О купеческих союзах в Древней Москве
Верхушка московского купечества объединялась в две группы: гостей-сурожан и суконников. Деление торговых людей на Гостинную и Суконную сотни сохранялось и в XVII в., но тогда названия гостей и суконников оставались лишь по традиции. Иное было в XIV- XV вв., когда гости и суконники составляли не только особые корпорации, но и объединялись спецификой их торговой деятельности.
Гости-сурожане торговали с югом, суконники – с Западом; главным товаром первых были шелковые ткани, вторые в основном торговали сукном. В общественном положении сурожане стояли выше суконников и других торговых людей. В летописных известиях обычно впереди упоминаются сурожане, затем суконники и купчий люди.
Общественное значение купеческой верхушки в первую очередь держалось на их богатстве. С понятием о сурожанах, суконниках и прочих купцах соединялось представление как о людях, "…их же суть храми наполнени богатства, всякого товара". В поддержке купеческой верхушки нередко нуждались сами великие князья, особенно во время междоусобных смут или размолвок с Ордой. Это испытал на себе Василий Темный, против которого злоумышляли вместе с Шемякой многие из москвичей – бояре и гости. Гости и суконники давали деньги и отцу Шемяки, князю Юрию Галицкому, помогая ему расплатиться с ордынскими долгами. Вообще роль купечества в ранней истории Москвы гораздо заметнее и виднее, чем это может представляться на первый взгляд.
В исследовании Владимира Евгеньевича Сыроечковского собран и обработан богатый материал, относящийся к внешней торговле Руси и, прежде всего, Москвы в XIV–XVI веках. с Югом и Юго-Востоком, поставлен вопрос о формировании московского купечества, о его социальной природе. Он считает, что гости-сурожане и суконники — это прежде всего горожане, "буржуа", обладавшие денежными капиталами; но владение вотчинами с зависимым населением придавало им "подлинные черты феодала" и ставило их "на грань феодальных элементов общества". Он же говорит о связях крупного купечества с придворной и приказной дьяческой средой, об участии в торговле феодальной знати через купцов и непосредственно. Владимир Евгеньевич рисует типичные черты "средневековой" торговли феодальной эпохи — наличие складничества, формы объединения купцов для осуществления торговых отношений.
И это - одна из особенностей в истории московских сурожан и суконников. Мы можем говорить о существование среди них корпораций типа западноевропейских гильдий. Хотя В. Е. Сыроечковский и считает, что "…ни гости, ни суконники Москвы не развились в настоящую "гильдию", даже бы сколько-нибудь подобную новгородскому Иванскому сту", но допускает для московских купцов "…некоторые начатки корпоративности", так как летопись говорит о церкви Ивана Златоуста, бывшей изначала строением московских гостей. Летописный текст под 1479 годом на сей счет очень красноречив: "Того же лета июля месяца, заложил церковь Иоанна Златаустаго великий князь Иван камену, а преже бывшую древяную разобрав; бе же та изначала церковь гостей московских строение, да уже и оскудевати начят монастырь той; князь же великий учини игумена тоя церкви выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и заградскых попов еще за лето преже сего, егда обет свой положи, понеже бо имя его наречено бысть, егда бывает праздник принесение Иоана Златаустаго, генуариа 27, а в застенке тоя церкви повеле церковь другую учинити, того же месяца 22, Тимофея апостола, в тот день родися, а ту разбраную церковь древяную повеле поставити в своем монастыре у Покрова в садех, еже и бысть, первую малую разобрав". В более кратком сообщении другой летописи есть интересная деталь. А именно, церковь называется "бывшей гостиной древяной". Итак, церковь Иоанна Златоуста была строением московских гостей, что позволяет видеть в ней патрональную церковь верхушки московского купечества – гостей. Известно, что патрональные церкви имели значение не только религиозного, но и гражданского учреждения. При них обычно устраивались подвалы и амбары для хранения товаров, помещалась общая купеческая казна, устраивались в определенные дни общинные праздники. Название церкви Иоанна Златоуста "бывшей гостиной древяной", может быть, указывает на существование другого храма, принадлежавшего гостям, уже не деревянного, а каменного.
Некоторые указания на такие же церкви, связанные с гостями, имеются и в названии другой московской церкви. Собор Николы Гостунского был поставлен в 1506 году, на том месте, "<...> иде же стояла церковь деревяная старая Никола Лняной зовомый". По-видимому, название "льняной" церковь получила от объединения купцов, торговавших льном, а из западноевропейских источников мы знаем, что Николай Чудотворец считался покровителем торговцев льном.
Какие же права могли иметь объединения гостей и суконников? В XVII веке во главе последних стоял "суконничий староста". Суконники платили золотые и пищальные деньги, поворотное, мостили уличные мосты и сторожили уличные решетки, от чего, впрочем, не освобождались и монастырские подворья. Обязанности суконников окончательно оформились в XVII веке, но корпорация их сложилась гораздо раньше. Еще в 1621 году суконники просили о выдаче им жалованной грамоты, потому что такая грамота "…сгорела у них в московское разоренье".
Об обязанностях и привилегиях гостей и суконников говорится уже в междукняжеских договорах конца XIV века. В договоре 1388 года статья устанавливает обязанности князей-совладельцев Москвы по отношению к гостям, суконникам и городским людям: "<...> блюсти ны с одиного, а в службу их не приимати". Вопрос о том, что понимать под службой гостей, суконников и городских людей, до сих пор вызвает полемику в исторической литературе. кто-то полагает, что речь идет о военной службе, тогда как другие видят в этом финансово-хозяйственную службу, подобную обязанностям, которые несли на себе московские гости и торговые люди в XVI- XVII веках. Но оба мнения несут на себе неточное понимание слова "служба", имевшего в XIV-XV веках совершенно определенный смысл вассальной зависимости. Русское средневековье выработало даже особый термин "приказаться в службу" для обозначения принятия на себя вассальной зависимости. Как всякий свободный человек, горожанин мог "приказаться в службу" к одному из князей-совладельцев Москвы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В понятие же "службы" входили различные обязанности "слуги" – вассала, в том числе обязанность выступать с господином в поход против неприятелей. Поступая в "службу" к кому-либо из князей-совладельцев, городской человек нарушал права остальных, так как он переходил под власть дворского того или иного князя и тем самым нарушал корпоративные привилегии сурожан и суконников.
О корпоративных привилегиях можно судить по позднейшим грамотам московским гостям. В грамоте 1598 года данной новгородскому торговому человеку Ивану Соскову по случаю пожалования его "гостиным имянем", находим освобождение его от стоялыциков, разрешение безъявочно и безвыимочно держать дома питье, установление подсудности только самому государю. Важнейшей из этих привилегий является подчинение гостя суду великого князя, а именно такое пожалование находим в грамоте Дмитрия Донского новоторжцу Микуле с детьми.
Непосредственная подсудность великому князю и освобождение от уплаты пошлин, вероятно, и составляли те привилегии, которыми пользовались гости и суконники с давнего времени. Гости-сурожане и суконники имели большое влияние на политические события указанного времени, и в период феодальной раздробленности у них существовали купеческие союзы, во всем были похожие на новгородские.
Указание на гостей и суконников как особые группы городского населения, а таких указаний в наших источниках немало, позволяет говорить, что такие купеческие корпорации в Москве существовали. Порядки Московского государства XVII века уничтожили старину, оставшуюся только в традиционных названиях гостей и суконников, но она ясно выступает в ранних летописных известиях и говорит о том времени, когда гости-сурожане и суконники составляли прочные купеческие корпорации.
Источники:
1. Полное собрание русских летописей. - СПб: Тип. Эдуарда Праца, 1841- 1885
2. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. - М.: Тип. Н.С. Всеволожского, 1813- 1826.
3. Тихомиров М. Н. Древняя Москва. - М.: МГУ, тип. Высш. парт. школы при ЦК ВКП(б), 1947.
4. Сыроечковский В. Е. Гости-сурожане. О внешней торговле Московской Руси с Ближним Востоком в 14 - начале 16 вв. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1935.