Как изменится бизнес в 2021 году
Пандемия коронавируса сильно изменила привычную картину мира. Когда человечество буквально в одно мгновенье оказалось взаперти, бизнес искал возможности продолжить работу в новых условиях. Попробуем разобраться, какие нововведения нас ждут.
Пандемия коронавируса сильно изменила привычную картину мира. Когда человечество буквально в одно мгновенье оказалось взаперти, бизнес искал возможности продолжить работу в новых условиях. На помощь тогда пришли современные технологии. Компании массово отправляли своих сотрудников на удаленку, а вся деловая коммуникация окончательно перешла в онлайн.
При этом люди практически перестали ходить в магазины, а доставка товаров и продуктов питания стала само собой разумеющимся явлением. И те изменения, которые произошли в минувшем году, лишь ознаменовали направление, по которому бизнес продолжит развиваться в ближайшем будущем. Как рассказала Порталу предпринимателей руководитель школы стартапов Skolkovo Елена Шарипова, пандемия показала важность технологий, которые в итоге стали неотъемлемыми для таких сфер, как онлайн-торговля, банкинг и образование. По мнению многих других экспертов, в 2021-ом продолжится тренд на цифровизацию. Попробуем разобраться, какие нововведения нас ждут.
Уйдет ли образование окончательно в онлайн?
В самый разгар пандемии школьники и студенты по всему миру перешли на дистанционный формат обучения. За ними потянулись и многочисленные языковые курсы, мастер-классы и другие виды образовательных услуг. Все, чему можно было обучить по интернету, ушло в Сеть. И многим это понравилось. Помимо того, что не нужно было тратить время на дорогу, люди поняли, что учиться дома может быть эффективнее, чем в аудитории.
Неудивительно, что в России рынок онлайн-образования растет ежегодно на 20-30%. По всему миру же, по прогнозам аналитиков, через 5 лет объем рынка интернет-образования достигнет $350 миллиардов. При этом наибольшей популярностью в Сети пользуются языковые курсы – они составляют почти 70% этого рынка. Специалисты уже вовсю говорят, что человечество вошло в эру EdTech, когда образование и современные технологии сливаются в одно целое. Так какие же нововведения в этой сфере нас ждут в этом году?
Переход на гаджеты. Еще в 2019 году доля мобильного трафика в мире превысила 50%. Эксперты сходятся во мнении, что уже в ближайшем будущем онлайн-образование будет ориентироваться именно на мобильные устройства, а не на персональные компьютеры. При этом идеальным для обучения может стать формат планшета, в первую очередь, из-за удобных размеров экрана.
Персонализация. Еще один тренд в современном образовании, на который указывают специалисты, это персонализация обучения. Современные технологии, в том числе искусственный интеллект, позволяют собирать большие объемы данных об учащихся, а также о том, как у них проходит процесс обучения. Для сбора информации используются, в частности, опросы, но также задействуются веб-камеры и микрофон. Через последний, например, приложения для изучения иностранных языков отслеживают правильность произношения для последующей его корректировки. Как пояснил директор по развитию бизнеса компании VICO Денис Буркацкий, в будущем образование будет максимально подстраиваться под способности и потребности учащегося:
«Гибкий темп для прохождения курсов. Возможность учащимся двигаться без временных рамок и дедлайнов. Индивидуальные обучающие программы. Это путь, который ученик выстраивает вместе с учителем, чтобы достичь желаемых результатов с опорой на уникальность ученика – его сильные и слабые стороны, и темперамент.»
Геймификация и виртуальная реальность. Для максимального вовлечения ученика в учебный процесс уже сегодня используются элементы игры. При удаленном формате обучения не всегда просто удерживать внимание учащихся. Игровые техники позволяют заинтересовать ученика, будь то школьники, студенты или даже взрослые. При этом поставщики образовательных услуг могут использовать для этих целей эффект соревнования:
«Возможно, следующим трендом в образовании станет придание ценности курсам, через, например, NFT, где люди бы, получая очередную «ачивку», получали бы еще и пул связей с людьми, которые имеют сходные «ачивки», и возможность определять себя через этот инструмент», рассказал Порталу предпринимателей Евгений Иванов, руководитель IT-секции акселерационной программы Академпарка "Бизнес-ускоритель А:СТАРТ".
По мнению других экспертов, уже в этом году все чаще в образовании будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности. А вот Кейсовский университет Западного резервного района в Огайо, США, уже шагнул в будущее. Там, при поддержке Microsoft запустили специальное приложение под названием HoloAnatomy. При помощи него и AR-очков HoloLens студенты медицинского факультета могут подробно изучать анатомию. Приложение визуализирует человеческое тело в формате 3D и помогает таким образом лучше усваивать учебный материал. Впрочем, Университет Кейса лишь один из примеров, где вовсю используют современные тренды в образовании.
«За геймификацией и технологиями виртуальной и дополненной реальности будущее. Исторический музей Чикаго и Чикагский институт выпустили приложение, которое позволяет увидеть, как много лет назад выглядело место, в котором находится пользователь. А Университет Кейс Вестерн Резерв и Кливлендская клиника создали трехмерную среду для изучения анатомии», - рассказала Шэрон Хаг, старший вице-президент британской издательской и образовательной компании Pearson.
Помимо всего прочего, Евгений Иванов отмечает, что с каждым днем все больше теряется коммерческая ценность базовых знаний. Все материалы, по его словам, и так находятся в свободном доступе, а потому потребителю непонятно, за что он платит.
«Читать учебники на лекциях за деньги больше не получится, а взамен этому придут другие более важные вещи, такие как эксклюзивное знание, опыт, различные междисциплинарные вещи. И конечно же, базовый тренд остается, как и был прежним, уход образования в цифру», - считает эксперт.
Цифровые финансы
Как и в случае с образованием, пандемия ускорила процессы по цифровизации финансового сектора, что в итоге вылилось в бурный рост так называемого финтеха. По прогнозам аналитиков Matrix Fintech Index, в нынешнем году инвестиции в финтех могут достичь $100 миллиардов. А прошлый год, если верить исследованию PricewaterhouseCoopers и CB Insights, показал взрывной рост венчурного финансирования финтех-стартапов. Так какие же тенденции ожидают нас в финансовой сфере в 2021-ом.
Встроенные финансы. Это относительно новое течение в финансовых технологиях, как считают специалисты, в нынешнем году будет только набирать обороты. Как это работает? Банки и коммерческие структуры интегрируют платежи по кредитам, страховкам, дебетовым картам и инвестиционным инструментам практически с любыми нефинансовыми продуктами. По мнению экспертов, технология особенно важна для электронной коммерции, где от скорости сделки зависит успех продажи.
Большие данные, как прогнозируют специалисты, будут играть все большую роль для банков. Анализ такой информации поможет финансовым структурам определить важные тенденции и потенциальные риски, чтобы уже потом принять взвешенные стратегические решения. Для этих целей финансисты будут более внимательно изучать заявки на получение кредитов, оформление дебетовых карты, вкладов, брокерское обслуживание, налоговые документы, банковские выписки и внутренние отчеты.
«Всё чаще финтех-компании используют большие данные в своих программных решениях. Банки, например, на основе анализа транзакций способны принимать решения о выдаче кредитов. Можно значительно улучшить UX приложений на основе изучения поведения пользователей или даже выстроить более эффективную маркетинговую стратегию», - пояснил Игорь Панюшкин, технический директор компании Deferit.
Продолжит набирать обороты в этом году и необанкинг. Буквально 8 июня журналистам стало известно, что такие гиганты как Google, Amazon и Visa намерены вложить сотни миллионов долларов в покупку индийского необанк-старт-апа Open. А еще один индийский старт-ап в этой сфере – epiFi – показал трехкратный рост до $160 миллионов буквально за полтора года. Эксперты уверены, что в нынешнем году тенденция на растущую популярность необанков только продолжится.
«Цифровизация всего и вся теперь пойдет более быстрыми темпами, получение любого вида услуг через интернет, без визитов в банк и так далее, появление не одного полностью ИТ-банка, а нескольких. Уже появляются банки для бизнеса без визитов в банк физически. Основными же данными клиентов уже давно стала биометрия в банке, которую можно использовать для идентификации кого-угодно», - считает Евгений Иванов, руководитель IT-секции акселерационной программы Академпарка "Бизнес-ускоритель А:СТАРТ".
С этим согласна и Елена Шарипова, руководитель школы стартапов Skolkovo. По ее словам, «классические банки скоро вообще умрут или значительно сократят свои масштабы, а мобильный банк займет место «офисного» банка.
Дальнейшие шаги в финансовом секторе будут предпринимать и по внедрению цифровой валюты. Такая валюта позволит повысить устойчивость и конкуренцию за счет снижения затрат на платежную инфраструктуру. А регуляторам, в свою очередь, станет легче контролировать денежно-кредитную сферу.
На данный момент ближе всех в мире к запуску цифровой валюты находится Китай. Там уже вовсю тестируют цифровой юань, а китайский национальный блокчейн-проект планирует интеграцию с цифровыми валютами глобальных центральных банков. О внедрении криптовалюты давно говорят и в России. В начале июля глава Центробанка заявила прессе, что за такими валютами стоит будущее финансовых систем.
«Существует потребность в быстрых и дешевых платежных системах, и цифровые валюты центральных банков могут восполнить этот пробел… Я думаю, что это будущее для нашей финансовой системы, потому что оно коррелирует с развитием цифровой экономики», - рассказала Эльвира Набиуллина.
Впрочем, иллюзий в России на этот счет не питают и признают, что переход на цифровой рубль будет не быстрым. По словам первого зампреда Банка России Сергея Швецова, этому препятствуют серый рынок, а также менталитет.
Будущее ритейла
В прошлом году, по данным Mastercard, покупатели по всему миру потратили на покупки в интернете на 900 миллиардов долларов больше, чем за два предыдущих года. Россияне при этом в пандемийном году потратили больше трех триллионов рублей на товары в Сети. Не менее прибыльным обещает быть и 2021-ый. Правда, не для всех, а для тех, кто будет идти в ногу со временем.
Тон зададут маркетплейсы. Эксперты уверены, что этот вид коммерции окончательно вытеснит с рынка классический ритейл, так как имеет явные преимущества. Среди них возможность напрямую свести интересы потребителя с возможностями производителя. Таким образом на рынке появляются узконишевые продукты, которые не найти в обычном магазине.
«Весь ритейл смещается в сторону маркетплейсов, где каждый может начать продавать собственные товары. Для России это новшество только потому, что мы сильно отстали в этом плане от США и Европы, и основной проблемой на пути является логистика, но она тоже не стоит на месте, и мне кажется, что новые логистические решения по крайней мере для РФ будут трендом ближайших лет», - прогнозирует Евгений Иванов.
По мнению других специалистов, маркетплейсы – лишь промежуточная стадия развития ритейла. На смену торговым площадкам якобы придут экосистемы, которые будут максимально автоматизированы.
«Экосистема — это создание вокруг потребителя среды, в которой он уже перестанет замечать, что что-то покупает. Будет просто происходить удовлетворение потребностей за счет технологических решений, таких как голосовые помощники. Например, человек скажет своему дому: «Я хочу пиццу», и через пятнадцать минут горячая пицца, доставленная курьером, будет лежать у него на столе», - считает Иван Федяков, директор аналитического агентства INFOLine.
Подписка вместо привычной покупки также может скоро стать повсеместной реальностью. Такой формат уже практикует, например, компания Apple. Система позволяет клиентам пользоваться новейшей продукцией, внося небольшой ежемесячный платеж. При этом потребитель может в любой момент обменять гаджет на более новую модель. Такая модель «аренда-покупка», по мнению специалистов, в нынешнем году будет все чаще предлагаться ритейлерами, так как привлекательна для потребителей за счет своей гибкости. При этом клиент взаимодействует с компанией на протяжении всего жизненного цикла продукта и не должен сразу выкладывать большую сумму денег за покупку того или иного товара.
На смену привычным магазинам в торговых центрах все чаще будут приходить центры выполнения заказов. Несмотря на ослабление карантинного режима в большинстве стран мира, многие люди так и не вернулись к привычным покупкам в оффлайне, и недостаток пешеходного трафика дает о себе знать. Следующим шагом здесь может стать уход ритейла с привычных торговых площадей.
«Ритейлу уже не сидеть в комфортных торговых комплексах, жизнь его стремительно подталкивает к домохозяйствам, к нашим с вами подъездам. Ближе всех подобрались сервисы экспресс-доставки. Они не арендуют коммерческие площади, им вполне подходит заброшенный подвал в 100 м2, но он должен быть рядом с вашим домом, чтобы они могли за 10 минут доставить вам коробку конфет или пончик к двери квартиры. А следующий шаг – это просто разместить ритейл в нашем подъезде», - пояснил Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле.
Ну и, наконец, не пройдет мимо ритейла и повсеместная цифровизация. Эксперты считают, что розничные торговцы все чаще будут использовать такие современные инструменты связи, как видеочаты и видеозвонки для максимально эффективного общения с клиентами. В частности, Евгений Иванов уверен, что бизнес в сфере ритейла продолжит «виртуализироваться». При этом уже никого не удивит наличие товаров из совершенно разных категорий в одном магазине:
«Сейчас задан такой тренд-сет, что на одном сайте скоро будут продаваться рядом морковка и меч из World of Warcraft, и никого это не будет шокировать, а что такого, если и то и то является предметом первой необходимости, один необходимости в пище, другой необходимости самоидентификации».