенно, к соседним откупам, при самом въезде в уезд или в город". Кордонные или стражники выбирались, преимущественно, из отставных солдат и бессрочноотпускных. Их задача заключалась в том, чтобы "быть безотлучно в своих местах и не пропускать в черту откупа корчемных питей, а в случае поимки представлять в контору или к ближайшему сельскому начальству".

При Елизавете Петровне были приняты также законы, воспрепятствовавшие стремлению купечества соединить в своих руках винный откуп и винокурение. Попытки винных откупщиков из купцов увеличивать продажу в откупных кабаках продукции своих винокуренных заводов вызывали недовольство дворянства, которое настойчиво требовало от правительства ограничить права купечества на производство и торговлю "питиями". В 1753 году Сенат  удовлетворил требования помещиков о предоставлении им прав на продажу вина, разрешив им брать сборы в откупное содержание, а затем, принял решение о ликвидации в европейской России, за исключением некоторых северных и восточных уездов, купеческих винокуренных заводов. В начале 1755 года были приняты также решения о ликвидации казенного винокурения. Все это привело к установлению фактической монополии дворянства на винокурение.

В царствование Екатерины II сложилась упорядоченная система винных откупов. 9 августа  1765 года был принят Устав о винокурении, регулировавший не только производство, но и сбыт вина и спиртных напитков в Российской империи и их налогообложение через откупную систему. По уставу винокурение окончательно становилось чисто дворянской привилегией. В главе первой "Кому дозволяется курить вино, и кому запрещается, и за неисполнение о штрафах" говорит определенно: "Вино курить дозволяется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому". В уставе получили дальнейшее развитие и отношения винных откупщиков с помещиками, производителями вина и с государством. Продавать вино помещики-винокуры имели право только откупщикам и казне. В уставе, в частности, говорилось: "То винокурить им  для поставки на продажу в питейные домы по договорам с откупщиками, или подрядам с казенными местами только, сколько кто куда подрядится". В уставе закреплялась государственная монополия на получение дохода с виноторговли. В нем указывалось, что "от питейной продажи получаемый доход есть государственный и принадлежит только одной короне".

Во второй главе "Каким образом вино, водки, пиво и мед продавать, и за обмеры и прочее о штрафах"    откупщикам предписывался целый ряд строгих ограничений по продаже алкогольных напитков. Им ставилось в обязанность "продавать:

1) Клейменными мерами;

2) Указными ценами;

3) В вино воды или чего другого не примешивать;

4) Сборными деньгами не пользоваться;

5) Корчемного вина, пива и меду не подвозить и в продажу не производить;

6) Не обмеривать;

7) В заклад ни на какие вещи или без денег питей не продавать;

8)  В дома никуда безденежно не отпускать <...>"

Питейная торговля рассматривалась государством как общее дело казны и откупщиков.  На время откупа винные откупщики получали исключительно привилегированное положение, в отдельных положениях приближавшееся к статусу дворянства.

19 января 1767 года были изданы так называемые "Кондиции, постановленные к заключению контрактов о содержании с 1767 впредь через 4 года на откупу питейных и прочих сборов, кроме Москвы и Петербурга, во всех Губерниях". В "Кондициях" были закреплен особый статус откупщиков и уточнен порядок заключения откупных договоров. Откупщики стали именоваться "коронными поверенными", то есть особо доверенными лицами самой императрицы. Условия заключения договоров с этого времени публиковались каждые четыре года, за несколько месяцев до момента заключения контракта на последующий 4-х летний срок действия откупа. Если появлялись еще желающие взять откуп, то устраивались торги. В этом случае договор заключался с победителем торгов, гарантирующим уплату в казну наиболее высокой откупной суммы.

С 1 января 1771 г. указом Сената были введены в действие разработанные Коммерц-коллегией и принятые Сенатом 2 сентября 1770 года "Кондиции питейного откупа" и типовая "форма контракта на содержание питейных сборов на откупе". Типовой договор включал 44 пункта. В качестве источника сборов устанавливалась уплата посетителем кабака за приобретение "пития", продажная цена которого указанная в договоре на период питейных сборов с 1771 по 1775 гг. составляла 3 рубля за ведро. Эта цена слагалась из его закупочной цены (85 копеек за ведро) и государственной наценки (2,15 рубля за ведро). При этом откупщик был обязан сдавать в казну стоимостную разницу между закупочной и продажной ценой — 2,15 рубля с каждого ведра вина. За свою деятельность откупщики официального жалованья не получали. Несмотря на такой расклад, не дающий откупщикам, казалось бы, никакой выгоды, они, однако, имели право согласно договору на получение финансовой выгоды по целому ряду оснований:

1. После досрочной продажи обусловленного договором годового количества вина по цене 3 рубля за ведро откупщик имел право в оставшееся до конца года время продавать вино по собственной цене. Разница шла в доход откупщика.

2. Если откупщик смог приобрести вино дешевле установленной государством закупочной цены, то разницу между закупочными ценами он также мог забирать себе.

3. В случае не обеспечения кабака вином по заключении контракта откупщик мог закупать вино где угодно и продавать его по свободной цене.

4. Большие финансовые выгоды откупщику предоставляла продажа различных водок. Под водкой в то время понималось простое хлебное вино, облагороженное различными специями. В этом случае продажная цена облагороженного вина возрастала вдвое. Откупщику разрешалось разницу между стоимостью водки и вина обращать в свою пользу.

5. Откупщик имел право продавать пиво и крепкие медовые напитки собственного производства.

6. Немалый доход откупщику обеспечивала и так называемая "харчевая продажа", то есть торговля закусками.

Это был далеко не полный перечень возможностей получения дохода, которые обеспечивались законом.

Согласно "Кондициям питейного откупа" за невыполнение откупного договора откупщик нес материальную ответственность, а в определенных случаях эту ответственность несли его поручители, либо наследники. Отчет в форме ведомости о ежегодной откупной деятельности откупщик подавал в Камер-коллегию Сената.

Следующим крупным законодательным актом Екатерины II, касающимся откупного дела, стал "Устав о вине", подписанный 17 сентября 1781 года. Он содержал 130 статей. Большинство его положений были взяты из "Устава о винокурении" и "Кондиций питейного откупа и  формы контракта на содержание питейных сборов на откупе".

Именно при Екатерине II оформилась в полной мере система откупного законодательства, дававшая большие привилегии винным откупщикам. А винные откупа становились одним из основных источников доходов казны. Об этом свидетельствуют и впечатляющие показатели роста питейных доходов государства в течение второй половины XVIII века: от 2 666 909 рублей в 1750 году  до 16 899 917 рублей в 1795 - 1799 годах. К концу периода правления Екатерины II питейный доход в пользу государства доходил до 19 млн руб. при общем доходе бюджета 65 млн рублей, то есть чуть меньше трети всех поступлений в казну.  

Источники:

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. - СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830

2 Сведения о питейных сборах в России / Сост. в Гос. канцелярии по Отд-нию гос. экономии.  - Санкт-Петербург, 1860-1861.

3. Чечулин Николай Дмитриевич. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II - Санкт-Петербург: Сенатск. тип., 1906.

4. Гавлин М.Л. Роль винных откупов в формировании крупных капиталов в России XIX в. // Экономическая история. Ежегодник. 2002. М., 2003

5. Волков М. Я. Очерки истории промыслов России, вторая половина XVII - первая половина XVIII в.: винокуренное производство. - М.: Наука, 1979

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/