Надежда Донских
Красота по-ижевски, или как открыть 100 бюджетных салонов
История бизнеса Константина Сунцова – хрестоматийная «история успеха». Бизнесмен, благодаря только своей воле, трудолюбию и предпринимательскому чутью, открыл за 8 лет 55 салонов красоты в Ижевске. На сегодняшний момент бизнес Константина насчитывает 110 салонов красоты в разных городах с годовой выручкой 300 млн рублей. Как в небольшом городе, не имея накоплений и опыта в бизнесе, добиться такого успеха в масштабах страны?
Желание заниматься своим делом у Константина появилось еще в студенчестве. Он видел «несовершенства» в работе разных предприятий, например, на заводе, где тогда трудился. Ему хотелось что-то изменить в существующих структурах, но сделать это было невозможно. Тогда он понял, что нужно создавать что-то свое и играть по своим правилам.
Первые попытки осуществить мечту были предприняты в 19 лет. Тогда вместе с другом он создал фирму по продаже программы 1С. В течение года молодые предприниматели делали настройку разным компаниям, продавали коробки 1С. Однако удовлетворения такая занятость не принесла, и через год Константин продал свою долю в фирме.
Неудачный опыт не отбил желание заниматься бизнесом, однако породил сомнения: «Желание создать свое дело осталось, но появился страх и стереотип: для того, чтобы открыть свое дело – нужно много денег, а у меня их нет. Если бы в один прекрасный момент я его не переборол, ничего бы у меня не было», – вспоминает Константин.
Красота по-ижевски
Бизнес в бьюти-сфере Константин выбрал, скорее, интуитивно. В 2006 году, будучи еще студентом, он параллельно работал финансистом в Ижевске на металлургическом заводе и получал 15 000 рублей.
Однажды одногруппницы пожаловались, что рядом с университетом «негде позагорать». Тогда он занял денег и открыл две точки с услугами солярия. Это оказалось несложно: оформил ИП, раз в неделю заходил и проверял количество отработанных оборудованием минут и забирал выручку у администраторов. Одна из точек находилась в помещении парикмахерской, где он арендовал только несколько квадратных метров. В один из дней администратор пожаловалась, что клиенты парикмахерской занимают диванчик возле солярия. Тогда Константин и обратил внимание на популярность услуг салонов красоты. За один день парикмахерскую посещало до 150 человек! А в солярий заходило всего около 30. «Я тогда понял, где мой «голубой океан», – вспоминает бизнесмен.
Кроме того, пришло понимание, что этот рынок еще не насыщен. Конечно, в Ижевске на тот момент существовало около 300 парикмахерских, но не было сетей, четко выстроенного бизнеса. Это были разрозненные мелкие салоны разных предприимчивых людей. А когда нет крупных сетей, нет и конкуренции.
Когда ноги идут не туда
На протяжении двух лет Константин параллельно работал на заводе и развивал свой бизнес. Это была работа без выходных, праздников и отпусков. «Работал я и по ночам, а во сне мне снились салоны. Уходить с завода было очень страшно, ведь там стабильность. Хоть и маленький, но зато постоянный заработок», – признается он.
Пока бизнесмен сомневался, жизнь сама заставила принять решение – началась психосоматика. Сломалась сначала правая нога, затем почти сразу – левая. Они именно сломались – даже тело уже намекало: он идет не туда. К тому же, пока болел, понял, прилагая те же самые усилия, что и на заводе, он сможет добиться большего, существенно улучшить свое качество жизни.
«Я решил, что себя надо отпустить в свободное плавание и сейчас могу сказать, что ни разу об этом не пожалел», – говорит Константин. Близкие по-разному реагируют на резкую смену деятельности, но Константину повезло: со стороны его семьи была очень сильная поддержка. Конечно, сначала у бабушек и дедушек было свое мнение на этот счет. Все же завод и стабильность - это то, к чему они привыкли, и другого просто не понимали. Но и они, в конечном счете, одобрили решение внука.
От «Бигудей» до «Прядок»
В марте 2009 года Константин открыл первую парикмахерскую под названием «Бигуди» (в 2016 году прошел ребрендинг, теперь салоны называются «Прядки в порядке»). В салонах оказывали услуги стрижки, окрашивания, ногтевого сервиса, весь комплекс услуг для ресниц и бровей. Тогда у Константина было 300 тысяч рублей, которые он накопил с тех самых точек солярия. Этого хватило на ремонт арендуемых 80 квадратов и покупку оборудования.
Остальные салоны открывал уже на доходы с предыдущего салона, и с условиями отсрочки платежей. В первые два года кредитные средства старался не привлекать, да и банки тогда неохотно давали кредиты стартапам. Константин постоянно оказывался в рассрочках. Стабильного дохода не было. Каждый день он собирал деньги и постоянно платил по счетам. В таком непростом режиме работы за два года удалось открыть 5-6 салонов почти без заемных средств.
Константин начинал бизнес без совладельцев: «Я люблю все держать под контролем и все ключевые решения принимать самостоятельно. Поэтому мне сложно распределить роли между партнерами и обязанности совладельцев. Деньги я тоже находил сам», – говорит он.
В начале пути партнерами бизнесмена были его же первые сотрудники. Он советовался с ними по любому вопросу: с администраторами - по вопросам потребностей клиентов, с парикмахерами - по вопросам составления прайса. Сам он ничего не понимал в бьюти-услугах.
Черная метка от сотрудников
Константин не из тех людей, кто боится трудностей. Сам он говорит про себя так: «У меня есть простое правило - все трудности переименовать в задачи и разработать план по их решению».Когда он только начинал бизнес, произошло неожиданное: сотрудники решили объявить бойкот. Они хотели изменить условия работы и предъявили список из 10 пунктов, пригрозив уволиться, если эти условия не будут выполнены. Константин не хотел терять сотрудников, но и все условия выполнить он не мог. Тем более что большинство из них сводились к одному “хочу большую зарплату и мало работать”.
В итоге он удовлетворил два их условия, связанных с бытовыми вещами. Большинство сотрудников все равно уволились, однако в первую же неделю вернулись обратно.
В вопросах найма людей Константин придерживается принципа честности, открытости и их отношения к делу: «Для меня важно, чтобы мой сотрудник относился к компании как к чему-то «своему», личному, а также имел здоровые амбиции. Только тогда у него есть личная заинтересованность и успех в работе».
Работа с франчайзи
Сейчас сеть салонов «Прядки в порядке» насчитывает 110 точек в России, Белоруссии и Казахстане, и эта цифра меняется почти каждую неделю. С первыми партнерами он всегда общался лично. Сейчас, конечно, это происходит намного реже, поскольку с каждым днем их становится все больше. Все переговоры ведет специально созданная управляющая компания. Бизнесмен подключается только в каких-то особых случаях. Тем не менее, с каждым партнером ведутся долгие переговоры:
«Прежде чем рассказать о своих условиях, выясняем цели и задачи франчайзи, его желание работать. В результате, понимаем, будем с ним работать или нет. Бывают и случаи отказа с нашей стороны. Чаще всего это происходит, если партнер считает, что как только подпишет с нами договор, купит билеты и улетит лежать на пляж. Франчайзинг - это не та история. Все-таки бизнес принадлежит франчайзи, и он на 100% за него отвечает», – говорит Константин.
80% успеха – это правильно выбранный партнер. Если он разделяет ценности компании, если у него те же цели и задачи, то и контролировать его особо не приходится. Наоборот, он сам постоянно звонит, советуется по разным вопросам, запрашивает маркетинговые акции и активности, стремится к масштабированию бизнеса в своем городе. «В Кирове наш партнер открыл уже 10 парикмахерских «Прядки в порядке» за довольно короткий срок. Они даже нам уже наступают на пятки по темпам развития», – отмечает Константин.
Сетевые тонкости
На раскрутку каждого нового салона тратится примерно 200-300 тысяч рублей. Компания Константина использует контекстную рекламу Яндекса, рекламу в Instagram, ВКонтакте, таргетинговую рекламу, онлайн-запись на сервисы. Активная рекламная кампания длится около полугода. Это так называемый период «раскачки», когда основным принципом становится привлечение клиентов в салон любыми способами.
В этот период клиентам предлагают очень много бесплатных процедур, запускаются программы лояльности типа «приведи друга и получи процедуру бесплатно». Таким образом, человек приводит как можно больше людей из своего окружения, и они узнают о новом салоне. Это работа не на прибыль, а на количество.
«Мы понимаем, что эти 2000 человек, которые пришли в первый месяц и принесли нам по 100 рублей, при росте чека принесут в три раза больше», – отмечает Константин. После этого периода, весь маркетинг сводится только к удержанию и обслуживанию уже существующей клиентской базы. Дальше работать на привлечение клиентов не нужно и даже опасно – салон может просто лопнуть от количества клиентов.
Личный взгляд на бизнес
Константин четко разделяет понятие «бизнес» и «самозанятость». По его мнению, бизнес – это когда ты понимаешь, что можешь отойти от управления одной точки и сосредоточиться на развитии всей сети. То есть можешь себе позволить не работать, уехать на месяц, и твой бизнес не закроется через два дня. Тем не менее, переключаться и не думать о работе на отдыхе Константину бывает сложно. «Об отдыхе на работе всегда можно не думать», – смеется он. – «Но я стараюсь раз в 2 месяца полностью отключаться – уезжать из города на несколько дней».
Бизнес в другой сфере Константин открывать не планирует. «Здесь еще столько всего, что хочется сделать, изменить, попробовать. Я вижу свою задачу в том, чтобы закрыть потребности клиента во всех бьюти-услугах, а не только в стрижках», – говорит бизнесмен. Поэтому он открывает центры эпиляции Laser Pro, барбершопы «Налево», салоны красоты Candy&Dandy, стрижки FIX. В планах у Константина - развиваться и дальше в бьюти-бизнесе, открывать новые салоны, масштабировать каждый из них в нашей стране. А после 2020 года – активно продолжать экспансию на зарубежные рынки.