Куда все катится? Основные тенденции развития франчайзинга
Мировой франчайзинг в последние годы претерпел более чем заметные изменения.
Как и весь бизнес в целом, он развивается, подстраиваясь под меняющийся спрос и стремительно развивающиеся технологии. В этой статье вы прочтете об основных трендах, которые, появившись несколько лет назад, продолжают влиять на франчайзеров и франчайзи во всем мире.
Экспансия
Развитием своих брендов на разных территориях франчайзеры занимались всегда, однако в последние годы, выходя на внешние и особенно на сильно удаленные рынки, они предпочитают взаимодействовать не с многочисленными франчайзи, а с местным посредником (компанией или группой компаний), который знает и понимает национальные особенности рынка и в тоже время может оперировать сразу несколькими франшизами, развивая сразу несколько брендов. По данным компании Frandata более 50 % франчайзи американских компаний являются владельцами сразу нескольких франшиз - и это тренд номер 2.
Мультифранчайзи
Итак, более половины франчайзи американских компаний (а американцы по-прежнему главные франчайзеры на планете), ведущих международную экспансию, принадлежат предпринимателям или компаниям, владеющим сразу несколькими брендами, иногда целой сотней. Часто они начинают с одного бренда, но впоследствии покупают еще и другие франшизы, и далеко не всегда это франшизы из одного и того же сегмента. Это как раз вполне логично, ведь франчайзи делают это, чтобы увеличить свой кэш-фло, а также чтобы защитить себя от колебаний на рынке, изменений спроса, скачков в экономике и прочих факторов риска.
Неудивительно, что этот тренд развивается все стремительнее, ведь банки почти всегда предпочтут уже бывалого предпринимателя новичку, да и сами франчайзеры с большей охотой доверятся предпринимателю, который уже имеет удачный опыт развития других брендов, ведь их риски в этом случае существенно меньше.
Рефранчайзинг
Когда франчайзер продает свою собственную точку новому франчайзи на первый взгляд означает, что в компании кризис и головная компания режет «косты», отчаянно ища при этом дополнительные источники дохода в виде роялти. Да, так было раньше. Однако теперь даже такие прибыльные и устойчивые франчайзеры, как Burger King, Pizza Hut, and KFC делают именно это.
Недавно в компании Burger King объявили об успешном завершении рефранчайзинговой программы. "Мы завершили нашу глобальную инициативу рефранчайзинга, фундаментально изменив нашу бизнес модель и отдав ресторанные операции в руки опытных франчайзи», - сказал гендиректор Burger King Worldwide Дэниель Шварц (Daniel Schwartz). На сегодняшний день, рефранчайзинг выглядит не как признак слабости компании, а, скорее, наоборот. Все чаще не только сами франчайзеры, но и сторонние аналитики с большим энтузиазмом смотрят на доходы в виде роялти, чем на доходы, поступающие как прибыль от собственных предприятий.
«Полезный» фаст-фуд
Франчайзеры, отвечая на давний запрос потребителей, наконец, создают сегмент здоровой еды, которая одновременно может считаться и фаст-фудом. Другого выхода у них нет, ведь в мире все больше потребителей, которые следят за своим весом и потому обращают внимание на количество калорий и качество пищи. Им важно, чтобы еда была полезная и здоровая или хотя бы выглядела таковой. Серьезные игроки понимают, что в будущем этот тренд будет только усиливаться, так что мировой фаст-фуд ждут серьезные изменения.
Растущие сегменты
Некоторые сегменты экономики, развивающиеся по франчайзингу, на сегодняшний день имеют гораздо больше предпосылок к стабильному росту, чем другие. Самые перспективные на сегодняшний день сегменты можно разделить на несколько условных категорий:
«Стабильные» франшизы:
Франшизы, устойчивые к рецессии: ремонт автомобилей и компьютеров, бухучет и налоговое консультирование, детское образование и забота о домашних питомцах, парикмахерские и некоторые другие сервисы, от которых люди редко отказываются даже когда их доходы падают.
«Зеленые» франшизы:
Франшизы энергосберегающих компаний. Фирмы, сделавшие ставку на желании потребителей экономить и дома и на предприятиях, продолжают уверенно расти, как и количество продаваемых ими франшиз.
«Здоровые» франшизы:
Все концепции, связанные со здоровьем, «вечной» молодостью и внешней привлекательностью: фитнес-центры, здоровое питание, спа-салоны и т.д. Этот сегмент уже несколько лет растет семимильными шагами, и тенденция эта продолжится.
«Пожилые» франшизы:
Концепции, ориентирующиеся на потребителей в возрасте 60+, ждет большое будущее. Людей преклонного возраста становится все больше практически во всех странах мира, и их благосостояние и запросы растут из года в год. Сегодняшние пенсионеры не только лечатся, но и путешествуют, занимаются спортом, получают образование, да и в целом больше тратят на себя любимых.
Электронная коммерция
Все возрастающее число франчайзеров занимает свои ниши в он-лайн торговле, и делают они это не потому, что им этого очень хочется, а потому, что все большее количество потребителей предпочитают покупать в он-лайне. Создавая свои «виртульные витрины», вкладываясь в разработку дорогих сервисов, франчайзеры просто пытаются удержать свою долю рынка. Последняя тенденция – объединение нескольких брендов с целью наращивания общей критической массы он-лайн потребителей.
Надувающиеся пузыри
Для некоторых сегментов, в особенности в сфере питания, точка насыщения рынка близка как никогда. Например, относительно новый сегмент замороженных йогуртов. Порог входа на этот рынок низок, игроков становится все больше, при этом выбрать правильное, отличное от других концепций, позиционирование крайне трудно – все бренды похожи друг на друга. Поэтому франчайзи, которые сейчас чувствуют себя «на коне», очень скоро могут оказаться в категории «лузеров».
Еще одна воронка, в которую «засасывает» все больше франчайзеров, а вместе с ними и их франчайзи - так называемый сегмент ‘better burgers’ («просто бургеры, но лучше»). Потребители, особенно американские, все чаще хотят именно быстрого обслуживания, но при этом уже не желают мириться с дешевым интерьером и атмосферой забегаловки. Идя на поводу у потребителей, ‘better burgers’ концепции «поедают» друг друга в торговых центрах, однако смогут ли они конкурировать на равных с обычными ресторанами – большой вопрос, ведь средний чек в фаст-фуде и средний чек в ресторанном бизнесе несопоставимы.
Источник: Вuybrand.ru