Екатерина Аладашвили
Ольга Княжищева: «Учебника по созданию частной школы просто не существует»
Тема детского развития, обучения и образования, безусловно, всегда была и останется максимально животрепещущей для всех взрослых, а сегодня, в преддверии открытия записи в образовательные учреждения на будущий учебный год, еще и актуальна для многих из нас. Поэтому это интервью будет полезно родителям, и особенно тем родителям, кто задумывается о собственном проекте в сфере альтернативного образования. О непростом опыте развития частной школы мы поговорили с Ольгой Княжищевой, основателем первой частной школы в Великом Новгороде «Живая школА».
Персона: Ольга Леонидовна Княжищева, педагог, юрист, основатель ООО «Живая школА»
- Расскажите, с чего все начиналось: как родилась идея создания Школы и сколько времени занял путь от идеи до начала работы?
В 2018 году моему старшему внуку исполнилось 5 лет. Это такой правильный возраст для семьи, чтобы сформировать понимание того, в каком формате и в какой школе ребенок будет получать образование. При пристальном изучении этого вопроса выяснилось, что никакой альтернативы государственным школам в Великом Новгороде нет в принципе. Тогда я написала свой первый пост ВКонтакте с предложением объединиться тем, кому интересна идея создания иной формы получения образования. 20 января мы с дочерьми собрались на наше первое организационное заседание и разработали план действий.
Первым делом мы решили посмотреть, какой вообще в этом направлении уже есть опыт в нашей стране. Мы стали изучать, что такое Система Жохова, метод Щетинина, Вальдфорская школа, Русская Классическая Школа, методики Монтессори. Тогда мне казалось, что мы сможем взять что-то в качестве кальки или франшизы в основу нашего проекта. Но, как выяснилось, ничего из изученного нами невозможно применить целиком: в каждой из этих систем есть свои плюсы и свои небольшие или большие минусы.
Учебника по созданию частной школы просто не существует. Это всегда будет авторский проект.
Наш проект стартовал в 2018 году. Тогда мне казалось, что у меня много сподвижников, готовых делиться своими наработками, но со временем все они ушли в тень. Создание чего-то нового – это как идти по бездорожью или поднимать целину, здесь нужны и лидерские качества, и команда. Чтобы создать что-то новое, придется пройти по тому неизведанному пути, по которому не каждый готов двигаться. Поэтому мои мечты о том, что я начну, а потом молодежь будет двигать дело дальше, не реализовались. Получилось, что это я – тот локомотив, который будет пролагать путь.
Тогда я представляла себе школу, где дети будут обучаться по семейной форме. В 2019 году было создано ООО «Живая школА» с видом деятельности «уход и присмотр». Мы просто сопровождали процесс обучения детей с предшколы и в 1-м классе. Когда ведение образовательной деятельности без получения лицензии не допускается законом, надо выбирать модель «бей-беги-замри». Но прятаться – это не мой тип поведения, бежать – это вторая сторона от «прятаться», а замереть – значит не расти. И если в 2018 году я себе говорила, что ни за что мы не пойдем под лицензию, это сломает само представление об альтернативном образовании, то к 2020 году поняла, что юрист во мне победил учителя. По первому образованию я – педагог, учитель истории, английского языка и обществознания, а по второму образованию – практикующий юрист-судебник. Как юрист я понимала, что для того, чтобы расти, нужна реклама, реклама должна быть законной, а значит наш путь – получение лицензии и аккредитации.
- Про лицензирование: на сколько это сложно?
Сложно. Сложно принять само решение. Например, в Москве около 3% частных школ и образовательных проектов. Образовательный проект – это где дети обучаются на семейной форме по лицензии на дополнительное образование. К сожалению, сегодня условия государства таковы, что 95% частных проектов идут именно этой дорогой. Сложности с лицензированием начинаются с первых же пунктов: для получения заключения Роспотребнадзора необходимого для получения лицензии, школа должна находиться в отдельно стоящем здании с соблюдением требований даже по количеству санузлов (мальчики, девочки, персонал) и на собственном земельном участке. Где же такое найти в небольшом городе? А арендовать помещение, даже если оно найдется, не позволит требование о наличии раковин для мытья рук в каждом классе. Ни один арендодатель не разрешит разводить воду по комнатам. На поиски такого отдельно стоящего здания у меня ушло 2 года. 2 года от принятия решения о поиске до приобретения нашего абсолютно разрушенного на тот момент здания, в котором возможно было соблюсти все требования.
- Как вы считаете, что было самым трудным на пути становления Школы, и каких ошибок точно можно было бы избежать? Что бы вы сделали иначе, если бы могли вернуться назад?
Самым трудным был как раз поиск здания. А вторая главная трудность – это создание команды. Я безусловно благодарна двум моим дочерям и их семьям, которые были и остаются моей основной поддержкой. Учителя, которые приходили к нам на начальном этапе создания школы, не всегда понимали суть нашей работы. Для многих это было вроде «шабашки», подработки: в классе всего 8 человек, ни дневников, ни документации, отсутствие строгих требований, можно провести урок и забыть. А мне совершенно не нужны такие исполнители, как я их называю «урокодаватели». Мне важно, чтобы люди, которые приходят работать в нашу Школу, были со мной в проекте, чтобы они понимали специфику этого проекта, привносили в него какие-то свои взгляды, интересные и креативные идеи, вместе со мной формировали его. Это был второй сложный этап становления Живой Школы. И я думаю, что он закономерный.
Формирование команды – это один из ключевых этапов роста любого проекта.
А третья сложность связана больше со сломом шаблонов. Мне казалось, что мы все придумали так хорошо, так комфортно и интересно, что детки придут и будут учиться у нас до 11 класса. Но надо понять и принять, что специфика частного образования состоит в том, что это свободная площадка и выбор. Ученики и родители могут как прийти, так и уйти. Причины как прихода в нашу Школу, так и ухода из нее у каждой семьи разные. И, нет, приходят совершенно не потому, что считают государственное образование плохим, а уходят совсем не потому, что плохие мы. Выбор – это нормально, в этом нет никакой трагедии. Я приняла этот факт и донесла до своего коллектива, до педагогов: дети приходят и уходят.
- Как вы отстраиваетесь от конкурентов и почему сейчас выбирают именно вас? Почему ваша Школа – «живая»?
Я не вижу здесь вообще никакой конкуренции. Мы все, любой образовательный проект или школа, действуем только в интересах детей. Мы очень открыты для любых форматов взаимодействия со всеми, с кем имеем схожие взгляды. Хорошо сотрудничали мы с Русской Классической Школой, сейчас сотрудничаем и помогаем друг другу со Школой Монтессори. Они двигаются своим путем, мы – своим, но мы все вместе реализуем свои направления во благо детей, во благо нашего города, мы – не конкуренты.
А название «Живая школА» появилось уже когда в нашей группе (https://m.vk.com/liveschool53 ) было 200-300 человек (это в 10 раз меньше, чем сейчас), и Школа попросила дать ей имя. Проект уже родился и хотел, чтобы его назвали. Мы попросили всех желающих предложить варианты, собрали большие списки идей, на втором этапе оставили 10, на третьем – 3 варианта, и путем голосования выбрали. Я даже не знаю, кто придумал это название, но в итоге оно отражает самую суть. Школа, как все живое, изменяется, преобразуется, растет. На любом из этапов нашего развития я говорю: «да, сейчас для нас это правильно, но это не значит, что так будет всегда». Живая Школа следует за детьми. Например, я очень хотела, чтобы наши детки научились танцевать, и в 11 классе у нас был бы бал (а может, еще и будет). Но не зашло. Один чудесный преподаватель – не пошла у детей хореография, второй чудесный преподаватель – опять нет отклика. Ну, нет и нет. Мы идем за детьми.
- Сколько сейчас в Школе учеников и преподавателей, и кто эти люди?
Сегодня у нас чудесный коллектив единомышленников. Учителя понимают, что пришли в частную образовательную школу, и мы другие: не хуже и не лучше государственной школы, просто другие.
В команде 10 преподавателей. Все преподаватели имеют профильное образование начальной школы, уроки физкультуры ведет учитель физической культуры, уроки музыки – концертмейстер, ИЗО преподает художница. Это абсолютные профессионалы, которые отвечают за каждую свою оценку в конце года, поскольку в течение учебного года у нас без оценочная система.
Поэтому в Живой Школе нет круглых отличников. И когда к нам приходят детки из других образовательных проектов и показывают табель, где стоят все пятерки, у нас это вызывает печальный вздох. Потому что, во-первых, я прекрасно знаю, что в тех проектах, откуда пришел ребенок, просто нет таких предметов, как ИЗО, физкультура, технология и музыка. А во-вторых, зачем эти пятерки? Наши оценки всегда подтверждаются у тех детей, которые уходят от нас в другие школы. Конечно, в качестве стимула, ребенку, который очень старается, можно на его 4,5 поставить 5, зная, что он доработает. Но это другая история. Мы – за честные оценки.
- Что бы вы посоветовали родителям, которые сейчас находятся в процессе выбора образовательной организации для своих детей, на что обращать внимание и откуда точно нужно сразу бежать?
Я бы посоветовала искать СВОЮ школу. И в этом нет ничего нового. То, что подходит одному ребенку, категорически неприемлемо для другого. И в моей картине мира именно ребенок приводит родителей в школу, а не они его, – выбирает ребенок.
Что значит СВОЮ школу? В каждой семье существует определенная система ценностей, в которой малыш уже сформировался. К 4-5 годам человек полностью усвоил и принял правила семьи. Если в вашей семье принят авторитарный стиль и ребенку нужны четкие и жесткие правила, при попадании в демократичную атмосферу, он сломается. И наоборот, если в семье сформированы ультра свободные отношения, где ребенку позволяется все, это также приведет к конфликтным ситуациям.
Мы выстраиваем, на мой взгляд, правильные, сбалансированные, достаточно демократичные отношения, основанные на договоре. Существуют Правила Школы, которые закреплены в Уставе и Положении, которые висят на стене в каждом классе и которые каждый ученик обязан соблюдать. Если в игре, вне класса, в свободное время дети сами договариваются о старшинстве, правилах игры и ролях друг с другом, то, как только они переступают порог класса, там царит безусловный авторитет учителя. Нет дисциплины – нет урока. Если в семье так не принято, и у ребенка не выстроены эти границы, ему будет с нами сложно.
Поэтому самое главное для родителей – найти такую школу, где вы будете внутренне поддерживать все основные принципы и правила, по которым эта школа живет.
И для нас очень важно, чтобы к нам приходили семьи, разделяющие наши взгляды, ценности и правила. Мы постоянно проговариваем нашим родителям, что мы, Школа, занимаемся образованием ваших детей, а вы, родители, семья – их воспитанием. И, если мы ставим интересы ребенка во главу угла и действуем сообща, помогая друг другу, то сможем помочь нашим детям преодолеть те трудности, с которыми они сталкиваются.
А трудно будет любому малышу, который впервые приходит в школу, попадает в новую атмосферу. Мы стараемся нашим ученикам как можно более бережно помогать адаптироваться, мягко и иногда много-много раз объяснять, что «понимаешь, малыш, это школа, здесь утроено так, ты сюда пришел учиться». Не менее сложно, и нам это сейчас предстоит, приходится детям при переходе в среднее звено, в 5-й класс, когда на фоне внутренней войны и бунтарства, у них появляется много педагогов вместо одного любимого. Будем им помогать это пережить, и я верю, что у нас все получится. Большинство родителей нынешнего 4-ого класса уже озвучили, что хотят пройти этот период с нами.
- Про поддержку и сложности. Получаете ли вы грантовую или какую-либо иную государственную поддержку? Как вообще складывается отношения органов местной власти к альтернативному образованию?
Мы получаем огромную поддержку! Принято ругать государство, говорить, что вот этого не дают, того не дали… Это не моя позиция и не позиция нашего коллектива.
Мы с благодарностью принимаем каждый дар. Приносят родители бумагу и ручки, мы благодарим, тетрадки лишние – благодарим. И помощь государства в любой форме – это огромная для нас помощь и поддержка. Я очень благодарна Дмитрию Николаевичу Яковлеву, нашему Министру образования, к которому в период получения лицензии и аккредитации я ходила каждую неделю, как на работу.
На последней нашей встрече он четко озвучил: государство поддерживает рост и развитие альтернативных форм получения образования, поддерживает развитие частного образования для того, чтобы был выбор.
Для нас это очень важно. Очень важна грантовая поддержка. Как некоммерческая организация мы получили грант на проект «Хранители: мой город – Великий Новгород» (Серия игр-квестов для детей об истории древних улиц родного города https://m.vk.com/wall-101020310_19544 – ред.), сейчас подали заявку в Фонд президентских грантов с новым проектом в поддержку традиционных семейных ценностей, также будем участвовать и в областных программах грантовой поддержки.
- Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает системе образования и как будет развиваться частное/альтернативное образование?
Когда я получала первое свое образование, у нас был такой предмет – политэкономия. Наш преподаватель тогда говорил: «Вы еще при вашей жизни увидите, как люди будут массово переселяться из городов в деревню». Конечно мы, тогда 20-летние, посмеялись, потому что весь XX век наблюдали обратный процесс. Но, не прошло и 30 лет, как его слова подтвердились.
Схожий процесс я вижу сейчас в системе образования. Я полагаю, что таких школ, как наша, небольших образовательных проектов, будет очень много. На это есть запрос общества, есть потребность. Сейчас очень много детей, которые по своим внутренним, не медицинским особенностям, просто не выживут в школе на 2 000 человек, где по 35 человек в классе. Это – не их среда. Каждому овощу нужна своя почва. Конечно, можно и в Новгороде посадить пальму, но вырастет ли она? Этот процесс уже сейчас идет, и государство будет вынуждено подстраиваться под эти изменения.
Я вижу правильным не создание огромных школ, не глобализацию, а развитие небольших, возможно специализированных образовательных проектов. Это – мое субъективное вИдение.
- На что в первую очередь обратить внимание начинающим предпринимателям, кто задумывается о начале бизнеса в сфере образования/об открытии собственной школы?
Важно понимать, что альтернативное образование это – не баррикада в противостоянии государственной школе. Мы все делаем одно дело – помогаем детям получать образование. В разных условиях, в разных форматах, но это – одно дело.
После рождения идеи, я советую сразу продумать концепцию. Подумайте, что вы можете дать, какую ценность вы будете нести, какие потребности закрывать. Например, Живая Школа закрывает потребность в более домашней и теплой обстановке для детей во время обучения. Мы даем возможность за очень умеренную плату обучаться в небольших классах из 8-12 человек и при этом получать образование, соответствующее требованиям государства.
- Каким вы видите будущее Живой Школы и каковы ваши планы на следующий учебный год?
Будущее Живой Школы будет прекрасным. Я – приверженец системы материализации мысли, поэтому не боюсь озвучивать свои планы. Сейчас я уже думаю о том, как будет проходить выпускной вечер у нашего первого набора. Эти дети идут только в 5-класс, но я уже понимаю, какой грандиозный проект я буду писать на их выпускной.
Я вижу в нас огромный потенциал. В последние 3 года мы растем в геометрической прогрессии. Все больше родителей понимают, что получать образование можно на платформе гуманной педагогики и в доброжелательной обстановке в малых классах. На следующий год мы будем обучать детей с 0 по 6-й классы. Еще через год, думаю, откроем 7-8 классы. Поэтому впереди у нас только рост и много-много интересных проектов, которые я с моей чудесной командой и замечательными родителями готова реализовывать.