Виталий Гольденберг

Новый год – новые ограничения: как бизнес готовится к введению QR-кодов

Новый год – новые ограничения: как бизнес готовится к введению QR-кодов

Уже с 1 февраля в России введут очередные коронавирусные ограничения. На этот раз в нашу жизнь прочно войдет такая мера, как QR-код. Ранее эту технологию уже использовали в кафе и кинотеатрах. Теперь же доступ будет ограничен даже в магазины и на междугородний общественный транспорт. Но готов ли бизнес к такому повороту?

О том, что российские власти готовятся повсеместно ввести QR-коды, стало известно давно. Для этого подготовили специальный законопроект. Однако после того, как его раскритиковали общественники и представители бизнеса, документ отправили на доработку. И вот, спустя несколько недель молчания, комитет Госдумы по промышленности и торговле одобрил законопроект о введении QR-кодов.

Согласно нему, с 1 февраля без QR-кода о вакцинации против коронавирусной инфекции, наличии антител к заболеванию или медицинского отвода нельзя будет посетить заведения общепита, непродовольственные магазины, а также воспользоваться самолетами и поездами. Без ограничений можно будет попасть только в продуктовые супермаркеты и аптеки. Также в большинстве городов пока не ограничивают пользование обычным общественным транспортом.

Самой главной тревогой предпринимателей в связи с новыми мерами стало беспокойство, что резко снизится потребительский трафик. Ведь не факт, что QR-коды быстро простимулируют граждан к вакцинации, а значит посещать кафе и рестораны, а также развлекательные мероприятия с февраля следующего года станут меньше. Безусловно, непродовольственные магазины и заведения общепита вновь переориентируются на доставку, как это уже было во время локдауна весной 2020 года. Однако, многие предприниматели уже утверждают, что QR-коды нанесут российскому бизнесу непоправимый ущерб.

По словам бизнес-омбудсмена по защите малого и среднего предпринимательства Анастасии Татуловой, новая мера – бессмысленное издевательство над бизнесом, так как ни в одном регионе это не дало результата. Кроме того, фитнес, рестораны, кинотеатры и непродовольственные магазины не являются эффективным средством давления, уверена она:

«При развитой доставке, при открытых кулинарных полках в магазинах, при работающем McDonald’s все это убивает умудрившийся выжить за эти полтора года российский ресторанный бизнес в регионах. Введение QR-кодов по отдельным отраслям в таком виде, как сейчас, гарантированно убьет бизнес».

А как рассказал Порталу предпринимателей руководитель Общественной Приемной в ЮАО, управляющий директор Аверта Групп Алексей Шаров, представители фитнес-индустрии опасаются, что потери от нововведений могут составить аж до 70%. И все это нужно брать в расчет.

Впрочем, есть и плюсы. Если в прошлый раз, когда вводили подобные меры, под ударом оказались лишь некоторые виды бизнеса, то сейчас все будут в равных условиях.

«Применение QR-кодов, согласно законопроектам, касается практически всех видов бизнеса. То есть права представителей отдельных отраслей не будут ущемлены: таким образом, все будут обязаны соблюдать общие требования и окажутся в равных условиях. Принятие законодательных инициатив послужит стимулом не только для сотрудников бизнеса, но и для граждан к более активной вовлеченности в процесс вакцинации», - рассказала Порталу уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.

Такое равенство неожиданно поддержали в культурной отрасли. По словам председателя Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Владимира Зубицкого, новость о введении QR-кодов хорошая, так как концерты в формате COVID-free смогут проходить без ограничения по количеству посетителей. Сейчас на такие мероприятия, если на них будут присутствовать невакцинированные граждане, можно пускать не более 500 гостей.

Многие предприниматели опасаются именно резкого оттока клиентов после введения QR-кодов, так как заранее жители вряд ли озаботятся тем, чтобы привиться. По этой причине, как считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева, процедура введения новых мер должна быть мягкой.

«Даже при сохранении деятельности и проходу по QR–кодам бизнес, в частности, индустрия общепита высказывает опасения, что останется всего 20-40% от оборота, как это было при введении ограничительных мер», - пояснила она.

При этом особенно сложной ситуация поначалу может стать для регионов, так как там не было систематизации ограничительных мер разных сфер деятельности. Вместо типовых моделей, по словам Минеевой, там были точечные решения. Сейчас же вице-премьер-министр Андрей Белоусов дал поручение создать такие типовые модели, и власти активно включаются в региональные повестки для обмена опытом. В любом случае, по мнению омбудсмена, не обойдется без некоторых сложностей, однако, по итогу бизнес сможет адаптироваться к новым условиям:

«Хотя на это и понадобится какое-то время: перейти в онлайн-формат, на доставку, провести необходимые процессы оптимизации кадров и финансов. Предприниматели уже выстраивали работу в этом режиме в 2020 году, так что и ситуация, и бизнес-процессы ему знакомы».

К точечным мерам призывает и руководитель Общественной Приемной в ЮАО, управляющий директор Аверта Групп Алексей Шаров. По его мнению, бизнесу необходимо оказать помощь, чтобы он мог остаться на плаву. Особенно это касается торговли, так как этот сегмент представляет 60% бизнеса в России

«И чтобы поддерживать торговлю, необходимо развивать и ее малые форматы. Новые форматы уличной торговли и стрит-ритейла - не только плательщики налогов в бюджет, но и часть стильной и комфортной городской среды», - рассказал он Порталу.

Несмотря на позитивный настрой многих предпринимателей, а также экспертов, остаются страхи и некоторая доля скепсиса. Прежде всего, это касается сферы перевозок. Месяц назад глава СПЧ Валерий Фадеев  назвал введение QR-кодов бесчеловечной мерой. По его словам, абсолютно недопустимо лишать людей возможности пользоваться общественным транспортом и магазинами в том случае, если они не прошли вакцинацию.

«Надо минимизировать ограничения прав и свобод, в этом должен быть дух этого закона. С одной стороны, закон должен помочь улучшению ситуации с эпидемией в России, с другой стороны, надо подойти с умом к ограничению прав и свобод», - подчеркнул он.

А пока в СПЧ рассуждают о моральном аспекте грядущей меры, перевозчики уже грустят о недополученной прибыли. В авиакомпании S7 прогнозируют, что количество пассажиров на самолетах сократится вдвое из-за введения QR-кодов. С такой оценкой согласились также в Utair и Международной ассоциации аэропортов. И здесь есть прямая связь с туристической отраслью. Согласно опросу Ассоциации туроператоров России, почти 75% отечественных туристов готовы отказаться от перелетов и туров, если введут QR-коды. При этом только 4% опрошенных станут прививаться для того, чтобы путешествовать.

И тем не менее, ограничений не избежать, так как пока пандемия увы не идет на спад, а вакцинация остается единственным способом сократить распространение опасной болезни. 7 декабря стало известно, что законопроект о введении обязательных QR-кодов депутаты Госдумы дорабатывают с учетом мирового опыта. И как показывает, в частности, практика Евросоюза, такие шаги помогли заметно снизить темпы роста заболеваемости. Окажется ли такой европейский опыт успешным для нашей страны, покажет время.

 

Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».

Фото автора PixabayPexels

Партнеры
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/