НеУполномоченные люди
Как сделать так, чтобы не запороть видео для вашего бизнеса уже на этапе заказа? Что мешает эффективной коммуникации между заказчиком и исполнителем? Как некомпетентные сотрудники сливают ваш бюджет? Вся боль рынка видео коммуникаций в статье руководителя видеостудии ViTrend Андрея Сухарева.
Мы живем в эпоху видео-коммуникаций. Однако, потребность делать видео гораздо масштабнее, чем способность это видео правильно заказать. Качественного заказа пока все еще мало. И есть один общероссийский риск, который ставит на грань провала исполнение проекта, влияет на его качество, заставляет разочаровываться всех участников и, в целом, тормозит развитие рынка.
Рынок рекламного видео по историческим меркам сформировался недавно, но этого оказалось вполне достаточно для установления более-менее понятных правил игры. Эти правила распространяются, в первую очередь, на специалистов, которые приходят в агентство, чтобы заказать рекламное видео. Они обычно всё знают о своей компании, её целях, продукте, который требуется рекламировать, способны полноценно забрифовать подрядчика, своевременно и в нужных точках контролировать ход проекта, и, самое главное, писать вам заветное «ролик согласован». Даже если они не уполномочены принимать ключевые решения в проекте и им приходится для этого ходить «наверх», - делают они свою работу так, что остро и правдиво чувствуется влияние на руководящий состав. Часто звучит «мы это решим, мы им сами скажем как правильно, в этом вопросе они нам доверяют», «нам виднее». И дела, как правило, соразмерны словам. Такие клиенты есть, мы с ними работали и были счастливы вместе.
А вот рынок «всех остальных видео коммуникаций» моложе и все еще в процессе оформления – у него пока подростковые проблемы и понадобиться еще лет десять, чтобы повзрослеть. Внедрение хороших правил методом копирования рекламного рынка идет медленно, ровно с той скоростью, с которой растут в компетенциях специалисты со стороны клиента и исполнителя. Но только профессиональных компетенций – не достаточно. Как выясняется, не достаточно даже пресловутых soft skills. Есть еще одна большая проблема, корни которой лежат где-то в типичном для нашей страны отношении к власти со стороны самой власти и подданных, в нашем случае – со стороны руководителей и подчиненных. Но прежде о малом.
В целом не хватает, но с этим можно жить, осознания ответственности за проект не только со стороны исполнителя, но и со стороны заказчика, который все еще живет в парадигме «я плачу деньги, а вы мне дайте то, что мне понравится, сам я делать ничего не хочу, буду только оценивать». Эта парадигма, отчасти рациональная, связана, прежде всего, с тем, что заказчику, нужно беречь свое время. Ведь не зря он нанимает внешнего исполнителя, иначе бы сам все сделал. Ее можно глубоко не рассматривать, так как сложно провести так называемую, черту вовлеченности заказчика: где он еще должен быть участливым и открытым, а где уже явный перебор и сплошные помехи в проекте, влияющие на качество.
Бывает, с запросом (заявкой) на производство ролика обращается человек, которого «наградили» задачей… В случае с малым и средним бизнесом это может быть даже не пиарщик, пресс-секретарь или маркетолог, это может быть помощник руководителя или, того хуже, менеджер по закупкам, и даже, что уже на грани фола, офис-менеджер. Мы рекомендуем заявки от офис-менеджеров хоронить сразу, даже несмотря на то, что всегда есть вероятность продажи. Такой фигурант – первый признак горе-проекта в будущем. Похоронить волевым усилием, предварительно для очистки совести предприняв попытки встретится или хоть как-то пообщаться с теми, кто действительно решает.
И вот теперь мы перешли к самому главному. К счастью для рынка, чаще с запросом обращается специалист по коммуникациям. Но, внимание, неуполномоченный специалист. Найти подрядчика он должен, объяснить задачу обязан, принять коммерческое предложение и отнести его тем, кто будет принимать решение – чем быстрее, тем лучше. Но, когда речь заходит о согласовании сценария, актеров, закадрового текста, шрифта и прочего, такой специалист умывает руки, ждет веления сверху.
Тут важно подчеркнуть, что он – не клиент вовсе, он, словно искусственный интеллект, ограничен заранее прописанным кодом. Настоящий клиент – его руководитель (или группа), стоящий на самой высокой ступени иерархии: гендиректор, учредитель, топ менеджер. А он, как правило, – так же далеко, как и перспектива закрыть проект вовремя.
Увы, еще много специалистов на рынке коммуникаций, которые имеют ограниченные зоны ответственности, получают задачи, но ни на что не уполномочены, не решают ничего принципиального в проектах, но заказывают их сами. Они не имеют влияния(!) внутри своей же компании. Не меньше и руководителей, которые в попытке сохранить власть, никак не поделятся этой властью, чтобы их специалисты по коммуникациям (в том числе на управленческих должностях) начали действительно принимать важные решения в проекте, хотя бы согласовывать промежуточные этапы производства, брать на себя ответственность за главное и важное, а не превращаться в курьера, который носит бумажки со стола на стол, пытаясь предугадать настроение руководителя и попасть в его расписание.
На рынке видео-коммуникаций такого рода неуполномоченные сотрудники и все властные руководители с закрытым доступом в кабинет – и есть главный камень преткновения сначала на стадии продажи проекта, потом в период производства и, наконец, на этапе сдачи. Камень, который тащит на дно проект, делает его нерентабельным, перенося сроки сдачи, увеличивая часы работы всех участников, иногда принципиально меняя конечный вид продукта.
Проблема древняя, монархическая. Многие частные и тем более государственные компании сейчас все еще живут по принципу «вся власть наверху» или «один мастер, а все вокруг подмастерья». Сидит себе в центре «поляны» большой человек, сходит с ума от объема решений, которые нужно принимать вместо того, чтобы правильно их делегировать. Делегируют все, что угодно, кроме принятия действительно ключевых и важных решений. Есть версия, что такие руководители просто не знают разницы между полномочиями и задачами. Но в это слабо верится. Даже если нет знания, теоретической базы, есть ощущение себя внутри компании и хорошо видна граница власти: где я – власть (уполномочен), а где мне эта власть не принадлежит. Поэтому часто хромают скорость принятия решения и его качество, то есть соответствие реальному положению вещей на основе объективной оценки реальности.
Задав руководителю пару вопросов о том, какие решения в какой области задач имеет права принимать его сотрудник, и что это за решения: ключевые, промежуточные, временные, можно легко определить, с каким типом клиента имеешь дело.
С другой стороны подчиненные, пытаясь подстраховаться, не готовы брать на себя ответственность за решения, которые по всей логике вещей должны им принадлежать им. Ответственность тяготит. Не готовы бороться за власть ради дела и классного проекта. Бывает и так, что побороться не получается, слишком сильны люди наверху.
В последнее время на рынке видео-коммуникаций, словно ставя под сомнение вечное «клиент всегда прав», звучит такое понятие как «уровень заказа». Вот чтобы заказ был на уровне – на «уровне» должны быть и люди, в задачи которых входит сделать эффективную видео-коммуникацию.
Андрей Сухарев - генеральный директор видеостудии «Vitrend».