11.06.2019

Беломорский торговый путь: от Архангельска к Москве

Беломорский торговый путь: от Архангельска к Москве

Путь из Европы через Белое море в северные области нынешней России известен был еще в III веке. Скандинавские мореплаватели ходили им в Биармию (известная по сагам историческая область на севере Восточной Европы, предположительно территория современной Архангельской области).

Вновь этот путь был открыт случайно, когда английская экспедиция из трех кораблей отправилась отыскивать кротчайший путь в Индию. Один корабль во главе с Ченслером в августе 1553 года пристал к устью Северной Двины. А про два оставшихся во главе с Хью Уиллоби зимою 1554 года заморские корелы сообщили в Москву: "Нашли де они на Мурманском море два корабля: стоят на якорях в становищах; люди на них мертвы, а товаров на кораблях много". Тем временем Ченслер, прибыв в Москву испросил у Иоанна Грозного грамоту, что се корабли могут приходить когда и как часто нужно, "с благонадежностью, что им не будет учинено зла". Вернувшись в Англию, Ченслер  рассказами о России возбудил живейший интерес в правительственных кругах Лондона. В итоге, Англия получила право исключительного торга с Россией. В 1555 году Иоанн даровал льготную грамоту "на повольный торг всякими товарами по всей России". Так во второй половине XVI века торговый путь от Москвы на Двинскую землю к Белому морю через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг и другие приобретает большое значение. Этим путем шла оживленная торговля с Англией и Голландией.

Главным городом Двинского края были Холмогоры, где первоначально останавливались и разгружались английские корабли. Затем они стали приставать ниже, у устья Двины, где и был заложен новый город , названный Новыми Холмогорами, а в последствии Архангельском.

ХОЛМОГОРЫ – село, расположенное на реке Северная Двина в 75 км к югу от Архангельска. Известно с XIV века, впервые упоминается как объединение посадов под общим названием Колмогоры. По преданию когда-то здесь было главное селение Чуди Заволоцкой – скандинавской торговой колонии, служившей пристанищем для викингов, приходивших сюда с целью мирной торговли. С момента основания Холмогоры были важной политической и экономической единицей Великого Новгорода, выполняя роль опорного пункта в Заволочье. Используя выгодное географическое положение – на пересечении торгового пути из Новгорода к устью Двины, - новгородцы возводили здесь посады и храмы. После падения Новгородской республики при Иване III вся Двинская земля была подчинена Москве. В XV-XVI веках Холмогоры превратились в крупный торговый порт, административный культурный и религиозный центр, через который Россия осуществляла свои внешнеторговые контакты. Удобный водный путь по Северной Двине, выводивший к Белому морю, давал возможность Московскому государству установить политические и экономические связи с Западной Европой. Близ порта были построены гостиные дворы, сосредоточены купеческие дома, лавки и склады, монастырские подворья. Около Троицкой церкви стояли таможня, съезжая изба, селились корабелы и моряки. В1557 году Двинская власть приняла английских купцов, которым Иван Грозный разрешил беспошлинную торговлю и строительство своих домов. На какое-то время Холмогоры стали единственным русским городом, через который шли иностранные товары. В 1557 году английский купец Ричард Грей построил в Холмогорах канатную мануфактуру, ставшей первой в России фабрикой. По соседству сформировалась первая и самая многолюдная в России немецкая слобода.                                                            После основания Архангельска ведущая роль в регионе отошла к нему, а Холмогоры постепенно пришли в упадок.

АРХАНГЕЛЬСК – город на севере европейской части России. Расположен на обоих берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море. В 1584 году вблизи Михайло-Архангельского монастыря в устье Двины был основан город для торговых целей, названный вначале Новыми Холмогорами, а потом по имени Михайло-Архангельского монастыря стал называться Архангельском. Город воеводы спешно поставили вокруг Архангельского монастыря: острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом, выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под её стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В XVII веке сюда ежегодно приходило до 40 купеческих судов: английских, голландских, гамбургских, бременских. Это происходило во второй половине лета. В это же время проходила и Архангельская ярмарка. Торговля происходила или на кораблях, или после разгрузки, в гостиных дворах, была оптовой. Из Москвы приезжали приказные лица для взимания таможенных пошлин, казенных закупок и надзора. Начальником ярмарки назначался старшина из русских гостей, он определял и собирал таможенные пошлины и управлял торговыми делами. Выборные из купечества целовальники от различных городов России были в подчинении у старшины. Каждый целовальник курировал на ярмарке купцов своего города и был их старостой: решал общие финансовые вопросы, фиксировал правонарушения. Воевода не вмешивался в торговые дела, но вершил суд над провинившимися торговцами. Судоходством по Северному Ледовитому океану в основном занимались иностранцы, русские владели только мелкими судами для рыбных и моржовых промыслов.

Из Архангельска водный путь шел Северной Двиной до Великого Устюга. Затем Сухоной в Вологду. XVII век становится веком расцвета для многих городов, стоявших на Беломорском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась через города, стоящие вдоль рек этого пути. Центрами торговли и предпринимательства были Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма и другие. 

СОЛЬВЫЧЕГОДСК - город на юго-востоке Архангельской области России, расположенный на правом берегу реки Вычегды, на 21 километре от её впадения в Северную Двину, в 600 км к юго-востоку от Архангельска. Сольвычегодск вырос из небольшого поселения, основанного в XIV-XV веке новгородскими купцами для добычи соли. Возникший на путях в Сибирь, город стал быстро разрастаться; его расцвету способствовало удобное расположение на оживленной водной магистрали и быстро развивающееся солеварение. Еще до основания Сольвычегодска местные жители хорошо знали соленое озерко и речку Усолку, куда уходил их скот лакомиться солью, и где наиболее предприимчивые обыватели начали строить первые варницы «для варения соли». Эти варницы фактически и стали ядром будущего крупного промышленно-торгового центра — Соли Вычегодской. Тогда же здесь появились деятельные и предприимчивые люди Строгановы, и дальнейшая судьба города неразрывно связана с историей и деятельностью этого рода.                                                              В XVII—XVIII веках Сольвычегодск - крупный торговый, ремесленный и культурный центр Северной России. Город был известен ярмарками, на которых основными товарами были сибирские меха, дрова, требовавшиеся в огромных количествах для солеварения, хлеб, всегда ценившийся на Севере, и овощи, привозимые из южных районов страны. С начала XVIII века в связи с закрытием соляных варниц и перемещения торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска постепенно приходит в упадок.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны, у истоков Северной Двины. Устюг был связан по Сухоне с Вологдой, Ярославлем и Москвой, по Двине – с Архангельском и Поморьем, по Югу и Лузе – с Ветлугой, Вяткой и Казанью, по Вычегде – с Мезенью и Печорой. Такое выгодное расположение сделало его важным торговым центром. Благополучию города способствовало и то, что монгольские отряды сюда не доходили, а отряд поляков, добравшийся до Устюга в 1613 г., устюжане разгромили. В конце XVII в. население Устюга составляло около 10 тыс. человек: это был один из крупнейших городов России. После завоеваний Петра путь в Европу прошёл через Балтику. Но Устюг продолжал процветать благодаря торговле с Сибирью. Через город проходил торговый путь из Архангельска в Сибирь. Устюжские торговцы возили в Сибирь хлеб, предметы ремёсел, в т. ч. иконы, из Сибири привозили пушнину, моржовый клык, китайские товары. ТОТЬМА— город в России, основан в 1137 году, расположен на левом берегу реки Су́хона, в месте впадения в неё реки Песья Деньга, в 215 км от Вологды. XVI – XVIII века явились временем развития и расцвета Тотьмы. Это было связано с открытием в 1553 году Северного Беломорского речного торгового пути в Западную Европу. Город постепенно становился крупным транзитным пунктом на международном торговом пути. Более двух сотен лет назад тотьмичи стали снаряжать в Сибирь торговые караваны, груженные высоко ценимой там солью. С любовью и достатком отстроенный в конце XVIII века город в течение следующего столетия жил благополучно и безбедно.

После Архангельска вторым важнейшим торговым пунктом Северного края была Вологда. Зимой сюда свозились на санных подводах товары из Москвы, Ярославля и Костромы для отправки весной в Архангельск.

ВОЛОГДА – город на севере европейской части России в 450 км от Москвы. Расположен на обоих берегах реки Вологды, правого притока реки Сухоны. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, впадающих в реку Вологда. Небольшой по величине, город уже и в начале XVI века имел немаловажное значение во внутренней торговле Московской Руси. Объясняется это выгодным местоположением в начале северного речного пути. Непроходимые из-за ям, грязи, отсутствия мостов сухопутные дороги были непроходимы летом. Да и разбойники не прочь были пограбить торговцев. Зато летом во всех отношения были удобны  многочисленные реки этого северного края. Летом они были главными торговыми путями. Зима же для торговли была лучше всего. На знаменитой Устюжской ярмарке инородцы со всего Севера по баснословно дешевой цене променивали меха на хлеб, материи и другие товары, привезенные предприимчивыми купцами из Вологды и Москвы. Многочисленные суда возвращались по Сухоне назад в Вологду с драгоценным грузом - мехом. А отсюда зимой , перегруженные в сани, меха направлялись в Москву. Зима в Вологде была торговым сезоном. В это время скапливалось много товара, а санный путь открывал сообщение с соседними городами, деревнями, монастырями. С открытием англичанами Беломорского пути и началом активной торговли с иностранцами, Вологда не утратила своего значения. Англичане, обратив внимание на выгодное местоположение Вологды, сделали ее средоточием своей торговли. Вплоть до построения в 1584 году Архангельска, Вологда была важнейшим торговым городом на Севере. С этого времени Вологда несколько отступает на второй план , не потеряв, впрочем, своего важного значения во внешней торговле в качестве главного перевозочного и частично складочного места на торговом пути из Москвы в Архангельск и обратно. Предприимчивые купцы свозили сюда пушнину, соль, рыбу, воск, пеньку и, скупая дополнительно в самой Вологде высокого качества лен и кожи, направляли затем большие обозы с товарами в Москву, Ростов Великий, Ярославль, Кострому и другие русские города

Из Вологды на Москву лежало два пути. Когда наступали холода санный путь из Вологды шел на Ярославль, Ростов Великий и Переяславль. Болотистая местность делала летом этот путь непроходимым. Другой, летний путь, конечно, был водным. Из реки Вологды волоком к реке Костроме. Потом Костромой до Волги (Кострома впадает в Волгу чуть ниже Ярославля). Потом Волгой до Которосли (Которосль - правый приток Волги). Далее по реке Которосль к ее устью, где начинает Которосль свое течение от слияния двух рек Устье и Векса. В этом месте "при трех водах"  раскинулось поселение Николо-Перевоз.

От Николо-Перевоза совсем недалеко по реке Векса до Ростова Великого, что стоит на западном берегу пресноводного озера Неро. Оно - одно из немногих озер предледникового периода в центральной России. Этим путем пользовались мало. Санный путь был предпочтительней. А уж из Ростова сухопутно и зимой и летом к Москве , к которой, как к административному центру, все более и более тяготели старые и новые торговые пути.

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ - районный центр Ярославской области. Расположен в 53 км от Ярославля, на берегу озера Неро. Один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. С начала XII века именовался Ростов Великий. В XV-XVII веках – это крупный торговый, культурный и религиозный центр. Мимо Архиерейского дома, собора, через площадь с торговыми рядами, шла дорога от Москвы на Ярославль, Вологду, Архангельск – важный торговый путь России. Торговля занимала в жизни города огромное место: с начала XVII века сложилась традиция ежегодной ростовской ярмарки – "Сбора". В начале XVIII века ростовская ярмарка стала третьей по величине в России, и в городе начал формироваться новый социальный слой – купечество. Из ростовских купцов вышло немало выдающихся людей, многое сделавших для города. Ростовцы расширяли пути своей торговли, в XVIII веке они торговали с Оренбургом, с Уралом, Бухарой. Эта деятельность была весьма рискованной, но в то же время очень прибыльной. Ежегодная ярмарка вплоть до середины XIX века собирала огромное количество торговцев; последствием ее бурного роста стало обилие «доходных домов» в Ростове – простых деревянных двухэтажных зданий с квартирами, которые сдавались приезжим торговцам.

Беломорский торговый путь подробно описан английскими путешественниками эпохи становления русского царства. В том числе и Энтони Дженкинсоном, английским дипломатом и путешественником в его труде "Описание Московии, России и Тартарии". Он был в России в качестве посла английских государей и представителя Московской торговой компании, основанной лондонскими купцами в 1555 году. По его воспоминаниям этот путь от Архангельска до Москвы насчитывал более 1500 верст. Время для его преодоления просчитать трудно. Путешествие Дженкинсона с большими перерывами продолжалось 50 дней. По расчетам другого английского путешественника от бухты святого Николая до Вологды можно было пройти летом за 14 дней, а зимой - за 8 суток. На многих западных картах тех времен Белое море называлось "бухтой святого Николая", к пристани Николо-Корельского монастыря, расположенного на берегу Никольского устья Северной Двины в 35 км от Архангельска, пришвартовывались многие иностранные суда. Николо-Корельский монастырь издавна служил морскими воротами Русского государства: через него пролегал путь русских послов в Европу.

Источники:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907 гг.

2. Большая Советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.

3. Костомаров Н.И. Очерк Торговли Московского государства в XVI и XVII Столетиях. -  С.-Петербург : издание Николая Тиблена, 1862.

4. Ключевский Василий Осипович. Сказания иностранцев о Московском государстве. - Пг. : Первая гос. тип., 1918.

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/