24.11.2022
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Светлана Швиндт: «Создание инфраструктуры для осознанного образа жизни в России»

Светлана Швиндт: «Создание инфраструктуры для осознанного образа жизни в России»

Сегодня контейнеры для сбора пластика, стекла или бумаги есть почти в каждом городе. А в крупных городах теперь есть возможность сдавать одежду. О том, как устроен бизнес по сбору текстиля, и зачем нам всем это нужно, Порталу предпринимателей рассказала Светлана Швиндт, исполнительный директор городского сервиса «Зелёная капля». Кстати, не выбрасывайте старые вещи.

- Почему вы решили заняться социально ориентированным бизнесом? Как ваша компания себя позиционирует и к чему вы стремитесь? 

Все началось с понимания остроты проблемы мусора: существующих на данный момент инструментов для её решения недостаточно. Одно из направлений, опасность которых недооценивают – это залежи текстиля. А текстиль – это такая фракция, которую можно и нужно собирать отдельно, потому что, если он попадет в общий контейнер, то сразу же станет непригодным для дальнейшего использования. 

Сама идея не нова. Но чаще всего она реализуется по западной модели, где собственник оплачивает установку контейнеров и их обслуживание. Понятно, что в России это не работает. И нам пришлось придумать модель самоокупаемости, при которой бизнесу было бы выгодно участвовать в этом и ставить у себя контейнеры. Так и появилась «Зеленая капля». 

Наша миссия – создание инфраструктуры для осознанного образа жизни в России и улучшение экологии нашей страны. 

Мы создаем не только городскую инфраструктуру из контейнеров, но и организуем бесплатный вывоз из дома. Это удобно для тех, кто не может подойти к конкретному контейнеру: когда он далеко или много вещей. 

- Расскажите подробнее о вашей бизнес-модели. Почему вы не стали выбирать форму НКО на старте?

На данный момент у нас работает один свой пункт и 11 партнерских, 43 контейнера установлены по Москве и области. Мы выстроили модель самоокупаемости, которая не требует затрат от арендодателя. При этом мы выстраиваем логистику, что позволяет вывозить контейнеры и обслуживать их до момента, когда они становятся переполнены и начинают доставлять неудобство там, где установлены. Это критический момент, потому что зачастую арендодатели не соглашаются на установку контейнеров именно из-за уверенности, что будет грязь. Мы гарантируем, что будем вывозить все своевременно. 

Мы обслуживаем контейнеры бесплатно, но принимаем только те виды вещей, которые можно повторно использовать: новую или пригодную мужскую и женскую одежду, детские игрушки пластиковые и деревянные, спортивный инвентарь. Вещи сортируются, пригодные мы продаем через секонд-хенды, непригодные сортируются на то, что возможно переработать и, непригодные для переработки. Непригодные для продажи и переработки вещи отправляются на полигон, но это очень малая часть из того, что собирается: 5-6% от общего объема. 

Мы не выбрали НКО, потому что нам не подходит западный путь развития. Да, существуют фонды, они финансируются государством, зависят от грантов и пожертвований. Но чтобы решить проблему повторного использования и переработки вещей, прежде всего надо организовать сбор.

По моему мнению, организовать сбор может только устойчивая финансовая система, независимая от внешних средств.  Такой системой может обладать только коммерческая организация.

Конечно, это не отменяет важность государственной поддержки, но не финансовой, а административной. Важно просвещение людей на тему возможностей переработки вещей. Многие понятия не имеют о существовании таких проектов, как наш, и вещи оказываются развешанными на заборах помоек или в целлофановых пакетах. Хотя у дворников, обслуживающих придомовые территории, есть нормативы, согласно которым ничего не должно висеть на мусорных площадках, все должно быть в контейнерах. Поэтому, если вещи, вывешенные таким образом, не забрали в первые пару минут, они все равно оказываются в общем контейнере с мусором. 

- Как вы привлекаете компании к участию в вашем проекте? 

Зеленая капля – социальный проект. 

Мы предлагаем бизнесу поучаствовать в улучшении городской инфраструктуры. Социальные и экологические инициативы любого бизнеса повышают к нему лояльность клиентов. 

Сейчас, когда про экологию говорят очень много, люди иначе относятся к работодателю и бизнесу, уделяющему внимание этой теме. 

- Какие объёмы вещей уходят в сэконд-хэнды, на переработку, и сколько кг в год всё-таки уходит на полигоны?

«Зеленая капля» работает с января 2021 года. За это время мы собрали уже более 150 тонн вещей. Около 45% от всего объема уходит на переработку. И порядка половины (50-55%) – на повторное использование. 5-6% вещей, которые невозможно переработать, отправляются на полигон. Сейчас мы в поиске возможностей для переработки этих вещей. Те же пуговицы, молнии, мех и прочие вещи могут быть использованы, например, для творчества. Мы ищем такие пути и помогаем нашим партнерам, которые занимаются сортировкой, наладить этот процесс. 

- У вас большая команда? Как организована эта работа?

Мы работаем не так давно, поэтому в штате пока всего 4 человека. Они занимаются координацией, поиском мест для установки контейнеров и администрируют дальнейшее путешествие вещей. 

По переработке и перевозке мы сотрудничаем с подрядчиками. Мы очень тщательно подходим к выбору партнеров, тщательно проверяем качество сортировки и переработки перед тем, как начать с ними работать, потому что несем ответственность за те вещи, которые собираем. Если брать всю систему обеспечения работы нашего сервиса, то можно говорить о десятках людей. 

- Какова норма рентабельности в этой сфере бизнеса? Расскажите о необходимых инвестициях в развитие и о прогнозах выхода на точку безубыточности. 

«В данный момент мы строим будущее, а зарабатывать будем немного позже» - не могу вспомнить, откуда это выражение, но оно очень применимо к нашему бизнесу. 

На старте нам потребовались инвестиции порядка 2 миллионов руб, может, чуть больше. И пока мы вышли только на самоокупаемость. Чтобы выйти в прибыль, нам надо набрать критическую массу контейнеров, расширить сеть. Мы планируем, что это будет достигнуто в течение 5 лет. То есть к 2026 году мы должны выйти на какую-то прибыль. 

Сегодня все заработанное идет в оборот: на новые контейнеры, аренду складов и водителей. Также мы периодически сотрудничаем с благотворительными организациями: перечисляем средства или закупаем необходимые для них вещи. 

Бизнес должен приносить пользу, мне кажется, и городу, и его жителям.

Поэтому, несмотря на то что мы пока работаем в минус, я уверена, что все у нас будет хорошо. Недавно мы посчитали, что за время нашей работы сервисом воспользовались 30 тысяч человек. 30 тысяч человек отдали свои вещи в наши контейнеры. Значит, это интересно людям. 

- Как в целом устроен рынок сбора и переработки вещей, бывших в употреблении? Каково его состояние и перспективы развития? 

Всего по России таких компаний, как наша, около сотни, большая часть сосредоточена, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. Половина из них – благотворительные, часть – коммерческие, каждый выбирает для себя удобную форму. Но этого, конечно, недостаточно, потому что страна у нас большая и многие люди даже не знают о возможности сдать свои вещи на переработку или дальнейшее использование. 

Государство предпринимает шаги в этом направлении – идет работа над сокращением отходов, превращением их во вторично-материальные ресурсы. Так, например, в июле этого года был принят закон об отходах производства и потребления, который как раз и вводит понятие вторично-материального ресурса. Согласно статистике в течение 5 лет место на полигонах закончится. И, насколько я знаю, с 1 января 2030 года вообще хотят запретить захоронение вторично-материальных ресурсов.

Это значит, что здесь и сейчас необходимо создавать инфраструктуру, закрывающую потребность сбора и переработки этих ресурсов. 


Важна и информационная работа с населением: людям необходимо объяснять, что вещи и пластик можно перерабатывать, их можно и нужно сдавать. По моему субъективному мнению, при коммуникационной поддержке со стороны государства это вполне реально сделать. 

- Произошли ли в вашей компании изменения после февраля этого года?

Мы изначально ставили себе целью развитие инфраструктуры внутри страны, поэтому не зависим от внешних факторов. Конечно, общий объем сдаваемых вещей немного снизился. После объявления мобилизации, наоборот, произошел всплеск и рост запросов на вывоз вещей: люди звонили и говорили: «мне нужно сдать вещи прямо сейчас, срочно, в течение 4-х часов приезжайте заберите». 

- Какие ещё есть подводные камни? Что вы делаете, чтобы их избежать? 

Иногда мы сталкиваемся с проверкой контейнеров службой безопасности из-за террористической угрозы. Это может тормозить процесс. Хотя, на мой взгляд, такие контейнеры не опаснее обычной урны для сбора мусора.

- Каковы ваши планы по развитию в ближайший год и в дальнейшей перспективе? 

Если говорить о краткосрочных планах, то, конечно, хотелось бы расширить географию. Мы видим спрос не только в Москве и ближайшем Подмосковье, но и соседних регионах. Сейчас продумываем логистику и просматриваем, как это возможно реализовать. Также в обозримом будущем хотелось бы открыть собственную сортировку и переработку вещей, чтобы был полный цикл. 


 

Партнеры
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/
https://www.fcaudit.ru