Повышаем эффективность бизнеса: зачем нужен управленческий учет
Если бизнес активно развивается и растет, а прибыль остается на месте, стоит задуматься, почему деньги уходят в песок. Разобраться в вопросе поможет так называемый управленческий учет. Именно он даст реальную картину происходящего. Давайте разберемся, как это работает.
Что такое управленческий учет
Управленческий учет часто путают с бухгалтерским. Правда, если второй – это больше про денежную отчетность перед надзорными органами, то первый – совсем другое, хотя и тоже про деньги. Итак, управленческий учет – это система финансовых отчетов, которые помогут правильно оценить эффективность бизнеса и принять верные стратегические решения для будущего. Другими словами, управленческий учет помогает владельцу фирмы понять, в каком направлении дальше развивать предприятие и по итогу увеличивать прибыль.
Казалось бы, бухгалтерский учет тоже неразрывно связан с денежными потоками компании. Но дело в том, что он больше отражает сухие факты, например, сколько бизнес заработал за определенный период, а сколько соответственно потратил. Этакое сведение дебета с кредитом. Аналитика управленческого учета же копает глубже – находит самые затратные и наоборот прибыльные стороны, а также оценивает будущие перспективы. При этом управленческий учет полезен не только для того, чтобы ставить цели. Такой анализ может быть интересен потенциальным инвесторам, которые быстро смогут оценить, насколько выгодно вкладываться в ваш проект.
Подытожим: основная цель управленческого учета – предоставление руководителям предприятия максимально полной структурированной информации, которая содержит комплекс фактических, плановых и прогнозных данных о деятельности компании и всех ее структурных единицах.
Виды управленческого учета
Управленческий учет строится из трех основных финансовых отчетов –о движении средств, о прибылях и убытках, а также управленческого баланса. Остановимся на каждом чуть поподробнее.
Отчет о движении денежных средств показывает поступление и выбытие денег и позволяет увидеть, сколько реально средств находится на счетах. Таким образом можно предупредить кассовый разрыв, когда не хватает финансов на ведение операционной деятельности компании. Благодаря такому отчету можно увидеть, сколько денег было на счетах в начале месяца и сколько осталось в конце, а также все переводы.
Отчет о прибылях и убытках поможет понять, сколько прибыли останется по итогу после всех расходов. Таким образом можно легко выявить сильные, то есть прибыльные, и слабые, то есть убыточные направления бизнеса, а также понять, в каком месяце результаты были лучше, а в каком – хуже. Также становится ясно, какую часть прибыли можно потратить без ущерба для дальнейшего существования компании. При этом в таком отчете рассчитывают сразу несколько видов прибыли - маржинальную, валовую, операционную и чистую, а также рентабельность по ним.
Ну и, наконец, управленческий баланс. Это такая таблица с данными о стоимости имущества и обязательствах предприятия. Причем если для бухгалтерского учета все рассчитывается по специальной методике с учетом амортизации, то в управленческом учете указывается реальная рыночная стоимость. Управленческий баланс понадобится для того, чтобы понимать, сколько денег можно получить по итогу, если владелец бизнеса вдруг решит продать все активы компании. По факту станет ясно, сколько стоит бизнес на данный момент.
Где вести управленческий учет
Управленческий учет обычно ведут в таких программах, как Excel или 1С. Кто-то также использует Google Таблицы. В крупных компаниях применяют и специализированные сервисы финансовой отчетности. 1С чаще используют в тех фирмах, где отчетностью занимается бухгалтер. Сложность здесь в том, что программу необходимо адаптировать под нужды управленческого учета, в отличие от специальных приложений. А такая адаптация может обойтись недешево. Производят ее соответствующие специалисты.
Затратными являются также специальные программы для финучета, такие как ПланФакт или Финтабло. Но их несомненный плюс – это более широкий функционал. В частности, приложения можно интегрировать с интернет-банками и онлайн-бухгалтерией. Кроме того, такие сервисы автоматически собирают данные со счетов, что явно упрощает работу.
Кто должен этим заниматься?
Если бизнес небольшой, то управленческой отчетностью может заниматься и сам предприниматель. Как правило, нанимать финансового менеджера рекомендуется, когда оборот компании составляет более 3 миллионов рублей. Потому что в таких случаях у владельца предприятия попросту не хватает времени справиться со всем объемом поступающей информации по компании. А данных много…
В частности, необходимо собирать информацию обо всех сделках, продажах, тратах, отчислениях, задолженностях и других финансовых операциях. После этого нужно еще составить отчеты, которые будут содержать обязательно полные и корректные данные. Делать это придется постоянно, иначе отчет будет неполным. Ну и напоследок документы предстоит тщательно проанализировать. Так что насколько это под силу сделать самому предпринимателю, оценить придется уже самостоятельно. Если времени на подобные операции не остается, лучше нанять для этого сотрудника.