Александрова Анна, Трубицына Екатерина
«Мы запустили NOE для того, чтобы сделать медицинское образование лучше, чтобы каждый студент имел доступ ко всем знаниям и практикам. Сегодня это стало возможно благодаря технологиям VR и AI».
Сразу несколько сессий деловой программы IX Международного Форума «Открытые инновации» в Сколково были посвящены модернизации здравоохранения в новых условиях. Мы поговорили с Андреем Демчинским, CEO, co-founder компании NOE, которая создает цифровые модели органов для врачей, о новых возможностях в области обучения в медицине и о создании цифровых аватаров пациентов, а также личных наставников на основе искусственного интеллекта.
Когда и как вы решили реализовать проект в офтальмологической сфере с использованием виртуальной реальности? Чем вы занимались раньше?
Идея проекта у меня родилась еще когда я был студентом. И с каждым годом обучения в институте, когда на собственном опыте сталкивался со всеми несовершенствами системы образования, я понимал, насколько необходимы такие технологии. Запустить проект юридически удалось недавно, в этом году. Двое из сооснователей - успешные офтальмологи. Но я постепенно ушел в проектную деятельность и последние пять лет занимаюсь проектами в области инноваций. Второй сооснователь – практикующий офтальмохирург. Третий – прекрасный специалист в области PR. Такая связка дает нам надежду на то, что мы не упустим технологическую часть, но и не потеряемся, как многие высокотехнологичные научные проекты, которые остались неизвестными, потому что не смогли доступно и понятно рассказать о себе.
В презентации о вашем стартапе я увидела информацию, о том, что в мире насчитывается более 2 млрд. людей с нарушением зрения, а 48% врачебных ошибок совершается по причине недостаточной квалификации. Могли бы вы рассказать, как ваш стартап помогает решить данную проблему?
Это статистика по результатам опроса самих врачей, которым задавался вопрос о том, что, по их мнению, влияет на ошибки в практике. Фактически половина специалистов говорили о недостатке квалификации. Я думаю, что на деле этот процент значительно выше.
Вообще, получение качественных медицинских знаний – это достаточно сложный процесс. Главная проблема в том, что сегодня нам доступны просто тонны теории, но при этом нет достаточного количества практики. Вы можете спросить, а как же тогда веками обучают специалистов? Дело в том, что сейчас, как и раньше, после обучения выходит только теоретически подготовленный, «сырой» специалист. По сути, вчерашний студент практикуется на нас с вами, на пациентах. То есть пациент до сих пор остается «манекеном» для отработки его навыков. Так происходит потому, что просто не существует в мире институтов, у которых были бы под рукой в режиме реального времени пациенты именно с тем набором нужных симптомов, которые прямо сейчас изучают студенты, – такое невозможно организовать. Поэтому практика – это всегда некая рулетка, где может повезти отработать нужный навык, а может не повезти.
Мы запустили наш проект для того, чтобы сделать медицинское образование лучше, чтобы каждый студент имел гарантированный доступ ко всем знаниям и практикам. Сегодня это стало возможно благодаря технологиям VR и AI.
Проекты с использованием технологии виртуальной реальности называют наиболее перспективными в ближайшее время. На данный момент, какие направления в здравоохранении больше всего используют технологию VR для обучения студентов-медиков?
Наиболее распространены сейчас VR-технологии в виде симуляторов в тех видах медицины, которые называют «большими». Например, общая хирургия. Дело в том, что модель больших органов относительно просто воссоздать. Если говорить о глазе, то здесь на порядок все сложнее: приходится работать с очень мелкой моторикой, нужны миниатюрные датчики, миниатюрная электроника. Также VR используют для имитации общения с пациентом. Я знаю, что есть проекты, которые моделируют работу в COVID-госпиталях: например, как использовать спецкостюмы, как коммуницировать с пациентами и т.д.
Проект NOE включает в себя три основных направления: образовательный VR-симулятор – «NOEVirtualreality»; искусственный интеллект – «NOE Artificial Intelligence»; сообщество инноваторов – «NOE Education». Расскажите о первых двух направлениях: на какой стадии находится проект, для кого: кто сейчас является главным потребителем, и какие дальнейшие планы для реализации?
Мы создаем экосистему цифровых решений для помощи специалистам на всех этапах их становления: буквально от школьной парты до реальной встречи с пациентом. NOE VR позволяет отрабатывать сложные навыки и погружаться в реальную практику. А направление NOE AI – это система, которая умеет проводить первичную диагностику пациента. Инструменты, облегчающие врачу работу с большими данными, они берут на себя часть его рутинной работы.
Что касается направления искусственного интеллекта, то сегодня у нас в процессе запуска три больших проекта в области офтальмологии.
Нам удалось собрать консорциум из самых авторитетных российских организаций, о котором любая компания в области AI может только мечтать: это и такие крупные федеральные организации, как МНТК им. Федорова (ФГАУ НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова – ред.), Российское глаукомное общество; такие крупные университеты, как Институт Пирогова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова – ред.), Сколтех (Сколковкий институт науки и технологий – ред.), а также частные компании, имеющие опыт работы с искусственным интеллектом как Лаборатория «Сенсор-Тех». Это наша большая гордость.
Сейчас все эти направления существуют самостоятельно друг от друга. В будущем мы планируем создать единую платформу и интегрировать в нее все наши продукты.
Про VR. Во-первых, мы разрабатываем цифровые аватары. Это как бы полная копия пациента со всеми его симптомами. На таком аватаре врач сможет провести предварительную операцию, прежде чем «резать» самого человека. Таким образом, доктор увидит, какие сценарии могут быть на основной операции, что может пойти не так, поймет, к чему надо быть готовым. Вот такая репетиция на цифровом аватаре, которую мы предлагаем, однозначно позволит снизить количество врачебных ошибок.
Во-вторых, нам важно, чтобы еще во время обучения студенты качественно усваивали весь объем информации. Но как это отследить? Как понять, чему они действительно научились, а что не совсем поняли? Для этого мы создаем «персональных наставников» на основе искусственного интеллекта. Они будут встроены в нашу программу и будут отслеживать прогресс каждого пользователя: собирать аналитику, создавать поведенческий образ, давать ему оценку, а также прогнозировать риски и формировать образовательные треки.
Использует ли какой-то российский вуз ваш офтальмологический образовательный VR-симулятор? Сложно ли менять подходы в российском образовании?
У меня есть большой опыт общения с различными кафедрами, и я точно знаю, что все они испытывают большой дефицит образовательных кадров. На кафедрах почти все теоретики, и у них нет возможности пригласить студентов на реальную практику. А на клинических базах специалисты загружены и сосредоточены на своей хирургической деятельности, - у них нет возможности общаться со студентами. И, когда мы рассказываем им о наших возможностях, видно, как у них меняются выражения лиц. Они, слушая, уже представляют, как это облегчило бы им работу. Потому что симулировать можно что угодно, вплоть до поведения пациента.
Как дорого обходится лицензия для вузоов?
В районе 100 тыс. руб. стоит базовая лицензия, которая остается за человеком на всю жизнь и позволяет подключать нужные пакеты. В то время как обучение в московском институте обходится в 250-300 тыс. руб. в год, не считая поездок за рубеж, где само участие в конференции может стоить около 600 евро.
Также вы создаете виртуальный университет? Расскажите, пожалуйста, в чем заключается идея, как присоединиться к работе университета?
Это кульминация наших разработок в области медицинского образования. Огромный футуристичный город в виртуальной реальности, в котором будут созданы институты по всем медицинским направлениям, например, офтальмология, кардиология, неврология и другие. Там можно будет получать знания самых разных школ мира, совместно посещать лекции и даже проводить операции. Фактически маркетплейс образования. Это позволит стереть все имеющиеся барьеры для получения знаний и практики.
Когда фаундер решает реализовать технологический и международный проект, то на какие качества стоит в первую очередь обращать внимание при поиске и подборе команды?
Стартап – это всегда дорога в неизвестность, умение быстро адаптироваться, менять свое мнение и, как бы банально это не звучало, умение решать сложные задачи.
В нашей команде нет специалистов, которые появились сразу. Формально мы собрали команду месяца за три, но со всеми этими людьми из самых разных направлений я давно знаком и общаюсь довольно долго, с кем-то уже лет по восемь. Поэтому я бы не рискнул брать в начало, на самый сложный этап, новых людей.
Также важно, чтобы у всех были кросс-компетенции. Потому что, если проект предполагает работу по нескольким направлениям (как у нас, например, медицина, VR, 3D-моделирование, искусственный интеллект), то необходимо, чтобы у каждого были знания в смежной отрасли. Такой подход позволит всем членам команды эффективно взаимодействовать.
Также очень важно умение выстраивать процессы: должно быть понимание того, что нужно сделать для достижения цели. Наверное, это – самая главная вещь, на которую я лично обращаю внимание.
Как вы работаете с инвесторами: стараетесь привлекать инвестиции от профильных партнеров или выигрываете гранты? На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы найти и заинтересовать инвестора: хорошая презентация, «огонек» в глазах или четкое понимание монетизации проекта?
Для любого инвестора важно получить прибыль. Как они говорят: «Если я вкладываю миллион, через 3-4 года я должен получить 10». Поэтому, если проект инновационный и сложный к понимаю, то у него должен быть высокий потенциал к росту. Это не как кофе поинты: чем больше точек откроем, тем больше денег заработаем. В таких проектах должно быть понимание, видение и ощущение кратного роста.
Если говорить о нас, то изначально, пока проект был еще маленький, мы фокусировались на поиске инвесторов. А затем, в процессе рост, стали больше работать над привлечением грантовых денег. Потому что для полной реализации проекта нужна крупная сумма, и далеко не каждый инвестор на том этапе, на котором мы находимся сейчас, будет готов такие деньги вложить. На этапе масштабирования будем активно привлекать инвесторов, а сейчас на этапе решения технологических задач, так. Пока работаем на собственные средства.
А какие у вас запланированы ближайшие этапы развития проекта?
Сейчас мы работаем над созданием анатомически точной модели глаза. В нее нужно встроить функции, которые позволят отрабатывать диагностику, а затем инструменты для отработки хирургических навыков. Когда это будет готово, мы создадим модели других органов (сердце, легкие, печень и т.д.).
Все они будут интегрированы в реальное оборудование – виар-шлемы и медицинские приборы. После этого этапа мы планируем перейти к созданию того самого виртуального университета.
В этом году «Открытые инновации» проходят полностью в онлайн-формате и сразу несколько сессий деловой программы форума посвящены модернизации здравоохранения в новых условиях. Что дает стартапу участие в форуме? Что вы, возможно, ожидаете от форума «Открытые инновации»?
Для нас участие в Форуме – это действительно уникальный шанс показать проект широкому кругу профессионалов не только в России, но и за рубежом, в том числе инвесторам, и, что для нас особенно важно, представителям государственной власти, на поддержку которых мы рассчитываем. Также это – возможность найти коллег по цеху и связи для формирования устойчивого фундамента для будущего роста. Потому что проект сложный, и маленькой команде его сделать крайне тяжело. Мы благодарны Сколково за такую возможность.