29.05.2018

Что Русь широкая без купца, или коротко о торговых путях

Что Русь широкая без купца, или коротко о торговых путях

В истории развития и распространения предпринимательства в России географический фактор особенно важен.

С одной стороны, скудная почва и суровые климатические условия вынуждали все сословия пополнять свои  доходы всякими ремеслами и промыслами. Ведь земля рождала неохотно и надежды на нее весьма шатки. С другой, России обладает единственной в своем роде сетью судоходных водных путей. Это - большие реки и их многочисленные притоки, соединяющиеся между собой удобными волоками. Большие  реки текут с севера на юг и наоборот, притоки же - с востока на запад или с запада на восток. Даже примитивными транспортными средствами можно проплыть всю Россию от Балтийского моря до Каспийского и добраться по воде до большинства земель, лежащих между ними. Речная сеть Сибири настолько густа, что охотники на пушного зверя за короткое время проделывали тысячу верст до Тихого океана. Они завели регулярную речную торговлю между Сибирью и своими родными местами. Таким образом, до появления железной дороги в России подавляющая часть товаров перевозилась на ветхих лодчонках или кочах, на более крупных судах или баржах. А города вдоль этих транспортных путей становились центрами торгово-предпринимательской деятельности.

 В раннем Средневековье три великих речных пути проходили через территорию современной России. Самый ранний из них, "путь из варяг в персы", соединял Скандинавию с  Халифатом. Некоторые источники называют его - "сарацинский путь". Это - сеть рек и волоков, соединяющих Балтийское море с Каспийским  через Волгу. Далее кто-то отправлялся на верблюдах до Багдада и восточнее, а кто-то водными путями к Черному морю. Позже, когда варяги установили контроль над днепровским путем в Черное море, Волжский торговый путь утратил свое значение. Днепровский торговый путь - это знаменитый путь "из варяг в греки". С берегов Балтийского моря через Финский залив по реке Неве, Ладожскому озеру и другим водоемам шел он к Днепру. А пройдя по нему вниз  к Черному морю и Царьграду варяги установили торговые отношения с богатой Византией и не без силы и хитрости добились торговых привилегий. Этот путь имел огромное значения для развития торгово-экономических отношений, для объединения удельных княжеств в единое государство Киевская Русь. Его экономическим, религиозным и политическим центром был город Киев. И третий торговый путь средневековой эпохи - Заволоцкий. Он проложен варягами для перевозки товаров  в Древней Руси из Заволочья (бассейн Северной Двины и Онеги) в бассейн Волги.

Со временем, когда в силу многих событий Киев утратил былое значение, поменяли свое направление и основные торговые пути. На карте появилось государство Русь с новым экономическим и политическим центром. Сфера деятельности купцов и предпринимателей Нового времени отражала всю географию экономического освоения страны. Уже из Москвы брали начало основные пути торгово-предпринимательской деятельности русских купцов.

Беломорский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. Центром русского предпринимательства на этом пути были: Великий Устюг,  Тотьма, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Сысольск.

Новгородский торговый путь (или Балтийский) , как уже понятно из названия, шел по небольшим рекам  и озерам к Балтийскому морю через Великий Новгород. На этом пути как не вспомнить о   Твери, Торжке, Вышней Волочке, Валдае и, конечно, Пскове.

Поволжский путь проходил к Каспийскому морю по рекам Москва, Ока и Волга. А затем через море - в Персию, Хиву, Бухару. Главный предпринимательский центр на этом пути - Нижний Новгород.

Сибирский путь шел водой и волоками в бассейнах многих рек восточной Руси. Дорога была очень трудной, но часть купцов проникала даже на Амур. Несмотря на все препятствия торговля в Сибири была выгодна. Соликамск, Тобольск, Тюмень, Якутск - были главными торговыми городами. А Нерчинск сделался главным торговым пунктом для торговли России с Китаем.

Смоленский  торговый путь (или Литовский)  шел из Москвы через Смоленск и Польшу.

Донской торговый путь пролегал в Крым через рязанские, тамбовские, воронежские края и донские степи. Оживление на этом пути произошло после присоединении Малороссии к России. Это направление активно использовали купцы - малороссы. Ведь Киеву была дарована жалованная  грамота, позволяющая киевским людям вольную и беспошлинную торговлю по всей России, что они не замедлили осуществлять, доходя до самых восточных окраин России. Главными предпринимательскими центрами этого пути были Лебедянь, Козлов, Воронеж, Елец, Острогожск. Белгород и Валуйки были центрами торговли с ногайскими татарами.

В экономическое освоение огромной территории России купцы вложили гигантские усилия. Их энергией и смекалкой двигалась вперед  страна. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, они нередко затем переходили к организации их производства.

Проходили годы. Техническая революция, появление железной дороги, исторические и политические факторы меняли предназначение многих торговых городов, некоторые  даже не существуют ныне. Но они достойны того, чтобы о них помнили. Зачастую даже как пример того, что и "из пепла" подниматься стоит. Надо только очень этого хотеть, смекать и искать новые дороги. Ставились новые задачи, менялась страна, а вместе с ней и облик самого русского предпринимателя, менявшего облик этой страны. Вырастали новые купеческие центры, большие и маленькие.  Водные артерии еще долго на русской земле были решающими в географическом плане при формировании торгово-предпринимательского облика страны. Посещая эти города и изучая их историю, бесконечно удивляешься кипучей энергии, любви к жизни и ближнему и крупных и мелких русских купцов. А вышли они, как правило, из крестьянской среды, "от сохи". Наш крестьянин почти всегда стремился убежать от бесперспективных и изнурительных полевых работ,  и стать коробейником или ремесленником. Это был сообразительный и обладающий практической сметливостью народ. О таких в начале XIX века писал Пушкин: "... О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия ...". Конечно, известны и другие мнения о русском крестьянине. Например, "каждый гордиться быть щукой, чтобы пожрать карася".  Впрочем, в контексте предпринимательской темы одно другому не мешает.

Источники:

1. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том 1. Курс Русской истории.— М.: Мысль, 1987.

2. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме. - М.,: Независимая газета, 1993

Фото: http://www.kettik.kz

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/