Илья САДОВСКИЙ, эксперт Комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), генеральный продюсер Корпорации Big Media, преподаватель Московского Международного Университета (ММУ)

Связь в облаках: Российский бизнес поверил в виртуальные коммуникации

Связь в облаках: Российский бизнес поверил в виртуальные коммуникации

Российские предприниматели научились считать деньги и инвестиции в средства производства и не хотят, как раньше, вкладываться в «железо», все больше доверяя свои бизнес-процессы и коммуникации виртуальным сервисам.

Россия — как часть глобальной инфокоммуникационной системы — автоматизирует и виртуализирует и услуги, и сервисы, и продукты. И если заказать госуслугу через интернет стало делом обыденным даже для не самых продвинутых пользователей, то и получить, например, весь комплекс современных услуг телефонной связи высокого качества и с должным уровнем безопасности для предприятия с несколькими филиалами, разбросанными по разным субъектам РФ или даже другим странам, без дорогостоящего телекоммуникационного оборудования, многим бизнесменам уже не кажется сомнительной затеей.

Сегодня отечественные предприниматели научились считать деньги и инвестиции в средства производства, и не хотят, как раньше, вкладываться в «железо», все больше вынося свои бизнес-процессы и коммуникации в облачные сервисы. Совместная работа сотрудников над документами, использование виртуального хостинга для корпоративного сайта, интернет-банкинг, получение и распределение звонков клиентов – этими технологиями пользуются в России сотни тысяч бизнесов разной величины.

Но несмотря на тотальную автоматизацию и роботизацию различных процессов ведения бизнеса, речь не только о чат-ботах, олдскульное или аналоговое (кому как больше нравится) общение по телефону с клиентом пока никто не отменял. Без живого голосового общения почти невозможно продавать сложные интеллектуальные и высокотехнологичные услуги. После заполнения форм обратной связи или обмена несколькими сообщениями в чате на сайте между оператором-консультантом и потенциальным клиентом неизбежно происходит общение по телефону, скайпу и т.п. Решать эти коммуникационные задачи бизнесу помогают Виртуальные АТС (ВАТС). Такая «облачная связь» уже стала альтернативой традиционным услугам фиксированной телефонии. Более того, этот сегмент является одним из самых быстрорастущих и перспективных на телеком-рынке. 

 

Возраст не мешает росту

Вместе с тем рынку виртуальных АТС в России более 14 лет, тогда, когда он только начинал формироваться, эти услуги подключали самые новаторские компании. Многие компании продолжают использовать в своем бизнесе виртуальные АТС и сейчас. В настоящий момент в России 184,8 тыс. компаний - клиентов услуг ВАТС, такие цифры приводит «TMT-Консалтинг» в своем недавнем исследовании «Российский рынок виртуальных АТС итоги 2017 года». Рост числа компаний-пользователей ВАТС за минувший год составил 45% по отношению к 2016 году.

В исследовании в качестве одного из факторов роста российского рынка облачных АТС отмечается увеличение осведомленности потенциальных клиентов об услуге и в целом рост доверия к облачным сервисам, а также более пристальное внимание к потребительским свойствам продуктов. Сомнительным фактором роста ВАТС я бы назвал высокое проникновение ШПД – технологический бум, в десятки раз увеличивший скорости доступа в интернет, случился значительно раньше!

На рынке виртуальных АТС есть очевидный лидер — «Манго телеком». А в целом, согласно отчета того же «ТМТ-Консалтинга», на три компании приходится больше половины клиентов облачных провайдеров (за Манго Телеком» следуют МТТ и «Ростелеком»). Заметный рост клиентской базы показали также «ВымпелКом» и «Яндекс.Телефония».

В денежном выражении объем российского рынка Виртуальных АТС в 2017 году достиг по данным аналитического агентства «ТМТ-Консалтинг» 5,9 млрд руб., это на 41% больше, чем годом ранее.

Другая исследовательская компания Discovery Research Group оценивает объем рынка ВАТС скромнее, по их данным на начало 2017 года объем сегмента виртуальных АТС составил 3,8 млрд руб., а среднегодовой темп роста зафиксирован на уровне 30%. Общий же объем рынка IP-телефонии в России на конец 2017 года Discovery Research Group оценил в 7,9 млрд руб.

 

Стратегия стратегии рознь

Драйверы роста у разных игроков рынка были свои. Так, для «Манго телеком» это продуктовая экспансия. В комментариях компании к своим финансовым результатам 2017 года сообщалось, что ставка делалась на «активное развитие функционала своих сервисов: за минувший год представлены такие решения, как система ролей для пользователей облачных АТС, виртуальные переговорные, собственный корпоративный мессенджер, встроенный в телефонию конструктор скриптов для обслуживания и продаж, коллтрекинг и другие инструменты для бизнеса. Одновременно велась региональная экспансия. Меньше чем за полгода территория предоставления услуг этого провайдера расширилась с 30 до 44 городов присутствия.

МТТ укрепила свой органический рост за счет приобретения платформы маркетинговой автоматизации Pozvonim.com (часть этих клиентов уже переведена на платформу ВАТС «МТТ Бизнес»).

Говоря о причинах двукратного увеличения клиентской базы ВАТС в 2017 году у «Ростелекома» эксперты называют переключение абонентов с TDM-телефонии.

«ВымпелКом», согласно данным исследования, нарастил количество клиентов виртуальной АТС прежде всего за счет активного продвижения услуги «Облачная АТС» и пакета услуг «Мобильное предприятие», запущенного в феврале 2017 года.

Драйверы роста «Яндекс.Телефонии» в исследовании не называются, но по всей видимости, его обеспечила контекстная реклама на главной странице одноименного поисковика.

Перспективы есть

Другая интересная цифра настоящего исследования – это количество пользователей одной Виртуальной АТС, оно составляет в среднем 5,6 человек. Путем простого перемножения количества компаний-клиентов ВАТС на среднее число конечных пользователей, получается, что общее количество пользователей Виртуальных АТС в России около 1 млн человек.

Среднее количество конечных пользователей услуг ВАТС свидетельствует о том, что в первую очередь виртуальная связь в России особенно востребована микробизнесом и отлично подходит для стартапов, т.к. позволяет быстро подключать прямые номера, переезжать с этим номером в другой офис (вообще не быть привязанным к физическому офису), быстро масштабироваться, подключая на номере многоканальность. Кроме того, Виртуальная АТС позволяет записывать и хранить разговоры и легко интегрироваться с такими популярными продуктами, как 1С, amoCRM, Bitrix24, Advantshop.

В последние несколько лет отчетливо видна тенденция по вытеснению традиционных АТС на своем «железе» Виртуальными АТС в средних и даже крупных компаниях по вышеописанным причинам. Любая география, многоканальность и легкая интеграция дают возможность большим и распределенным бизнесам сохранять всю историю взаимодействия с клиентами, поставщиками и подрядчиками.

В ближайшие пять лет объем рынка Виртуальных АТС по прогнозам «ТМТ-Консалтинг» будет расти в среднем на 19% в год и к 2022 году может достигнуть 15,3 млрд рублей. А количество компаний-клиентов вырастет в 2,7 раза и приблизится к 500 тысячам. 

Партнеры
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
http://digitaloctober.ru/
http://www.realogic.ru/
https://www.brainity.moscow/
 https://netology.ru/
http://www.mbastrategy.ru/
http://franshiza.ru/article/partner/
http://marketing-magazine.ru/
https://www.prostoy.ru/