Екатерина Аладашвили
Полина Солодова: «В мешке в театр не пойдешь»
Мы в редакции всегда очень радуемся рождению молодых бизнесов и сегодня рассказываем о проекте по производству инклюзивной одежды из Свердловской области. О том, что такое адаптивная одежда и как создают вещи, учитывающие разнообразные потребности и физические особенности людей с ограниченными возможностями, рассказывает руководитель проекта Полина Солодова.
-Расскажите, пожалуйста, как началась история вашего проекта по созданию адаптивной одежды?
В нашем институте (Уральский институт управления – ф.РАНХиГС) есть команда социальных предпринимателей, которые ежегодно инициируют и реализуют различные социальные проекты. Команде пришла идея шить адаптивную одежду для людей с инвалидностью и нас с сестрой пригласили попробовать себя в роли руководителей проекта. У моей сестры инвалидность (ДЦП), поэтому нам близка эта тема и с проблемой мы сталкивались на своем опыте. Первый грант мы выиграли почти сразу, так стартовал проект.
- Как бы вы описали миссию и идеологию бренда PeopleMODA?
Наша миссия заключается в создании инклюзивной одежды. Инклюзивная одежда нужна не только людям с инвалидностью, ее могут носить все без ограничений: как здоровые люди, любящие комфортную и функциональную одежду, так и люди с инвалидностью.
Цель – не разделять, а наоборот объединить людей.
- В чем вы видите особенность вашего бренда на рынке адаптивной одежды? Чем вы отличаетесь от других производителей и как отстраиваетесь от конкурентов, если они есть?
Конкуренты, конечно, есть, но их очень мало. Мы проводили исследование и насчитали всего около 25 брендов одежды для людей с инвалидностью в России и странах СНГ.
Большая часть этих брендов отшивает одежду только для детей. А одежду, которая отшивается для взрослых, сложно назвать модной и стильной. Почему-то производители считают, что адаптивная одежда – это больничные пижамы, ночнушки, мешки для инвалидов-колясочников, которые согревают ноги на улице. Да, возможно, это тепло и практично, но не красиво.
К нам приходят люди, которые хотят выходить в общество и посещать какие-то мероприятия.
В мешке в театр не пойдешь. Люди хотят одеваться в модных магазинах.
Мы учитываем это желание и в этом наше ключевое отличие.
- С какими сложностями и проблемами вам пришлось столкнуться на старте и как вы их преодолевали?
На момент старта проекта мы с сестрой были студентками только 2-ого курса, и не знали, что такое «руководство проектом», приходилось очень быстро всему учиться. Первый грант мы получили на образовательные курсы, нам пришлось очень быстро набирать швей-преподавателей, группы участников, решать организационные вопросы. Мне самой пришлось идти учиться и шить вместе со всеми.
- Расскажите о ваших курсах по пошиву адаптивной одежды. Какой эффект вы хотите достичь, проводя эти курсы?
Курсы были организованы на грантовые средства. Два из трех курсов были не для дизайнеров, а для тех, кто просто хотел научиться шить одежду. В основном это были мамы, которые хотели шить одежду для своего ребенка с инвалидностью.
Третья группа состояла из студентов техникума, учащихся по направлению «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Они отшивали коллекцию, которую потом мы представили на показе.
За счет гранта мы полностью обеспечиваем весь процесс: покупаем материалы, оплачиваем труд сотрудников, помещение и оборудование, а также участие в показе. От ребят требовалось только прийти, научиться и сделать.
- Получаете ли вы еще какую-то поддержку от государства помимо уже означенного гранта и как развивается ваш проект финансово?
Сейчас мы зарабатываем на пошиве одежды. Поддержка государства грантовая: каждый год мы получали по гранту. В первый год 800 тыс. рублей на образовательные курсы, второй – 300 тыс. и последний, за который мы только недавно отчитались, в миллион рублей.
- Расскажите про процесс создания новой одежды, как это происходит? Кто разрабатывает модели и проводите ли вы опросы людей с инвалидностью?
Модели одежды разрабатываются технологами и дизайнерами с учетом особенности строения фигуры человека с инвалидностью. Люди с инвалидностью также участвуют в разработке моделей, мы ориентируемся на озвученные ими проблемы. Например, нам говорят, что в коляске спина постоянно открыта и спинку изделия надо делать больше, или при передвижении на инвалидном кресле пачкаются рукава об колеса, и нужно делать длину рукава чуть короче. Такие особенности не бросаются в глаза и не влияют на внешний вид изделия, но влияют на качество жизни их владельцев.
- В настоящее время покупка изделий осуществляется из Екатеринбурга. Планируется ли открытие шоурума в Москве?
Доставка изделий осуществляется по всей стране почтой или СДЭКом. Например, сейчас нам поступил заказ из Москвы на пошив одежды по индивидуальным меркам.
На одном из мероприятий в Санкт-Петербурге мы обсуждали с целевой аудиторией возможность открытия магазина адаптивной одежды. Нас «закидали помидорами», сказали, что никакого отдельного магазина для людей с инвалидностью быть не должно. Это противоречит самой идее инклюзии. Люди с инвалидностью и так отделены от общества. Они хотят ходить в обычные магазины одежды, где будет представлена, наравне с обычной, адаптивная одежда.
- Какие истории и обратная связь от ваших клиентов были для вас наиболее значимыми и вдохновляющими?
Нас очень заряжает радость ребят от показов: они уходят очень довольные тем, какие они красивые, их видят, их замечают, они участвуют в мероприятиях наравне со всеми.
После получения индивидуальных заказов клиенты пишут, что очень долгое время не могли подобрать, например, платье, и только у нас нашли то, что действительно им подходит.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы развития инклюзивной моды в ближайшие пять лет?
Когда мы только начинали, об инклюзивной одежде еще никто не говорил, это было неожиданностью и новостью для всех. Сейчас на рынке появляется все больше новых брендов, все больше мам особенных деток начинают отшивать одежду не только для своих, но и для других детей. Поэтому я думаю, что это направление будет заметно развиваться.
- Ваш проект вошел в ТОП-1000 рейтинга Форума «Сильные идеи для нового времени», что вам дало участие в конкурсе?
Мы получили много обратной связи и предложений о сотрудничестве. Например, из Приморского края пришло предложение о коллаборации.
- Каковы ваши планы на будущее и видение развития области адаптивной моды?
Нам нужно включить нашу одежду в список ИПРА, индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов, чтобы люди с инвалидностью могли по электронным сертификатам покупать нашу одежду, таким образом сделать ее более доступной. Кроме того, будем выходить на маркетплейсы. Для этого нужно разработать какие-то универсальные предметы одежды, которые нет необходимости подгонять индивидуально. Также в планах новые коллаборации и показы.