Надежда Орлова

Кто может стать самозанятым и что для этого нужно

Кто может стать самозанятым и что для этого нужно

Работать только на себя, но при этом вести деятельность официально. Теперь такое право есть у репетиторов, таксистов, арендодателей, косметологов и так далее. Закон о самозанятых был принят в первую очередь для того, чтобы вывести из тени эту категорию граждан и дать им выгодные условия для легального бизнеса. Расскажем в статье, что нужно для того, чтобы стать самозанятым.

Самозанятые – это люди, которые получают доход от личной трудовой деятельности, работая без наемных специалистов. Права и обязанности самозанятых регулирует Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД», который вступил в силу 1 января 2019 года. Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.

Самозанятым может стать любой человек, который хочет работать на себя и получать официальный доход, но пока не готов открывать свою фирму и нанимать в штат людей.

Часто самозанятыми становятся репетиторы, дизайнеры, стилисты, копирайтеры, мастера маникюра, таксисты, кондитеры и другие специалисты, работающие на себя.

Как получить статус самозанятого

Стать самозанятым можно, не выходя из дома. В отличие от других форм занятости, здесь не нужно собирать пакет документов и вести их в специальное подразделение. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно несколькими способами:

С помощью мобильного приложения «Мой налог»

Воспользоваться кабинетом налогоплательщика на сайте ФНС

Воспользоваться сервисами банков, например, «Свое дело» от Сбербанка

  • Лично обратиться в ИФНС и подать заявление
  • Зарегистрироваться через МФЦ
  • Зарегистрироваться через портал Госуслуги
  • Отправить заявление в ИФНС по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении.
  • Наиболее популярным среди самозанятых является приложение «Мой налог». Это официальное приложение ФНС России для плательщиков налога на профессиональный доход.

Процедура регистрации в нем максимально проста. Ее можно пройти с телефона или планшета за десять минут, при этом понадобится только скан паспорта. При сканировании документа данные для заявления распознаются и заполняются автоматически. После распознавания система предложит сфотографироваться. После этого заявление для регистрации будет отправлено в налоговую инспекцию. Регистрация, как правило, происходит практически сразу.

Это приложение — основной инструмент для взаимодействия плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятого) и налоговой инспекции. Оно заменяет кассу и отчетность. С помощью приложения можно сформировать чек, проверить начисления налогов и узнать о сроках уплаты. Приложение работает бесплатно — с телефона и планшета, а также на компьютере в веб-кабинете самозанятого.

Специальный налоговый режим для самозанятых

Один из главных бонусов для самозанятых – специальный налоговой режим. Что он собой представляет?

Самозанятые платят так называемый налог на профессиональный доход (НПД). Ставка налога составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% — с юридическими лицами. При регистрации в приложении «Мой налог» самозанятый получает налоговый бонус — 10 тысяч рублей. Бонус снижает ставку налога (при работе с обычными гражданами – на 2% и при работе с компанией — на 1%) и действует до тех пор, пока не закончится.  К примеру, если самозанятый получил оплату за свою работу 10 тысяч рублей от какой-либо компании, он должен заплатить НПД 6% от этой суммы – 600 рублей. За счет бонуса налог будет меньше на 1% и равен 500 рублей.

Самозанятые не отчитываются в налоговую инспекцию, но с каждой продажи они должны зарегистрировать в приложении «Мой налог» чек. Как и в случае с регистрацией, приложение  формирует чек автоматически. Нужно лишь зайти в приложение и на главной странице выбрать «Новая продажа». Появится форма, которую необходимо заполнить. Наименование товара или услуги может быть сформулировано как угодно, но оно должно соответствовать реально оказанной услуге или проданному товару. Далее нужно оказать полную стоимость оказанной услуги, то есть сколько самозанятый получил за эту работу. После этого нужно выбрать плательщика — физическое или юридическое лицо. Если самозанятый выполнял заказ для компании, он должен выбрать «юридическое лицо» и указать наименование организации, а также ее ИНН.

После этого надо нажать «выдать чек». На сумму в чеке будет начислен налог. Это происходит автоматически: считать и сдавать отчеты никуда не нужно. Однако если самозанятый работает с организацией, бухгалтерия вправе попросить прислать чек. Это тоже можно сделать автоматически через приложение, выбрав «отправить чек».

Перед тем как приступать к работе, обговорите с заказчиком, входит ли в стоимость услуги налог на профессиональный доход. Чаще всего заказчик прибавляет к итоговой сумме 4 или 6 % налога, однако он не обязан это делать по закону, и иногда сумма налога уже включена в стоимость.

В отличие от ИП, самозанятые не платят страховые взносы в пенсионный фонд и на медицинское  страхование. При этом они могут самостоятельно перечислять взносы в ПФР, чтобы накопить страховой стаж и получить доплату к пенсии. Если за месяц у самозанятого не было дохода, то он ничего не платит в бюджет.

Как самозанятым работать по договору

Самозанятым нужно заключать договоры с клиентами. Договор с самозанятым — это соглашение гражданско-правового характера (ГПХ).

Форма и содержание договора зависит от вида деятельности. Это может быть договор аренды, подряда, оказания услуг, купли-продажи. Например, если самозанятый возит строительную технику, ему следует заключить договор на оказание транспортных услуг, если готовит закуски для мероприятий — договор на оказание услуг кейтеринга.

Если самозанятый работает с компаниями, то распечатать, подписать и передать другой стороне экземпляр договора он обязан по закону. Если вам необходимо составить договор самостоятельно, шаблон всегда можно скачать в интернете.

В поле об исполнителе нужно написать: «Услуги оказывает самозанятый». Также нужно указать регистрационные данные: ИНН и дату постановки на учет. Стоит добавить фразу: «Компания-заказчик освобождается от обязанности по уплате налогов и взносов согласно п. 8 ст. 2 422-ФЗ от 27.11.2018».

Что еще должно быть прописано в договоре:

  • Дата заключения договора
  • Предмет — наименование оказываемой услуги
  • Порядок оказания услуг и их качество. Например, если самозанятый занимается производством и доставкой пирожков, он должен расписать в последнем пункте, как должен выглядеть продукт
  • Описание процедуры сдачи-приемки. Следует указать, что после оказания услуги или продажи товара самозанятый обязуется выдать чек. Иногда компании в дополнение к чеку просят составить акт выполненных работ или акт приемки
  • Стоимость услуг
  • Способы оплаты
  • Права и обязанности сторон
  • Ответственность сторон
  • Срок действия договора
  • Варианты разрешения споров
  • Порядок изменений условий договора
  • Реквизиты обеих сторон

Заказчик может прописать в договоре санкции за некачественные услуги или невыполнение работы в срок. Стоит заранее обсудить и детально прописать требования к качеству услуг, чтобы они подходили обеим сторонам.

Мы рассказали об основных моментах, связанных с регистрацией и началом работы в статусе самозанятого. В следующих материалах поделимся другими важными аспектами этой формы занятости. 

 

 

Фото автора Liza SummerPexels

Партнеры
https://ru.jooble.org/
https://www.fcaudit.ru
https://www.rea.ru/ru/org/managements/Pages/Biznes-inkubator.aspx
https://mbm.mos.ru/?utm_source=partners&utm_medium=ssilka_na_saite&utm_campaign=smallbusiness
https://rbcommunity.ru/
http://рспп.рф
http://www.opora-credit.ru/
 https://netology.ru/
http://www.biblio-globus.ru/