24.11.2019

Как продавали иконы в московских лавках

Как продавали иконы в московских лавках

Адам Олеарий - известный немецкий путешественник, географ, историк, математик и физик. Он был секретарём посольства, посланного голштинским герцогом Фридрихом III к русскому царю Михаилу Фёдоровичу и к персидскому шаху. Цель — завязать торговые сношения с Москвой и в особенности с Персией: герцог хотел забрать в свои руки сухопутную торговлю шёлком-сырцом.

Олеарий был, главным образом, переводчиком, так как  знал языки тех стран, куда отправлялось посольство. Во время путешествия он записал, а впоследствии опубликовал свои заметки. Вот одно из его наблюдений о Москве торговой: "<...> На площади и в соседних улицах (от Кремля) каждому товару и каждому промыслу положены особые места и лавки, так что однородные промыслы встречаются в одном месте. Торговцы шёлком, сукном, золотых дел мастера, шорники, сапожники, портные, скорняки, шапочники и другие — все имеют свои особые улицы, где они и продают свои товары. Этот порядок очень удобен: каждый, благодаря ему, знает, куда ему пойти и где получить то или иное.

Тут же, невдалеке от Кремля, в улице направо, находится их иконный рынок, где продаются исключительно писанные изображения старинных святых. Называют они торг иконами не куплею и продажею, а "меною на деньги"; при этом долго не торгуются <...>".

Отмеченный Олеарием обычай не продавать иконы, а "менять на деньги" держался до самой революции. В воспоминаниях московского купца описывающих Москву конца XIX - начала XX века, об иконных лавках на улице Никольской рассказывается так: "Очень типичен был иконный ряд. Одну половину его занимали иконные лавки, а другую - бабы, торговавшие в маленьких шкафчиках ручными кружевами. В иконных лавках иконы не продавались, а "выменивались". Это делалось таким образом. Покупатель, входя в лавку, говорил:

- Я бы желал выменять икону.

Продавец в ответ на это быстро снимал с своей головы картуз и клал его тут же на прилавок.

Покупатель следовал примеру продавца и стоял также с непокрытой головой.

Икона выбрана. Покупатель спрашивает:

- Сколько стоит выменять икону?

Купец назначает за нее баснословную цену.

Начинался торг.

Для большей убедительности продавец говорил, что он назначил цену божескую, потому что за иконы торговаться грешно.

Покупатель с ним соглашался и покупал икону за "божескую цену".

Иконы "выменивали" большей частью рогожские и замоскворецкие купцы. Более интеллигентные покупатели не соглашались с "божескими ценами", назначаемыми купцом. Просили его покрыть голову картузом и взять за икону половину "божеской цены".

Продавец быстро шел на уступки и продавал икону за предлагаемую цену.

<...>

Как известно, во всех магазинах и лавках имеются свои особые метки, которыми размечают товар. Для этого купец выбирает какое-нибудь слово, имеющее десять разных букв, например "М е л ь н и к о в ъ"; с помощью этих (1 2 3 4 5 6 7 8 9 0) букв он пишет единицы, десятки, сотни и тысячи.

Однажды я был очевидцем следующей интересной сценки.

В иконную лавку пришли два купца, старый и молодой, и с ними три женщины - покупать для свадьбы три иконы. Они выбирали их довольно долго, затем спросили, сколько стоит выменять вот эти иконы. Продавец назначил за них 150 рублей. Купцы нашли эту цену слишком дорогой и начали объясняться между собой своей меткой следующим образом: молодой человек, очевидно жених, обращаясь к отцу, произнес: "Можно дать арцы, иже, покой" - это буквы старославянского алфавита. Старик на это ответил: "Нет, это дорого, довольно будет "твердо, он" и, обращаясь к продавцу, сказал: "Хочешь взять 90 рублей, больше гроша не дадим, а то купим в другом месте". Продавец быстро пошел на уступки, и иконы были проданы купцам за "твердо, он".

Первоначально иконный ряд находился по левой стороне Никольской, между Казанским собором и Николой Старым, но царь Федор Иоаннович, найдя, что на бойком, проезжем месте торговать иконами непристойно, распорядился перевести его в более тихое место. Его волею было указано - "торговым людям для промену святых икон построить деревянные лавки на Печатном дворе, подле каменной ограды, чтобы промен святых икон и иконные ряды были в сокровенном месте". Так иконные лавки у Печатного двора расположились подальше от Красной площади, приблизительно на середине Никольской. С самой Никольской улицы иконные лавки практически пропали с постройкой Верхних торговых рядов, куда они и перешли, заняв помещения в общих рядах с торговлей самыми разными товарами.

 

Источники:

1. Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы. // Московская старина. - М.: Правда, 1989.

2. Муравьев В. Б. Московские улицы. Секреты переименований. М.: Эксмо, 2013.

3. Олеарий Адам. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию. Смоленск:  Русич, 2003

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/