31.10.2022
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Надежда Смирнова: «Сохранять наследие выдающихся предпринимателей России» 

Надежда Смирнова: «Сохранять наследие выдающихся предпринимателей России» 

Вы можете сходу назвать фамилии русских космонавтов? А самых известных писателей? А теперь назовите несколько фамилий самых известных русских купцов и меценатов… А ведь именно благодаря первым предпринимателям в России развивались экономика, образование и искусство, строились фабрики, заводы и железные дороги, появлялись музеи, театры, школы, библиотеки. К сожалению, сегодня мы не очень многое знаем об истории предпринимательства в России. Но Портал предпринимателей Smallbusiness.ru подскажет, куда идти за знаниями и вдохновением. Ответы – в интервью с директором Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей – Надеждой Смирновой.

- Я думаю, вы согласитесь, что управление музеем — это особый вид деятельности, который требует тщательного изучения его истории, понимания особенностей развития. Как и когда вы приняли решение заниматься таким непростым делом как развитие Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей?

Музей – негосударственный и существует на пожертвования и деньги, заработанные экскурсиями и мероприятиями. А стоимость аренды площадей и затраты на его содержание достаточно высоки. Музей находился в трудном финансовом состоянии, был под угрозой закрытия. Современные предприниматели, которые захотели поддержать Музей, чтобы он продолжал свою деятельность, предложили мне его возглавить и оказали Музею финансовую поддержку. Я уверена, что это очень важное дело, потому история российского предпринимательства и меценатства – тема совершенно не раскрытая, знают что-то на эту тему единицы. Но она имеет большой потенциал с точки зрения получения оттуда навыков, компетенций и вдохновения.  Ну и, конечно, я верю в тех предпринимателей, которые меня пригласили. Это – сегодняшние меценаты и благотворители, продолжатели той традиции. Уверенность в этих двух факторах: в важности темы и человеческом факторе – это стало решающим для меня. 

- Чем Музей может быть интересен современным предпринимателям?

Во-первых, для некоторых предпринимателей это в принципе открытие, что история предпринимательства в России началась не в 90-е годы с малиновых пиджаков и золотых цепей. История предпринимательства в России – многовековая и очень интересная, полна множеством людей, которые, как сегодня модно говорить, сделали себя сами. А находились они в намного более тяжелых условиях, чем мы сегодня, ведь многие дореволюционные предприниматели были выходцами из крепостных крестьян. То есть стартовая позиция – не просто «с нуля», а вообще «с минуса». При этом люди добивались потрясающих успехов.

Можно сравнить проблемы сегодняшних предпринимателей, например, нехватку квалифицированных кадров, с ситуацией, в которой жили дореволюционные предприниматели, когда кадров, умеющих работать на производстве, на станках еще не было в принципе, не было никакой инфраструктуры. Ты построил фабрику, построй и все остальное: общежитие для рабочих, больницу, родильный дом, а иногда и театр, и библиотеку. Но при этом бизнес выходит на международные рынки и конкурирует по качеству продукции. Вот этот момент старта – это то, о чем, на мой взгляд, стоит рассказывать. 

Второй важный момент – те технологии, которые они применяли. Как они занимались маркетингом, хотя тогда и слова такого еще не было, рекламой и продвижением своей продукции? В основе всего продвижения лежало понятие «удивить потребителя». Это и фонтаны из одеколона на выставках, и специальные Шоколадные вальсы для любителей конфет, потрясающая упаковка продукции, и многое другое. А в рассказе И.С. Шмелева «Лето Господне» мы с вами можем прочитать про поданное к столу блюдо – «удивление от Абрикосова», котлеты с зеленым горошком и молодым картофелем, сделанные из сладкого марципана. Вот такого рода примеры очень интересны. Также интересны и примеры из области управления персоналом: как сделать так, чтобы на производстве не воровали, как добиться включения персонала в процесс, повышения лояльности к компании, как добиться высокого качества продукции. Примеры, касающиеся применения технологий, техник, методик – это вторая история. 

Третий аспект, о котором можно узнать в нашем Музее, – это ценности и принципы, которые раньше лежали в основе бизнеса. Взаимоотношения с партнерами, отношение к обществу, к потребителю – это тоже очень интересная тема, потому что в зависимости от отношения к тому, чем ты занимаешься, ты занимаешься этим очень по-разному. 

Основное, что мы даем предпринимателям, которые к нам приходят, – это эффект восхищения тем, что делали люди того времени, вдохновение на собственные свершения.

С нашей точки зрения, примеры в лице Илона Маска и других современных предпринимателей из США, Европы – это не та планка, к которой стоит стремиться. Мы предлагаем бизнесменам, которые к нам приходят, ориентироваться на более высокую планку, заданную  российскими предпринимателями XIX - начала XX веков как с точки зрения достижений в бизнесе, так и с точки зрения ценностей и смыслов. 

- А есть ли предприниматели, которые приходят к вам с каким-то своим конкретным вопросом?

Конечно есть. И поскольку мы уже довольно длительное время работаем с бизнесом, у нас выработан определенный набор тематических экскурсий по наиболее частым запросам: маркетинг и реклама дореволюционных предпринимателей, стратегии эффективности, меценатство и коллекционирование, эндаумент-фонды дореволюционный России, благотворительность и прочее. Кроме того, когда к нам приходят группы предпринимателей или группы сотрудников одной компании, мы всегда интересуемся, чем они занимаются, что входит в сферу их интересов, и стараемся делать на этом акцент: это может быть и история ценных бумаг, и развитие банков и бирж России, отраслевая история, бизнес-процессы, этика бизнеса.  

- Миссией музея является «Сохранение наследия выдающихся предпринимателей России и вдохновение на развитие культуры созидательного предпринимательства». А что лежит в основе понятия «созидательное предпринимательство»? 

Для простоты объяснения этого термина я обычно использую пример, иллюстрирующий, чем отличается созидательное предпринимательство от простого получения прибыли: если вокруг тебя все цветёт и развивается, то это – созидание. И альтернативный этому пример: ты заработал денег, а вокруг тебя – выжженная земля. Вот то, как ты соотносишь собственные интересы с интересами территории, на которой находишься, своей страны, общества, партнеров, клиентов – это очень важно. А для православного предпринимателя, таких тоже много, это – еще и вопрос ответственности перед Богом. 

- Расскажите, пожалуйста, об успешных исторических примерах построения компаний на принципах созидательного предпринимательства.

Таких примеров много. Как мы с вами уже говорили, большинству бизнесов приходилось создавать инфраструктуру вокруг своих предприятий – так называемые рабочие городки. Создавать инфраструктуру тоже ведь можно по-разному: можно построить барак для рабочих, а Морозовы, например, строили общежития, которые выглядят как современное элитное жилье в центре Москвы, это просто красиво. Это также касается и благотворительных проектов. Так, братья Рукавишниковы выкупили под приют для несовершеннолетних преступников здание княжеской усадьбы в Москве и затем передали его городу. 
Многие шли даже дальше. Бари, например, бесплатно кормил на предприятии рабочих. Он с присущим ему чувством юмора говорил, что ему это выгодно и он вкладывается в состояние духа рабочих и их хорошую форму. Некоторые предприниматели уже тогда внедряли пенсионные системы для рабочих своих предприятий. Зачастую рабочие свое базовое образование получали при фабриках. Если мы говорим об образовательной и культурной инфраструктуре, просветительских проектах, библиотеках, театрах, то здесь стояла задача в первую очередь отвлечь рабочих от пьянства. 
Созидательность выражалась не только в отношении к рабочим, но и к партнерам, и к потребителю. Большое значение имело «купеческое слово», из-за испорченной репутации можно было потерять все, и потому ей очень дорожили. 

- В настоящее время в фондах Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей хранится около 2500 подлинных экспонатов. Как вам удается поддерживать коллекцию в актуальном состоянии? Собираете ли вы материалы о современных предпринимателях, которые могут стать музейными экспонатами в дальнейшем?

В основном, экспонаты музея, это дары потомков дореволюционных предпринимателей. Фонды постоянно пополняются, в музей продолжают передавать экспонаты, мы с удовольствием их принимаем, в том числе потому, что это безусловно продолжение традиции меценатства. 
А в ноябре этого года стартует выставка, посвященная дореволюционным и современным меценатам и благотворителям. Мы выиграли президентский гранд на реализацию этого проекта. Это – первый проект, где мы сравниваем дореволюционных предпринимателей с современными по различным сферам меценатской и благотворительной деятельности: культура, медицина, наука, образование, храмосозидание, и так далее. Мы хотим показать параллели, потому что многие проекты действительно похожи, особенно с точки зрения мотивации. Выставка проедет в нескольких городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Липецке и Туле. На основе в том числе этой выставки в Музее запланировано создание зала современных меценатов и благотворителей.

- Расскажите немного про команду Музея, пожалуйста. 

У нас маленькая, но с моей точки зрения, очень включенная команда, которая дополняется большой сетью экспертов по всей России. Мы работаем со многими регионами и знаем местные предпринимательские сообщества, вузы, музеи и экспертов в области истории российского предпринимательства. 

- Существуют ли в России другие подобные музеи предпринимательства? 

Такого музея, как наш, который бы рассказывал в целом об истории российского предпринимательства меценатства и благотворительности, больше нет. Есть музеи, посвященные отдельным предпринимателям. И мы совместно с регионами создаем музеи, посвященные их местному предпринимательству. 
Во всех регионах разная ситуация с уровнем исследования истории местного предпринимательства: где-то уже поработали историки и краеведы, созданы летописи, напечатаны различные издания и монографии, а где-то история существует на уровне баек «А в купеческом особняке водятся привидения». Это, конечно, удручает. Поэтому мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы мотивировать и поддерживать изучение истории местного предпринимательства. 

- У всех разный горизонт планирования. Как далеко вы планируете развитие Музея и что сейчас входит в эти планы? 

Мы же ориентируемся на традиции русского купечества, а у них горизонт планирования был очень большой – они всегда задумывали очень долгосрочные проекты на поколения вперед. И мы ставим себе высокую планку. 
 

Основная задача Музея – сделать так, чтобы история предпринимательства стала элементом нашей культурной жизни наравне со знаниями о поэтах или ученых. Мы хотим, чтобы история русского предпринимательства звучала так же громко, как русский балет, литература и космические достижения. Задача масштабная.

Для ее выполнения надо заходить и в региональные повестки, и в федеральную, что, собственно, мы и делаем. Вопрос только в том, будет ли это достигнуто при нашей жизни или следующими поколениями. Поэтому приглашаем к сотрудничеству тех, кто разделяет эту идею, будем рады новым партнерам!
 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/