Как крупные российские компании помогают развивать стартапы
Многие корпорации в России активно инвестируют в отечественные стартапы. За это такие компании приобретают новые технологии и продукты. Сами проекты получают не только деньги на развитие, но и доступ к ресурсам более серьезных и опытных игроков на рынке, а также возможность выйти на крупную аудиторию. Давайте рассмотрим поподробнее, как работает такое взаимовыгодное сотрудничество в нашей стране.
Как показало исследование «Стартап Барометр 2021», почти 85% российских стартапов уже работают или намерены сотрудничать с корпорациями. Сами крупные компании при этом выступают для таких проектов стратегами, инвесторами или партнерами. При этом одни предприятия сотрудничают со стартапами при помощи программ отборов и обучения, а другие – через инвестиции. Лидерами в этой области стали МТС, Сбербанк, «Мегафон», «Газпромнефть» и другие. Так, какие же возможности есть в России для подающих надежды предпринимателей? Давайте разберемся. А чтобы было нагляднее, разделим компании по сферам деятельности.
ИТ и телеком
В этой области самыми активными игроками стали МТС, «МегаФон» и Kaspersky. За минувший год на долю этих компаний пришлось более 70 пилотов, которые были отобраны через различные программы. При этом программы коснулись не только стартапов схожей с инвесторами специализации, но и проектов из совершенно других сфер.
У МТС для сотрудничества со стартапами существует центр по инновациям и инвестициям StartUp Hub. Он состоит из корпоративного акселератора, Центра 5G, венчурного фонда МТС, направления быстрого запуска пилотов и зарубежных представительств. Для акселератора МТС компания ищет проекты с командой или продуктом, которые намерены в течение максимум пяти лет выйти на выручку в 300 миллионов рублей. Важно при этом, чтобы проекты работали в направлениях, схожих с деятельностью самой компании МТС. Стартапы в свою очередь могут получить доступ к API, облакам и каналам продаж. Кроме того, в МТС готовы инвестировать до 500 тысяч рублей в пилот. Есть возможность посотрудничать с телекоммуникационным гигантом и тем стартапам, которые так или иначе связаны с 5G. МТС предлагают им гранты до полумиллиона рублей, а также площадку для разработки и испытаний продукта, облачные ресурсы, рабочие места, абонентское оборудование и модули. Подробнее обо всем здесь.
Не отстает от своего конкурента и «Мегафон». Компания в рамках проекта Sandbox ищет стартапы, у которых есть продукт, готовый к тестированию, и способный решить задачи в области аналитики данных, персонализации, маркетинга, автоматизации, ритейла, а также инфраструктуры. Пилот нужно будет запустить в течение трех месяцев. «Мегафон» при этом предлагает стартапам доступ к инфраструктуре, данным и каналам продаж, а также компенсацию затрат на реализацию пилота. Кроме того, есть магазин-лаборатория для тестирования. Подробнее обо всем здесь.
А вот у Kaspersky для стартапов существует так называемое единое окно под названием Innovation Hub. Компания ищет перспективные проекты в сфере информационной безопасности, личных данных, финтеха и киберспорта. При этом акцент корпорация делает на стартапы с готовыми решениями или минимально жизнеспособными продуктами, собственной технологией внутри продукта и командой с технологическими и бизнес-компетенциями. Kaspersky в свою очередь предлагает проектам не только проведение пилота с использованием существующих у предприятия каналов продаж, но и интеграцию в собственную продукцию. Кроме того, специалисты компании готовы провести технологическую и продуктовую экспертизу по информационной безопасности. Подробнее обо всем здесь.
Банки и финансовый сектор
В этой сфере тройка лидеров по помощи стартапам состоит из Сбербанка, Газпромбанка и ВТБ. Как и у ИТ-компаний, у банков большая потребительская база и относительно простые процессы создания и внедрения инноваций, уверяют эксперты.
Весной этого года Сбербанк провел финал третьего акселератора Sber500, по итогам которого определили 25 лучших стартапов. Эти проекты получили возможность работать с менторами из Кремниевой долины и представиться руководителям экосистемы Сбербанка, а также другим ведущим российским и международным корпорациям. Изначально заявки подали почти две тысячи стартапов из разных стран мира. Все они проходили отбор в несколько этапов на предмет перспективности идеи и значимости интересам самого Сбера. Как пояснил первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис, компания из года в год старается увеличивать эффект и укреплять качество акселератора Sber500. Подробнее обо всем здесь.
Существует программа для стартапов и у Газпромбанка. Ищут проекты, которые развивают технологии для взаимодействия с клиентами, поиска и обучения сотрудников, обработки данных клиентов, в сферах маркетинга, кибербезопасности, а также электронного документооборота. Сама компания при этом поможет запустить пилотный проект, а также окажет необходимое для этого финансирование. Кроме того, Газпромбанк предоставит помощь экспертов и поможет интегрировать продукт стартапа в собственную структуру. Подробнее обо всем здесь.
ВТБ также предлагает помощь стартапам в рамках «Акселератора». Для участия нужно быть проектом с юридическим лицом или ИП. При этом у стартапа должна быть понятная ценность, а команда должна быть готова не только пилотировать свой продукт, но и доработать его под нужды банка. ВТБ интересуют такие направления, как инструменты маркетинга, сервисы для работы с B2C- и B2B-клиентами, а также для сотрудников, решения для HR, сбора и анализа данных, а также кибербезопасности. Сам банк готов профинансировать пилот и предоставить доступ к своей клиентской базе. Также стартап получит сервисы для бизнеса и помощь банковских экспертов, в том числе для пиара. Подробнее обо всем здесь.
Промышленность и логистика
Помогают стартапам и промышленные гиганты. При этом такие компании имеют, в отличие от других сфер, более обширную сеть разнопрофильных дочерних предприятий, что позволяет им разнообразить свою инновационную деятельность. Среди лидеров по сотрудничеству с молодыми проектами «Газпромнефть», «Ростех», «Северсталь», «Татнефть», ТМК и другие.
В мае этого года «Газпромнефть» запустила акселератор для стартапов в области разведки и добычи, капитального строительства и альтернативной энергетики. Как рассказали тогда в концерне, компания планирует привлечь проекты по более чем 70 направлениям. Для этого стартапам-участникам придется пройти несколько этапов отбора. По итогу победители получат экспертную помощь, чтобы провести пилотные испытания своих технологий на объектах дочерних предприятий «Газпромнефти» и встроить их непосредственно в структуру компании. Кроме того, такие проекты смогут претендовать на целевое финансирование. Подробнее обо всем здесь.
Перспективные стартапы ищет и «Ростех» в рамках «Окна открытых инноваций». Важно, чтобы такие проекты соответствовали направлениям компаний холдинга. Кроме того, у стартапа должна быть команда, которая представит результаты испытаний. Необходимы также стратегия защиты от копирования бизнеса, бизнес-модель и определенная целевая аудитория. «Ростех» в свою очередь готов помочь совместно реализовать такой проект. Подробнее обо всем здесь.
«Северсталь» предлагает стартапам войти через единое окно под названием «Открытые инновации». Компания ищет технологические проекты в сферах металлургии, энергетики, экологии, горного дела, ИТ, транспорта и безопасности. При этом «Северсталь» готова профинансировать пилот, а также предоставить возможность протестировать продукт на производстве. Кроме того, стартапы получат доступ к международным экспертам и возможность стать партнером компании. Подробнее обо всем здесь.
Ритейл
Помощь стартапам оказывают и компании из сферы ритейла. Правда, в этой сфере ищут действительно узкоспециализированные решения. И если в 2019 году, согласно исследованиям, на этом поприще были активны лишь Х5 Group и «Лента», то позже к этому списку присоединились также «Магнит» и «ВкусВилл».
«Магнит» для своего Акселератора MGNTech ищет проекты, которые готовы решать технологические задачи в сферах управления магазинами и операционных процессов, финансов, устойчивого развития, цифровой трансформации, строительства, маркетинга, HR, логистики и не только. Такие стартапы могут получить долгосрочное партнерство с «Магнитом». При этом компания профинансирует пилот и предоставит возможность масштабировать бизнес. Подробнее обо всем здесь.
X5 Retail Group предлагает свою помощь стартапам в рамках объединения RITA, куда входят также Hoff, «Билайн» и Группа «М.Видео — Эльдорадо». Объединение ищет стартапы с готовыми или минимально жизнеспособными продуктами, масштабируемой идеей, а также командой минимум из двух человек. При этом интересны проекты, которые предоставляют решения для работы с покупателями, магазинов (как офлайн, так и онлайн), доставки, логистики, дезинфекции и бесконтактного обслуживания. Не менее интересны стартапы, которые работают с технологиями 5G, Интернета вещей, больших данных, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и не только. Стартапы при этом смогут протестировать свой продукт на площадках компаний, запустить пилот и масштабировать бизнес. Подробнее обо всем здесь.
В мае этого года основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко в интервью Forbes рассказал о запуске фонда «ТилТех-2» на 10 миллиардов рублей. При этом инвестиций самого Кривенко или его партнеров в фонде не будет. Все средства – привлеченные. Цель проекта, по словам основателя «Вкусвилла», чтобы в России появилось множество предпринимателей, подобных Павлу Дурову. Сам фонд рассчитан на 10 лет. Условия получения денег для проектов пока не раскрыты. Но если вспомнить прошлый «ТилТех», то фонд инвестировал в отечественные стартапы на ранней стадии и предлагал предпринимателям ролевую модель построения крупного и прибыльного бизнеса, устойчивого к нарастающим изменениям рынка.
Итог
Это далеко не полный список российских компаний, предлагающих стартапам ту или иную помощь в развитии. Как сказано в начале этого материала, корпорации таким образом могут овладеть новыми перспективными технологиями. Молодые проекты в свою очередь получают возможность не только профинансировать свой продукт, но и выйти на более широкий рынок. Кроме того, крупные компании активно делятся со стартапами накопленным опытом, ресурсной базой и экспертами. Все это может облегчить молодым предпринимателям путь к успеху. Поэтому сотрудничество можно вполне обоснованно назвать взаимовыгодным.