О патернализме в Российской империи
Под патернализмом понимают форму регулирования социальных и трудовых отношений на уровне государства и фирмы. В последнем случае патернализм характеризуется покровительственным отношением работодателя к своим наемным работникам. К таким отношениям относятся система найма, особенности пенсионного обеспечения, материальное стимулирование в зависимости от стажа и кадрового роста.
В трудовых отношениях работодатели формируют систему дополнительных льгот и субсидий и других выплат за свой счет с целью закрепления кадров на предприятии, повышения производительности труда, смягчения социального напряжения.
В середине XIX века Российская империя вступила именно на такой путь развития отношений хозяина и его работника. Социальная политика является частью долговременной предпринимательской стратегии.
Каким же образом государство в то время стимулировало социальную политику предпринимателей? Ведь, очевидно, что только совместными инициативами и сверху, то есть государственное законодательное стимулирование важнейших социальных институтов, и снизу, то есть добровольная поддержка силами и средствами частных владельцев фабричных рабочих, можно ждать видимого результата - эффективной работы бизнеса и улучшения при этом жизни наемных работников.
Законодательных актов, имевших целью стимулировать предпринимателей активнее решать некоторые острые социальные вопросы, за период с середины XIX века до начала следующего, было принято крайне мало. При этом действия властей имели главным образом рекомендательный, а не обязательный характер.
Вопрос об организации врачебной помощи впервые был поднят в 1866 году, когда был принят временный закон для Московской губернии о предоставлении рабочим бесплатных медицинских услуг. Одновременно Министерство внутренних дел Российской империи разослало циркуляр-уведомление с тем, чтобы местная администрация подобно московскому генерал-губернатору издала соответствующее распоряжение. Процесс принятия обязательных постановлений губернских присутствий по фабричным делам растянулся на десятилетия. И все-таки в появлении фабричных больниц государство сыграло главную роль.
Одним из результатов совместной работы власти и предпринимателя может служит деятельность Саввы Тимофеевича Морозова - предпринимателя, мецената и благотворителя, мануфактур-советника, директора-распорядителя Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко". Анализ делопроизводственной документации Товарищества Никольской мануфактуры свидетельствует, что сеть его благотворительных учреждений началась со строительства фабричной больницы. С начала 1860 - годов до начала XX века владельцами фирмы была проделана огромная работа по организации врачебной помощи рабочим. Морозовы стремились устроить у себя качественное и полноценное медицинское обслуживание фабричного населения. Данные по Европейской России показывают что от 25 (город Москва) до 50 (Московская губерния) и 60 (город Иваново-Вознесенск) процентов фабрик имели медицинские учреждения. Их услугами пользовались до 90 процентов рабочих.
Гораздо сложнее происходило стимулирование предпринимателей со стороны государства в вопросе о бесплатном начальном образовании. Долгое время правительство делало ставку на частную инициативу, рассчитывая на прагматизм владельцев промышленных заведений , нуждавшихся в грамотных рабочих. Однако, начальное образование не получило широкого развития на фабриках.
Только в начале 80-х император утвердил два мнения Государственного Совета, которые в скором времени вошли в качестве отдельных статей в обновленный Устав промышленности. Согласно Кодексу, владельцы фабрик и заводов были обязаны дать возможность малолетним рабочим, не имевшим свидетельств об окончании одноклассных народных училищ, посещать такие учебные заведения. Тем же, кто имел такие документы - продолжать свое образование в школах с высшим курсом, если таковая будет учреждена самим фабрикантом. Предпринимателям предоставлялось право открывать у себя начальные народные училища. Однако закон не обязывал их ни к устройству школ, ни к принуждению малолетних детей посещать эти заведения.
Свою положительную роль сыграли еще два закона, принятые в 1903 и 1912 годах: первый устанавливал материальную ответственность заводчиков и фабрикантов за увечья, полученные рабочими на производстве; второй вводил ассоциативную форму социального обеспечения при временной утрате трудоспособности и выплату пособий в случаях производственного травматизма.
Что касается материального стимулирования государством предпринимателей, то это явление было крайне редким для того времени. Лишь Во втором десятилетии XX века наметились некоторые сдвиги. Пошел разговор о том, чтобы не подвергать налогообложению суммы, потраченные на обеспечение рабочих. По закону о прогрессивно-подоходном налоге 1916 года благотворительная деятельность, научные, просветительские и художественные общества в виду их "общеполезных целей" освобождались от сборов со стороны государства. Повсеместное введение закона планировалось на 1 января 1917 года. Но в силу известных событий он так и остался только на бумаге.
Источники:
1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. 1 марта 1881 — 1913 гг. - СПб.: Государственная типография, 1885-1916 гг.
2. Поткина И. В. От патернализма к социально ориентированному предприятию: исторический опыт России. // Этика православия как источник формирования нравственной экономики: сборник статей. - М.: Мирбис, 2010
3. Деметьев Е. М. Врачебная помощь фабрично-заводским рабочим в 1907 году. / Сост. и разраб. фабр. ревизором Е.М. Дементьевым; М-во торг. и пром-сти. Отд. пром-сти. - Санкт-Петербург : тип. В.Ф. Киршбаума, 1909.
Ссылка на картинку к статье: https://www.politforums.net/historypages/1523998615.html
Статья также размещена на Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5e68cd419e1c584ed15f1bd0/o-paternalizme-v-rossiiskoi-imperii-5ea7d39e5943a026cc18783f