30.10.2018

Либеральные 60-е XVIII века. Указы Екатерины II

Либеральные 60-е XVIII века. Указы Екатерины II

31 июля 1762 года был опубликован указ Екатерины II"О разных постановлениях касательно торговли". Спустя месяц после восшествия на престол в результате дворцового переворота, по ее инициативе в Сенате состоялось обсуждение, уже повторное, прежде состоявшееся при Петре III, указа свергнутого императора от от 28 марта 1762 года под названием "Об отдаче обер-инспектору Шемякину и обер-директору Яковлеву всех таможенных государственных сборов на откуп вновь на десять лет на условиях, от правительства назначенных".

Очевидно, вопросы экономического плана  имели особую важность для Екатерины, и после внесения необходимых поправок появился новый указ,  очень близкий по содержанию. Необходимость повторного рассмотрения вопроса объяснялась следующим образом: " <...> рассматривали данный Сенату Марта 28 дня сего года о коммерции указ и принадлежащия к тому обстоятельства, Нашли в оном многие неудобства, клонящиеся ко вреду и тягости общенародной. Во отвращение чего, по представленным Нам от всего Правительствующего Сената , имея довольное рассуждение для поправления и пользы коммерции и вех наших верноподданных, ученённое в Сенате постановление Всемилостивейше опробовали, и собственною Нашей рукою подписали <...>".

По форме стиль екатерининского указа - сухой и расчетливо точный. Он лишен ярко выраженной эмоциональной окраски и торжественных общих рассуждений указа Петра III. Но содержательно фактически все положения июльского указа явились вполне "симметричным" ответом на соответствующие положения мартовского.  В новом указе нет мотивировочных пояснений и декларативных заявлений. Введение свобод зачастую сопровождалось рядом условий, вызванных реальной заботой об интересах широких слоев населения, Так, свободный вывоз за рубеж хлеба и скота допускался только при стабильном сохранении четко оговоренных ценовых показателей на продовольствие внутри страны: "<...> А когда подрядныя, или покупные тому

хлебу цены с выше того оказываться будут, тогда и отпуск оному за море остановить".

В данном указе заметно стремление проработать вопрос о разумности сохранения за казной некоторых сегментов экономики,  не забывая при этом об декларируемой экономической свободе.  В ведении государства согласно указу  оставались только единичные и далеко не самые значительные сектора, относившиеся к торгово-промышленной сфере, а за другими сохранялись временный контроль, ввиду особых соображений.

Например: "Поташ и смольчуг казенным товаром учрежденный по Именному, блаженной и вечной славы достойный памяти, Государя Императора Петра Великого  1719 года Апреля 8 дня указу, для бережения лесов, кроме позволенного из Малороссии отпуска, в вольную торговлю не отдавать, и до будущаго обо всей коммерции генерального рассмотрения и указа, оставить на прежнем основании".

На вольную торговлю ревенем вводились временные ограничения, действовавшие вплоть до полной реализации накопившихся запасов этого прежде исключительно казенного товара: "От производившегося по прежним указам казенного ревенного торга, накопившийся в казне наличный годный ревень, продать из казны по представленной от Комерц-Коллегии цене, а именно по 60 рублей пуд, позволя оный всякому как здешним, так и чужестранным покупать, не только для собственного своего употребления, но и за море отпускать невозбранно, с половинною против Тарифа пошлиною; а доколе оный по сему весь из казны распродан будет, то до тех пор партикулярным людям вольную торговлю удержать, дабы столь знатный казенный товар пропасть не мог. А когда действительно весь казенный наличный продан будет, тогда уже такое дозволение сделать, и быть оному в вольной торговле с половиною ж против Тарифа пошлиною".

В отдельных случаях признавались полезными ради государственной целесообразности и запретительные меры. Так, устанавливался полный запрет на экспорт льняной пряжи: "Льняную пряжу, не токмо для сбережения и сохранения здешних фабрик, дабы оные сами в том нужды претерпеть не могли, но и особливо ко умножению делания в России полотен, как для отпуску за море, так и для внутреннего удовольствия, из России никуда для дальнейшего впредь установления ни с какою пошлиною не выпускать". Эта мера объясняется не столько протекционистскими побуждениями правительства, то есть заботой о российских полотняных мануфактурах, сколько стремлением снизить прямые экономические потери от продажи за рубеж сырья или полуфабриката вместо конечного готового продукта.

Указу Екатерины, однако, запретительные меры в целом не свойственны. В нем достаточно последовательно воплощался идея целесообразности принимаемых решений, исходя из потребностей широких масс населения или же компактных сословных групп, объединенных территориально общей профессиональной деятельностью. Купечеству Астрахани и Архангельска указ даровал коллективные привилегии для осуществления торговых операций.

Не осталась без внимания и критика, прозвучавшая в указе Петра III, первой петербургской ситценабивной фабрики. Июльский документ предписал ей и аналогичным заведениям, которые могут появиться в будущем, производить набойку только на российских тканях, будь то льняные, хлопчатобумажные или шелковые, а также не превышать ранее оговоренных отпускных оптовых цен.

Среди антимонопольных мер в указе - упразднение табачного "торга" и тюленьего промысла, принадлежавших графу Петру Шувалову, рыбного промысла вблизи Астрахани коломенского купца Сидора Попова. Все они осуществлялись в форме откупов на монопольной основе, исключавшей конкуренцию.

В целом, усилиями  мартовского указа Петра III и июльского законодательного  акта Екатерины II экономическая жизнь страны существенно либерализовывалась, отменялись многие запреты и монополии. В  лексиконе рассмотренных законодательных актов прочно укоренились выражения, для которых "свобода" являлась наиболее подходящим и общим эквивалентом. Безусловно, их употребление непосредственно связано с либеральным курсом, возобладавшим после смерти Елизаветы Петровны и сопровождавшимся соответствующей риторикой. Декларированная экономическая свобода означала в главных чертах следующее:

- открывался достаточно широкий простор частной инициативе;

- государство фактически объявляло о намерении снять с себя прежнюю неотъемлемую функцию постоянного контроля и тщательной регламентации в области промышленности и торговли;

- система поощрения и защиты относительно слабых отечественных промышленников и торговцев признавалась изжившей себя;

- подразумевалась отмена системы покровительственных мер в виде различных привилегий, льгот и субсидий, вызвавшая такие уродливые явления, как монополизм крупных торговых компаний, серьезные нарушения общих таможенных установлений.

Указ  на либерализацию экономики Екатерины II, ровно как и указ Петра III, заложили первые камни в кладку правового фундамента, необходимого для возведения на нем всего здания свободной рыночной экономики. Содержащиеся в них новые идеи достаточно быстро и прочно овладели сознанием высшего слоя правящей бюрократии. Пожалуй, слишком быстро для того, чтобы суметь отнестись к ним вдумчиво и не воспринимать в качестве исходящего от верховной власти императива, исключавшего любые незначительные отклонения от заданного курса.

И, увы, история по-прежнему нас ничему не учит.

 

Источники:

1. Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.

2. Ковальчук А. Об экономической свободе, северных морских промыслах и архангелогородском губернаторе Е.А. Головцыне (1760-1770-е гг.) // Образы аграрной России IX–XVIII вв.: Памяти Натальи Александровны Горской. - М.: «Индрик», 2013

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/