29.05.2018

История торгового договора Новгород - Ганза. XII-XIII века

История торгового договора Новгород - Ганза. XII-XIII века

Исходная точка торговых отношений Новгорода с Западом - это набеги скандинавских викингов, которые положили основание многим государствам, в том числе и русскому. Подобно тому, как торговля повсюду возникла из военных действий, и новгородская торговля имела своей точкой отправления пиратские набеги норманнов.

Русский историк середины  XIX века А. И. Никитский в своем труде об экономической жизни Великого Новгорода писал: "Набеги как набеги стали мало-помалу выходить из употребления и уступать свое место торговым сношениям. Но исчезновение их было далеко не настолько полным, чтобы поле действия было совершенно очищено для торговли. <...> Очень часто случалось, что в одних и тех же лицах соединялись промыслы пирата и купца, нередко случалось, что участники одной и той же компании грабили в одном месте и торговали в другом". Отзвуки этого явления мы замечаем еще долго и впоследствии в вечных и беспрерывных столкновениях между новгородцами и иноземцами, в каждый раз совершаемом ими ограблении другой стороны.

Наиболее важным официальным источником для давней и долгой истории торговли между Новгородом и Ганзой (Ганза - крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века. Просуществовал до середины XVII века) являются торговые договоры и прочие соглашения, имевшие место в связи с восстановлением мира и возобновлением каждый раз прерывавшихся торговых сношений.

Первые договоры, появляются около XII века. Однако, торговые сношения начались еще раньше, о чем в этих договорах свидетельствуют ссылки на более старые грамоты и соглашения - "на чем целовали отцы ваши и наши крест".

Прежде всего, в каждом договоре устанавливается общий принцип, что обеим сторонам предоставляется право торговать, и им никто не будет ставить препятствий в этом направлении, они могут торговать без стеснений, без насильственного захвата у них товаров. Это выражается словами "вольное торгованье", "путь чист", "без рубежа", "без пакости". Так, уже в первом договоре, заключенном в 1195 году между Новгородом и немцами, в самом начале читаем: "Первое ходити новгородцю послоу и всякому новгородцю в немечьскоу землю и на Гоцк берег; такоже ходити немьчьм и штяном в Новгород без пакости не обидим никымже".  

В той же говорится далее: "Аще боудеть соуд князю новгородцкому Новегороде или немецкомоу в немяьх, а в том мироу ити гостю домовь без пакости; а кого Бог поставить князя, а с тем мира подтвердить, любо ли земля без мироу станеть". В словах "аще боудет соуд князю" слово "соуд" трактуется историками и лингвистами в смысле Божьего суда — смерти, то есть со смертью князя, заключившего договор, последний не теряет своей силы, что вполне соответствует дальнейшим словам о необходимости возобновления договора с преемником умершего князя, иначе "земля без мироу станеть". Международные соглашения того времени (как в России, так и в Западной Европе) обязательны лишь для тех, кто их заключает, но не для государства как такового, почему при перемене правителей необходимо было возобновление договора. К новому соглашению, которое было заключено в 1260 года, был приложен этот первый договор и о нем упоминается как о старом праве: "А се старая наша правда и грамота на чемь целовали отци наши и ваши крест".

В противоположность договору 1195 г. это соглашение предполагает поездки новгородцев только на готский берег, но не на континент: "новгородцьм в становищи на Гоцком березе без пакости в старый мир". На Готланде новгородцы имеют "становище", то есть торговое подворье, об их недвижимости на Готланде упоминается и в проекте соглашения с ганзейцами 1371 года. Немцы же, согласно договору 1260 года, торгуют и на острове Котлине (остров в Финском заливе Балтийского моря, в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и в Кареле. Причем новгородцы отвечают за путь от Котлина до Новгорода лишь в том случае, если он совершается в сопровождении новгородца - "А что ся оучинить и с Котлинг до Новагорода или из Новагорода до Котлинг немецкомоу гости, оже без посла поидоуть, то Новоугородоу тяжя не надобе в старый мир". Это обычное средневековое правило: город или государь принимает на себя ответственность за случаи ограбления купцов, если их сопровождает конвой. В этом случае купцам возмещаются понесенные ими потери.

Такое ограничение активной торговли новгородцев одним островом Готландом и, напротив, расширение деятельности немцев подтверждается и соглашением 1269 года. Этот договор также говорит лишь о свободах новгородцев, посещающих Готланд - им гарантируются те же права, что и немцам и готландцам в Новгороде. О низкой активной деятельности новгородцев свидетельствует то, что, как говорится в одной из статей договора, они отправляются даже в Готланд на немецких судах, следовательно, собственных судов не имеют. Это указание крайне умаляет роль новгородцев в торговле. Все сколько-нибудь значительные торговые города того времени владеют собственными судами.

В противоположность этому интенсивность торговой деятельности немцев растет. С конца XII века  до 60-х годов XIII ст. она сделала значительные успехи, что видно из сопоставления упомянутых нами договоров. В последних немцы требуют, чтобы новгородцы принимали на себя ответственность за благополучное путешествие ганзейцев, начиная от острова Бьорко (остров в Балтийском море, 50 км от Стокгольма), новгородцы же согласны отвечать только за путь начиная от Котлина по Неве, Ладожскому озеру и Волхову. Историки объясняют это тем, что власть Новгорода над островом Бьорко в это время уже ослабла, ввиду завоеваний шведов, так что они не могли ручаться за безопасность в этих местах. В договоре 1260 года упоминается только "зимний гость", то есть немецкие купцы, которые приезжали осенью и оставались до последнего санного пути или до открытия первой навигации. В договоре 1269 года наряду с "зимнем гостем" появляется впервые и "летний гость", который может пребывать "до последней навигации или до первого санного пути". Таково было ограничительное постановление самой Ганзы, но оно вполне соответствовало характеру торговых сношений в ранние эпохи - иностранные купцы допускались лишь на известный срок и по истечении его и по выполнении своих операций обязаны были уехать обратно. Постоянно селиться им еще не дозволялось. Но присоединение теперь новой группы ганзейских купцов, которые ежегодно сменяют первую, свидетельствует о расширении торговли немецких городов с Новгородом. Теперь она происходит в течение всего года.

Но в том же договоре имеется еще и установление, согласно которому гости, отправляющиеся обратно из других областей к себе домой, обязаны уплачивать сбор в размере одной марки серебром в пользу церкви св. Пятницы сбор в размере не свыше одной марки серебром. Под гостями понимаются купцы, ездившие вглубь новгородских владений и там закупающие такие товары, как меха или воск, которые обычно немцы приобретали в самом Новгороде. Там же они сбывали свои товары, становясь конкурентами новгородцев, в особенности тех из них, которые сами посещали Готланд. В пользу общины последних, группировавшихся вокруг церкви св. Пятницы, такие иноземные гости и обязаны были делать упомянутый взнос. Последний являлся стеснением непосредственной торговли немцев с новгородскими областями — в сущности, торговля должна была происходить через руки новгородцев.

От договора к договору видно, насколько усложнились торговые сношения, какие новые потребности и нужды они вызвали к жизни, и в каких направлениях стало необходимым нормировать товарный оборот.

Прошли века.

19 мая 2006 года в Великом Новгороде впервые отпраздновали День Ганзы. Город поддержал идею ганзейских городов ежегодно отмечать в этот день  преддверие традиционного большого июньского праздника "Ганзейские дни Нового времени", проводимого каждый год в одном из городов-членов новой Ганзы. Великий Новгород стал первым российским городом, которому выпала честь провести этот масштабный праздник.

Источники:

1. Никитский А.И. История экономического быта Великого Новгорода. - М.: Университетская типография, 1893.

2. Бахрушин С.В. Памятники истории Великого Новгорода. - М.: издание Н. Н. Клочкова, 1909.

3. Кулишер И.М. История русской торговли. До XIX века включительно - СПб.: Атеней, 1923

Фото: http://okultureno.ru

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/