Масштабируй это: как расширить бизнес с минимальными рисками
В жизни любой развивающейся компании рано или поздно наступает момент, когда нужно расширяться. Указывают на это стабильный рост выручки и количества клиентов. И чтобы бизнес не начал деградировать, необходимо начать его масштабирование. Как это сделать без потерь – в нашем материале.
Что такое масштабирование
О чем идет речь, безусловно, большинству понятно. Тем не менее, разберемся чуть более конкретно, с чем имеем дело. Итак, масштабирование бизнеса – это намеренное увеличение компании и расширение ее деятельности ради развития и повышения прибыли. То есть, другими словами, увеличиваются производственные мощности, торговые площади, число точек продаж, а также сотрудников. Все это в свою очередь увеличивает доход компании.
Такое масштабирование влечет за собой немало задач. В частности, придется привлекать новый персонал и обучать его. Потребуются и оптимизация бизнеса, а также затраты для выхода на новые рынки. При этом масштабное расширение подразумевает риски. А владельцу компании надо быть готовым к серьезным изменениям в управлении.
Подготовка к новой реальности
Чтобы снизить риски, которые возникают при масштабировании, важно правильно подготовиться к этому процессу и проанализировать происходящее в компании. Для этого предприниматели часто используют так называемую матрицу SWOT. С английского это расшифровывается как Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats. По-русски: сильные и слабые стороны, возможности и риски. Если в результате анализа становится понятно, что резервы для расширения бизнеса имеются, можно двигаться дальше.
Анализ на этом этапе при этом не заканчивается. Теперь необходимо изучить рынок и определить преимущества конкурентов. После этого фиксируем достижимые задачи и распределяем их по важности. Также не забываем просчитать технические аспекты, включая бюджет и бухгалтерию.
Как будем масштабировать
Теперь необходимо определиться со стратегией, по которой бизнес будет масштабироваться. И здесь есть несколько возможных направлений.
Одно из них – горизонтальная стратегия. Она подразумевает клонирование существующей модели бизнеса. Например, открытие новых филиалов и франчайзинг. Такая схема подойдет тем предприятиям, где есть стабильная прибыль. При этом если в основе бизнеса стоят личный бренд и авторские работы, то поставить это на поток не удастся, так как товар абсолютно уникален. Вряд ли кто-то сможет его повторить.
Также существует вертикальная стратегия. Она в свою очередь подразумевает два возможных направления. С одной стороны, можно масштабировать бизнес «к поставщику». К примеру, вместо того, чтобы закупать товары у дистрибьютора, можно наладить поставки непосредственно с завода и сэкономить деньги. Второе направление – «к клиенту». Это когда компания не только предлагает свои основные товары, но и смежные продукты и даже услуги. Это могут быть, например, услуги по установке техники или продажа расходников.
Еще одна стратегия – изменение параметра бизнес-модели. Речь может идти о введении новых товаров или услуг, расширении воронки продаж и поиске новых партнеров. Причем последнее можно делать даже среди конкурентов.
Но важно не только выбрать стратегию для масштабирования, но и правильно поставить цель. Она должна быть конкретной, измеримой и достижимой. На сколько компания должна вырасти и за какой период? При этом цель должна быть сопоставима с возможностями фирмы и рыночными реалиями, а не взята с потолка.
Когда определились со стратегией, разделите работу на задачи и делегируйте сотрудникам. Не забывайте при этом объяснять цель, к которой движется компания. Стратегия должна быть понятна и доступна вашей команде.
Чужие ошибки
Нередко предприниматели совершают ошибки при масштабировании бизнеса. Наиболее частая из них – неверный выбор стратегии. Избежать этого поможет правильный предварительный анализ.
Нередко можно видеть и преждевременное масштабирование. Это когда бизнес начинают расширять, не решив существующие проблемы или не имея стабильной прибыли. В итоге компания начинает терять прибыль.
Масштабирование без бизнес-плана. Как ни странно, и такое встречается. Как бы не был успешен бизнес сейчас, открывать новые точки без продуманного плана не стоит. Обязательно учитывайте все расходы и риски.
Ну и, наконец, отсутствие фирменного стиля. Прежде чем расширяться, у компании обязательно должны быть бренд и логотип. Создание даже маленькой сети невозможно без этого.