Как выйти на зарубежные рынки и начать экспорт
Экспорт – отличная возможность для развития бизнеса и увеличения прибыли. Но как выйти со своим товаром на международные рынки и заинтересовать потенциальных покупателей? Рассказываем все по порядку.
Чтобы успешно начать экспорт своих товаров за рубеж, нужно решить ряд вопросов и наладить некоторые процессы. Какие именно, давайте рассмотрим детально по пунктам.
Куда экспортировать?
В первую очередь необходимо определиться с тем, в какую страну вы хотите экспортировать товар. Направлений в мире много, а значит нужно выбрать то государство, где ваша продукция будет востребована и не будет серьезных проблем с выходом на этот рынок. Чтобы облегчить выбор, стоит провести анализ. Во-первых, можно изучить государственные сайты тех стран, куда вы хотели бы экспортировать. Там можно найти полезные сведения вроде оборота рынка и объема импорта. Во-вторых, стоит заглянуть на местные торговые площадки в Сети. Так вы сможете понять, на какие товары есть спрос у местного населения. Этих данных вам хватит для того, чтобы определиться с желаемой страной экспорта. А вот дальше можно уже заказать детальный анализ соответствующего рынка у специалистов, чтобы определиться окончательно.
Юридическая сторона вопроса
Прежде, чем начать экспорт, необходимо уладить некоторые юридические вопросы. В частности, нужно получить разрешение на вывоз из России. Этот документ запрашивает таможня. При этом для произведенной в нашей стране продукции понадобятся сертификаты происхождения товаров. А для животноводческих товаров требуются также ветеринарные и фитосанитарные документы. Разрешение понадобится и со стороны того государства, где вы собираетесь продавать свой товар. И тут в каждой стране свои правила. Порой затраты на получение этих документов делают сам экспорт невыгодным. Поэтому необходимо проработать эти вопросы заранее. Также нужно заблаговременно узнать, не находится ли ваш товар в списке запрещенных к ввозу в желаемую страну.
Кому продавать?
Теперь надо понять, как найти покупателей. Один из способов привлечения клиентов – участие в зарубежных выставках. Метод этот традиционный, однако, довольно дорогостоящий и требующий большой подготовки. Более простой способ сбыта – это выставить свой товар на зарубежных маркетплейсах, например, Ebay или Amazon. И здесь стоит обратить внимание на то, что каждая подобная площадка имеет свои нюансы в плане правил регистрации и возможностей для продвижения. Это надо учитывать при выборе маркетплейса для продажи вашего товара.
Не лишним будет также «пробежаться» по местным информационным ресурсам, где собрана информация о существующих в стране компаниях. Так можно попробовать выйти на потенциальных покупателей вашего товара напрямую.
Чтобы заявить о себе в другой стране, неплохо занести информацию о своей компании в зарубежные интернет-каталоги. Это повысит вероятность выдачи информации о вас в поисковиках. Также можно создать страницы в зарубежных социальных сетях на языке той страны, куда вы намерены экспортировать продукцию.
Логистика
Самое время определиться, как ваш товар «доберется» до клиентов. И здесь два варианта. Либо логистику берет на себя покупатель, либо этим занимается непосредственно продавец. В первом случае нужно будет лишь отгружать товар со своего склада в России. Саму доставку берет на себя покупатель. Во втором случае доставка товара ляжет соответственно на ваши плечи. И тут необходимо будет решить, каким способом продукция будет доставляться в другую страну. Самый быстрый – авиаперевозка. Однако этот метод и самый дорогой. Можно также воспользоваться железной дорогой или грузовиком. Это будет дешевле, но в зависимости от дальности цели доставки она может занять до месяца. Существует также вариант доставки по морю. Как правило, такую контейнерную перевозку используют для крупногабаритных грузов или больших объемов поставки товара. При этом морские перевозки считаются наиболее выгодными. Срок доставки – от полутора месяцев.
А деньги?
Теперь важно понять, как покупатели будут платить за ваш товар. Ведь экспорт нас интересует же, в первую очередь, ради увеличения прибыли компании? Самый излюбленный на сегодня способ оплаты здесь – это банковский перевод. Помимо простого перевода есть еще два варианта. Один из них – это аккредитив. В этом случае банк покупателя автоматически переведет деньги банку продавца, как только вы предоставите документы об отгрузке товара. Можно также производить расчет при помощи инкассо. Тогда продавец после отгрузки товара передает в свой банк заявление на инкассо и оригиналы документов на отгруженный товар. Банк продавца передает все это уже банку покупателя. Но сам покупатель получит документы только после того, как оплатит товар.
В случае с инкассо сделка считается более безопасной, так как без оригиналов документов покупатель не сможет даже забрать товар с таможенного склада, не то, что реализовать его. Однако, покупатель может в последний момент отказаться от сделки. И здесь аккредитив как раз надежнее. При этом дешевле всего обойдется простой банковский перевод, а дороже всего – инкассо, от 50 долларов минимум. Также при аккредитиве и инкассо увеличиваются сроки операций – порядка 10 рабочих дней.
Заключаем контракт
Когда мы разобрались со всеми основным вопросами, самое время заключить контракт с покупателем вашего товара. И тут важно обратить внимание на некоторые моменты.
Если речь не о странах СНГ, то оптимальным для всех сторон будет составление договора сразу на двух языках. В таком документе текст размещается обычно в двух колонках. Одна колонка на языке продавца, вторая – на языке покупателя соответственно.
В случае, если вы сами занимаетесь доставкой товара в страну покупателя, вам необходимо прописать в контракте условия поставки. Для этого существует международные правила, которые называются Инкотермс. Это что-то вроде словаря с аббревиатурами, каждая из которых определяет, как переходят обязательства и риски от продавца к покупателю. Более подробно со словарем можно ознакомиться здесь. Также в договоре необходимо указать сроки, документы и другие условия поставки товара.
Не менее важно указать в контракте то, как покупатель будет рассчитываться с вами. Это как раз вышеупомянутые банковские переводы, аккредитивы и инкассо. Также нужно обозначить валюту цены на товар, а также валюту расчетов. Крайне важно корректно прописать в договоре и реквизиты.
Отдельным пунктом прописывается суд, в котором будут решаться споры, которые нельзя урегулировать в досудебном порядке, если таковые возникнут. И тут важно учитывать, что далеко не все страны признают решения российских судов.
ВАЖНО! Если вы поставляете товар в одну из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то в контракте необходимо указать, что покупатель обязан передать продавцу заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа. Это вам позже понадобится для того, чтобы подтвердить нулевую ставку НДС.
Итого
В общем и целом, порядок подготовки товара к экспорту мы разобрали. На практике могут возникнуть разные сложности. Однако, не стоит бояться трудностей и потенциальных проблем. В России существуют специальные органы, которые готовы помочь отечественным компаниям начать экспорт. Одна из таких организаций – Российский экспортный центр. Но эту тему мы подробно разберем в нашем следующем материале.