Будущее уже здесь: как бизнес использует искусственный интеллект
С каждым днем бизнес все больше использует искусственный интеллект в своей работе. И проявляется эта тенденция в самых разных сферах. То, что казалось таким далеким еще десять лет назад, сегодня прочно заняло свое место на рынке. Порой мы этого даже не замечаем, но нейросети берут на себя все больше обязанностей. Какие – разберем в нашем материале.
11 ноября стало известно, что в России впервые проводят опрос среди отечественных компаний об их готовности внедрять технологии искусственного интеллекта (ИИ). Об этом журналистам рассказал вице-премьер-министр Дмитрий Чернышенко. По его словам, результаты исследования помогут понять основные направления, где имеет смысл применять ИИ и какого экономического эффекта можно достигнуть при этом.
На следующий день президент России Владимир Путин принял участие в международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных Artificial Intelligence (AI) Journey 2021. Мероприятие приурочено к 180-летию Сбербанка. Глава государства выступил перед гостями и участниками конференции, как он уже делал последние два года. В минувшем году президент заявил, что цифровая трансформация России, которую необходимо провести в ближайшие десять лет, затронет все уровни власти и каждого жителя страны.
«Искусственный интеллект — это не так называемый модный хайп, не престижное веяние, которое завтра или послезавтра выветрится, пройдет. Нет, этого не случится», - сказал Путин.
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, который выступил модератором на AI Journey в этом году, отметил, что в современных условиях преуспевают компании, у которых есть долгосрочные стратегии, учитывающие экологичность, социальную ответственность и лучшие практики управления. Для выработки таких стратегий нужны огромные массивы данных, а также их обработка, оценка и точные прогнозы. И здесь не обойтись без возможностей ИИ, уверен Ведяхин.
А в конце октября в российской столице подписали так называемый кодекс этики ИИ. Авторами документа стали представители Альянса в сфере искусственного интеллекта, Аналитического центра при правительстве России и Минэкономразвития. Кодекс определяет общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений в сфере искусственного интеллекта в своей деятельности и касается внедрения и использования технологий ИИ на всех этапах жизненного цикла, которые в настоящее время не урегулированы российским законодательством.
Как мы видим, развитию искусственного интеллекта в России уделяют внимание на самых верхах. И можно смело сказать, что наша страна следует глобальному тренду. А тренд действительно существует.
Немного цифр
Недавно британский журнал Nature опубликовал исследование о влиянии ИИ на достижение задач, которые поставила ООН в рамках 17 Целей устойчивого развития. Согласно результатам, искусственный интеллект значительно повышает эффективность выполнения задач в таких сферах, как экология – на 90%, общество – на 80%, и экономика – на 70%. При этом, если верить данным портала DataProt, то уже через 6 лет мировой рынок ИИ достигнет почти 270 миллиардов долларов. И уже сейчас порядка 40% компаний по всему миру используют такие технологии в своей работе.
А где же этот ИИ?
В бизнесе искусственный интеллект применяют в самых разных сферах, где требуется автоматизация рутинных процессов. В транспортной отрасли, например, уже не первый год тестируют, а кое-где и вовсю используют беспилотные автомобили. В оборонке многие задачи давно выполняют дроны. Роботов используют и на производстве, в частности, автомобилестроении и не только. Они выполняют поставленные задачи быстрее и четче, что позволяет компаниям экономить ресурсы и повышать производительность. К помощи ИИ прибегают и медики. Так, например, хирургические роботы уже не первый год помогают врачам решать сложные задачи. Впрочем, искусственный интеллект также помогает людям развлекаться. Очередные подборки сериалов, кино и музыки от любимых платформ для вас определяет машина, благодаря различным алгоритмам.
Если коротко, то ИИ имеет минимум три важных преимущества перед человеком в решении тех или иных задач:
- скорость
- автоматизация
- безопасность.
Как конкретно применяется?
В общем и целом, мы разобрались, для чего в бизнесе нужен искусственный интеллект. Теперь давайте рассмотрим, где и как конкретно компании используют подобные технологии. Вот несколько примеров того, как это происходит в крупных корпорациях.
ИТ-гигант, Google, использует искусственный интеллект даже в медицине. В рамках проекта health.google ИИ может диагностировать состояние здоровья человека. Более того, при необходимости нейросеть подскажет, где находится ближайшая больница, а также напомнит о приеме лекарств.
Не отстают и российские компании. Например, с конца прошлого года решения о выдаче кредитов в Сбербанке взял на себя искусственный интеллект. Не менее автоматизированным стал процесс подбора услуг для пользователей Сбербанк Онлайн. Ну а если вы вдруг решили начать собственную карьеру в банке, то первое собеседование по интересующей вас вакансии с большой вероятностью проведет робот, а уже потом сотрудник HR.
Кстати, пять лет назад отечественные разработчики выпустили помощника HR-менеджера под названием «Робот Вера», который умеет подбирать резюме, обзванивать соискателей и проводить первичные собеседования. Его эффективность уже оценили такие компании, как IKEA, «Ростелеком» и PepsiCo. За один рабочий день робот может провести до полутора тысяч интервью. Похожие технологии используют hh.ru и SuperJob.
Еще один пример внедрения ИИ – это голосовые и чат-боты. В частности, чат-бот МТС справляется с 85% обращений пользователей. А в компании «ВкусВилл» такой помощник помогает покупателям подбирать скидки и рацион, находить магазины поблизости, а ещё выступает каналом обратной связи. В месяц через чат-бот «ВкусВилла» приходит несколько тысяч отзывов.
По данным Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), 42% ритейлеров в России используют различные технологии ИИ. При этом еще 35% намерены внедрить их в ближайшие 5 лет. Крупные отечественные торговые сети, например, используют для анализа и прогнозирования спроса внутренние наработки в области ИИ, а также решения от Yandex Data Factory (YDF). В частности, эта система научилась прогнозировать спрос на акционные товары для «Пятерочки». А вот МТС с помощью машинного обучения предсказывает посещаемость розничных салонов сети.
Но не ритейлом единым, как говорится. Искусственный интеллект решает и более «глубинные» задачи, причем в прямом смысле этого слова. Так, например, ИИ помогает компании «Газпром нефть» искать оптимальные места для разработки новых и использования прежних месторождений. Раньше все эти процессы велись вручную. А теперь программа производит расчеты сама и предлагает оптимальные сценарии для новых и старых нефтяных скважин. Технологии ИИ, как пояснили в компании, позволили увеличить экономическую эффективность в этой сфере на треть.
А что дальше?
Как мы видим, уже сегодня компании по всему миру, а также в нашей стране активно используют искусственный интеллект, чтобы облегчить свою работу. По сути, такие технологии окружают нас в повседневной жизни, будь то умная колонка с голосовым помощником, которая не даст утром проспать, или штатная навигация в автомобиле, которая подскажет оптимальный маршрут до работы. И чем дальше, тем больше ИИ будет облегчать нашу жизнь.
Многие при этом опасаются, что человек рано или поздно окажется не у дел при таком бурном развитии технического прогресса. Однако, эксперты уверены, что остановить тенденцию на цифровизацию и автоматизацию уже невозможно. По словам главы «Сбербанка» Германа Грефа, перерегулирование в сфере искусственного интеллекта приведет к отставанию нашей страны на глобальном рынке. При этом Греф в интервью прессе напомнил слова Владимира Путина о том, что миром будет владеть тот, кто будет владеть монопольно технологией искусственного интеллекта будущего. Так что, планета движется вперед, несмотря на некоторые опасения, и Россия здесь не исключение.