Есть необходимость - будет промысел
С первым приходом торговых кораблей к Архангельску, конец XVII века, встретилась насущная надобность в сведущих людях, которые хорошо знали бы фарватер, ведущий от взморья к учрежденной торговой пристани, фарватер, обильный песчаными наносами, извилистый и длинный, меняющий при том нередко по причине ледохода свое направление.
Первоначально сведущие люди по проводке и выводке судов были низовцы и холмогорцы, к которым не замедлили примкнуть и архангельцы, захватившие вскоре этот прибыльный промысел в свои руки. Образовав между собой тесную артель в числе 7 человек, не более, они занимались вожением "без Государева жалованья и без мирской подмоги", по добровольному уговору с корабельщиками, лишь бы "от корабельных вожей кораблям простою не было". Сумма вознаграждения не привышала 2 рублей за привод и 6 рублей за отвод. Такая монополия архангельцев продолжалась до 1671 года, пока иностранцы не принесли жалобы правительству, что-де по причине крайне ограниченного числа вожей кораблям на море происходит застой, и от морских волн и погод "шкоды и гибель". Вняв этой жалобе, правительство распорядилось было объявить вожевой промысел свободным, но не устояло от соблазна иметь с него доход. Хотя для пользы дело в 1685 году промысел таки был объявлен свободным и передан в ведение архангельской таможни. Лоцманы стали обособляться и замыкаться в отдельное общество, которое в 1707 году состояло уже из 30 человек, служа без жалованья, "а верстались они на убылые места между собой, без приказного повеления, братским советом, на отцово или братне место , которого с того дела станет и кто знает корабельный ход".
При Петре Великом они даже имели свой оригинальный костюм - верхний кафтан алый, французский, камзол и штаны красного сукна, на голове парик и немецкая шляпа, на ногах - чулки башмаки тоже немецкие!.. Грибные их суда расписаны были красками, как и весла и паруса, а на кормах судов красовались расписные лоцманские атрибуты.
Лоцманский промысел - дело всегда прибыльное.
Как без лоцмана не мог торговый корабль не мог придти с моря к Архангельску, так без драгилей ( носильщиков) не мог он успешно произвести выгрузку и нагрузку товаров. И то и другое требовало навыка и сноровки. Эти биржевые работы и вызвали существование дрягильского промысла , который будучи на артельном начале , оплачивался правительством в размере 2-х рублей в год на человека и состоял в том, чтобы быть в важне у весу и подъему казенного товара, ездить на пришедшие к городу корабли за гребцов, сгружать в особые суда товар, обвивать в сукна всякие узорочные товары и бумагу, "с бочкою сала ходить отмеривать" и т. д. В тоже время должны были находиться при весе и подъеме товаров и у прочих торговых людей, обязанных платить дрягилям подъемную пошлину "с весчих товаров, с соли и с масла, и с меду, и со всякого весчего товару с подъема" - продавец по 3 деньги, а купец - по 5 денег. Так продолжалось до 1648 года, пока не явилась конкуренция со стороны другой артели посадских, и преимущественно холмогорцев, следствием чего, дорожа выгодным промыслом, первоначальная артель согласилась служить и за половинное жалованье, причем с этого времени казна установила дрягилям брать плату от всякого подъема товаров с частных лиц уже по две деньги. Затем, с расширением торговых операций у Архангельска, биржевые артельные работы умножились настолько, что ввиду явной прибыльности промысла дрягиля уже служили без жалованья.
Дрягильный промысел существует и ныне.
Источник:
Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. - СПб.: Тип. Морского министерства, 1890.