Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Марина Соколова: «Мы создаем технологию, которую на российском рынке еще никто не создавал»

Кажется, в последнее время каждый из нас сталкивался с необходимостью поиска психологической помощи для себя или своих близких. Мы поговорили с основателем сервиса личной психотерапии в формате переписки. Марина Соколова развивает в России технологию обучения искусственного интеллекта для работы в качестве виртуального психолога. О том, как это работает и на сколько востребовано, читайте в нашем интервью.
Марина Соколова, основатель «Буду рядом» - сервис личной психотерапии в переписке, резидент бизнес-инкубатора ВШЭ.
- Расскажите о себе. Как возникла идея создания виртуального психолога «Буду рядом»?
По первому образованию я магистр бизнес-информатики, заканчивала Высшую школу экономики и проработала 10 лет в IT. Последние 5 лет я занимаюсь психологией и веду частную практику. Поэтому можно сказать, что идея проекта появилась на стыке знаний. Сама по себе идея того, что технологии могут помогать большему количеству людей, не нова. Но, когда я анализировала рынок и тестировала различные психологические сервисы и технологии, призванные сделать психологическую помощь доступнее, я поняла, что на российском рынке совсем не развита помощь в формате переписки. Личная работа с психологом – это довольно дорого и не всем доступно, требует дополнительного времени и специальных условий для уединения. Кроме того, многие люди испытывают стыд и страх признаваться в своих проблемах незнакомому человеку.
Перепробовав все существующие на российском рынке сервисы психологической помощи, чаты и чат-боты, я поняла, что психологи используют эти технологии скорее как шаг в воронке продажи очной консультации. Так получилось не потому, что терапия в переписке не работает, а потому, что до сих пор никто не развивал твердую экспертизу в этой области. На рынке сейчас нет обучений ведению психотерапии в переписке. Поэтому я и решила развивать эту область самостоятельно.
- На каком этапе развития проект находится сегодня?
Мы запустились 23 января и сейчас проходим этап MVP (этап MVP стартапа (minimum viable product) – это стадия развития стартапа или IT-продукта, когда он решает как минимум одну очень важную задачу пользователей (клиентов) и таким образом демонстрирует свою “жизнеспособность”. – ред.).
- Справедливо ли говорить, что пандемия стала своеобразным «толчком» к появлению большого количества онлайн-сервисов по психологии и психотерапии?
Пандемия стала катализатором развития мирового рынка онлайн-сервисов в целом. А пандемия как кризисное событие послужило причиной роста востребованности психологической помощи. Рынок телемедицинских услуг в целом вырос, а рынок психологических онлайн услуг прибавил примерно 30%.
- На сколько выросла потребность в психологической помощи у россиян и с какими темами стали больше обращаться клиенты после февральских событий?
Поскольку мы запустились только недавно, статистики по нашему сервису у меня еще нет. Но по статистике ВЦИОМ потребность в психологической помощи возросла у молодежи 18-24 лет, жителей мегаполисов и активных пользователей интернета. В целом рост за 2022 год составил почти 63% по сравнению с предыдущим годом. Это связано не только с событиями в стране и мире, но и с естественным ростом популярности психологических услуг. Были всплески в марте после начала СВО и в октябре-ноябре после объявления частичной мобилизации. Но это связано в том числе и с сезонностью.
Каких-то конкретных тем обращений мои коллеги не выделяют. Кризисные ситуации во внешнем мире актуализируют внутренние конфликты. Поэтому люди приходят с разными проблемами, в том числе с теми, которых не замечали за собой в благоприятных условиях.
- Не страшно ли начинать бизнес в турбулентные времена?
Нет, мне не страшно. Любое турбулентное время – это время перемен. И когда люди понимают, что по-старому уже нельзя, а по-новому еще не понятно, как, – теряются опоры, и это вызывает страх. Психотерапия для того и нужна, чтобы находить опоры не во вне, а внутри себя. Если у человека появляется бизнес-идея, значит у него уже есть силы ее реализовать. Важно не увязнуть в сомнениях и бесконечных планах, начинать делать.
- Чем ваш продукт отличается от других проектов на рынке?
Так, как планируем развивать технологию мы, на российском рынке mental health еще никто не делал. Сейчас на рынке существует 2 вида чат-ботов: транзакционные и генеративные. Транзакционные боты запрограммированы и алгоритмизированы: клиент заходя в него из раза в раз проходит один и тот же маршрут. Такие чат-боты хороши для автоматизации рутинной деятельности. Индивидуального подхода, к сожалению, они не способны обеспечить, а значит и решить запрос клиента в формате терапии не смогут.
Генеративные боты-болталки типа Алисы (а на российском рынке сейчас реально существует только один такой бот) интересны тем, что обеспечивают индивидуальный подход и по факту являются «живым» собеседником. Но и у них есть ряд ограничений. Во-первых, чаще всего они созданы IT-специалистами и обучены на открытых данных. Открытые данные – это ответы от психологов на форумах, психологические статьи и так далее. Но этого недостаточно для обучения работе в формате терапии. Ведь что такое терапия? Это – долгосрочная работа с клиентом по его запросу. На открытых данных такого качества невозможно обучить ИИ ведению терапии. Поэтому существующие генеративные боты не умеют строить план и стратегию терапии, выдерживать рамки запроса, – они не умеют работать, как психолог. Все, что они могут, – поддерживать беседу на тему психологии и давать точечные рекомендации
Я хочу создать такую технологию, которая сможет проводить полноценную терапию. Я хочу оцифровать процесс работы живого психолога, который, диагностировав проблему клиента по запросу, выстраивает план терапии, ее стратегию, и с каждой новой встречей по мере узнавания клиента, дополняет и развивает этот план.
- Какая модель монетизации заложена в проекте?
Модель freemium c подпиской на расширенные функции. Так как услуга новая и еще не всем понятно, что такое терапия в переписке, нужно дать пользователям попробовать и показать, что это действительно работает.
У нас уже есть продажи и обратная связь, средняя оценка за проведенные за месяц работы сессии 9.39 из 10! Хотя мы не начинали никакие маркетинговые мероприятия и растем только на органике. Клиенты с опытом работы с психологами в личной терапии, через обратную связь говорят, что не ожидали, что текстовая терапия может быть на столько эффективна.
Мы не конкурируем с очными психологами, а позиционируем себя как альтернативу для тех, кто не может себе позволить личную психотерапию. Но среди наших клиентов есть и те, кто вполне может позволить себе личного психолога, но по какой-то причине выбирают нас.
- Расскажите о команде, пожалуйста. Сколько сейчас в вашей команде психологов и психотерапевтов?
Сейчас в команде порядка 30 психологов, которые работают с клиентами. Так как технология, которую мы разрабатываем, достаточно сложная, и нам нужен качественный датасет (набор данных, которые используются в различных видах анализа и машинного обучения – ред.), мы начинаем с ручной работы психологов, чтобы накопить достаточное количество диалогов для обучения искусственного интеллекта.
Из ключевых фигур у нас есть научный руководитель по части психологии – клинический психолог, полимодальный психотерапевт и кандидат психологических наук Екатерина Маслова. Так же я веду переговоры по сотрудничеству с потенциальным СТО и СМО проекта. С научным руководителем разрабатывается методология обучения искусственного интеллекта, а с техническими специалистами на основе этой методологии разрабатывается сам искусственный интеллект.
- Ищете ли вы инвестиции сейчас или, возможно, уже привлекали их на старте проекта?
Так как проект еще молодой и многими вопросами я занимаюсь сама, активно общаться с инвесторами не успеваю. Но планы по привлечению инвестиций и грантовой поддержки есть. На ранней стадии проекта нам нужен бизнес-ангел, который разделял бы нашу миссию и интересовался нишей.
- Вы стали победителем в номинации «Высокая социальная значимость» фестиваля для молодых предпринимателей «Я-Ты-Москва». Как изменился ваш проект после победы?
Это было классное и очень хорошо подготовленное мероприятие. Спасибо Правительству Москвы и Департаменту предпринимательства и инновационного развития г.Москвы за возможность рассказать о своем проекте на большую аудиторию. Прямо во время моей презентации к нам в бот зашли 500 человек.
- Приходилось ли вам сталкиваться с убеждением клиентов, что в онлайне слишком высок риск встретится с не очень грамотным специалистом? Было ли это препятствием для вовлечения новых клиентов в проект?
В нашем проекте психологи работают после нашего внутреннего обучения, под супервизиями и наставничеством, за качество наших услуг я уверена на все 100%. Но сомнения могут возникать безусловно. Тут пока не попробуешь, не поймешь.
- Каковы ваши планы по развитию проекта на ближайший год?
В этом году мы планируем собрать датасет, разработать методологию обучения искусственного интеллекта и провести первые обучения. Думаю, что уже к середине лета будет заложена основа методологии. И будет очень хорошо, если к концу года мы начнем создавать нейронку на основе этой метрологии. Параллельно с этим накапливаем данные, потому что их необходимо достаточно много.