Надежда Донских
Признание работы – высшая награда
Есть люди, которые являются носителями каких-то очень важных в жизни процессов: языка, традиций, исторических фактов. А художник-модельер Елена Баркова в своих неповторимых изделиях пытается сохранить главные черты русского костюма. Однако в ее ателье «Студия Шоу-костюма» каждый может найти что-то интересное и для себя.
Вот бы мне научиться так шить!
Елена не считает себя бизнес-вумен. Для нее любимое дело – не средство обогащения, а сама жизнь. Поэтому ее малое предприятие – студия «Шоу-костюма» – держится на совсем иных, далеких от законов бизнеса, принципах. Хотя, как знать… Клиенты Елены – известные в мире шоу-бизнеса люди. Она шила костюмы для Владимира Девятова, Марины Девятовой, дуэта «Свои», «Баян-Микс», певицы Максим, Елены Василек, Елены Хмель и других. Что же привлекает вип-заказчиков в творчестве художника-модельера?
По признанию Елены, родом это занятие из детства. Когда-то она увидела в московском зале П.И.Чайковского выступление народного коллектива. Костюмы поразили воображение, и тогда промелькнула мысль: «Вот бы и мне научиться так шить!»
Поход за мечтой был непростым. Пыталась поступить в текстильный институт, но конкурс зашкаливал. Тогда девушка подала документы в МХПУ им. Калинина. В то время в Москве было всего два художественно-промышленных училища, и именно в МХПУ им.Калинина открылось отделение «Моделирование костюма». «Мы изучали народные техники, – вспоминает Елена, – но уже тогда я понимала, что этого образования будет мало».
Следующей ступенькой стал Технологический институт. После его окончания (шел 1998 год) Елена с друзьями пыталась организовать свое первое ателье. Ютились в подвальчике. Кто в то время занимался бизнесом, вспоминает его с содроганием: дефолт, крушение многих надежд и планов…
В бизнесе главное – найти свою нишу, а поймать за хвост эту «птицу удачи» можно, если чувствуешь время, спрос на тот или иной товар, ту или иную услугу. Елена решила создавать костюмы для клубных танцоров. Клубы в то время открывались один за другим и были очень популярными среди молодежи. В 2000 году она познакомилась с народным артистом России Владимиром Девятовым. Маэстро – носитель русской народной песни, увидел в Елене своего единомышленника. Эта творческая дружба крепка до сих пор: в конце 2017 года в Кремлевском дворце съездов состоялся творческий юбилейный вечер артиста. На нем он блистал в костюмах от Елены Барковой. Кстати сказать, и дочь Маэстро, известная певица Марина Девятова, тоже постоянная клиентка Барковой.
Есть вкус, а есть - вкусовщина
В 2006 году Елена зарегистрировала свою фирму – «Студия Шоу -костюма». В открытии предприятия препятствий не было, как не было и стартового капитала. Вернее, он состоял из старенькой швейной машинки «Чайка» да оверлока, подаренного родителями. Так, практически на коленке, начался этот бизнес-процесс. «Из всех выпускников училища только я одна занимаюсь народным костюмом, – рассказывает Елена. – Сейчас много фейка, но ведь даже матрешку можно сделать безвкусной. Просто есть вкус, а есть – вкусовщина». Для нее эталоном стиля является модельер Вячеслав Зайцев. Это старая школа, основанная на народных традициях. Елена в работе часто присматривается к эскизам Мастера, но идет своим путем.
Главное – любить свое дело
Елена тщательно подбирала сотрудников для своего ателье. Сейчас их семь человек. «Хотя ни одного диплома в глаза не видела», – замечает она. Главный принцип – любить свое дело. В команде – мастера-универсалы, но, конечно, есть и специализация. Лет восемь понадобилась на то, чтобы переоснастить маленькое производство, создать рабочие места, купить необходимое современное оборудование.
«В моем деле быстрой прибыли не бывает, однако для меня прибыль – не самоцель, главное в работе – это реализация человека», – говорит Елена. Вспоминается эпизод: выполнили заказ для ансамбля ДК Советской Армии под управлением Эдуарда Доронина. Так ребята пришли после концерта в студию всем составом, принесли торт, шампанское, пели акапелла специально для мастеров… Признание работ художника-модельера артистами – высшая награда.
«Я не пытаюсь реализоваться через звезд, – говорит Елена, – а помогаю им». Для модельера важно, как чувствуют себя артисты в ее костюмах, удобно ли им в них на сцене. Ведь костюм – продолжение сценического образа его обладателя. Для этого годами отрабатывалась собственная технология.
В каждом заказе – своя изюминка
В ее деле нет плановой прибыли. Бывают авралы, а бывает и затишье. Но есть коллектив, который нужно поддерживать из месяца в месяц. Социальная ответственность перед людьми – для бизнеса явление пока что неустоявшееся. Но тем, кто делает первые шаги, да и не только первые, стоит об этом помнить. «Я не считаю зазорным реализовывать и чужие творческие проекты. Наоборот, участвуя в них, пополняю и свой багаж знаний», – отмечает модельер.
Баркова участвовала в закрытии Азиады в Казахстане. В качестве технолога работала с молодым и талантливым художником Давидом Мативосяном в Казани на церемонии открытия и закрытия чемпионата мира по водным видам спорта.
Работала она и в команде мастеров на фестивале молодежи и студентов в Сочи.
Конечно, масштабные проекты для студии очень перспективны. Но выходить на тендер – дело не простое. «Хочется, чтобы победителями становились не хорошие связи, а профессиональное мастерство», – говорит Елена.
Для предпринимателя важно также, чтобы и дальше шло снижение налогового бремени, меньше было бумажной волокиты, в том числе и в подготовке к участию в конкурсных процедурах.
«Конечно, сейчас в нашем деле большая конкуренция, – рассказывает художник-модельер. – Раньше были специализированные ателье, а сейчас полно частников, да и вузов, готовящих художников-модельеров, стало много. Девочки поголовно мечтают стать модельерами (сегодня эта профессия называется «дизайнер»), а мальчики – парикмахерами-стилистами».
Такое разделение Елена объясняет просто: художник-модельер – профессия долгоиграющая, сиюминутную прибыль извлекать из нее практически невозможно, а парикмахеры в этом плане в более выгодном положении: стрижка и бритье востребованы постоянно, отсюда и прибыль – сиюминутная. Но в конкурентной борьбе в деле, которым занята Елена, выживают не сильнейшие, и даже не те, у кого хорошие связи (сколько раз ей приходилось перешивать заказы, которые выполнили другие!), а отношение к делу, талант, умноженный на тонкий художественный вкус.
Чтобы идти дальше, подниматься на новые и новые ступеньки, Елена ищет и новые формы развития. Сейчас ее студия занялась бутафором. Для чемпионки мира по синхронному плаванию Марии Киселевой студия выполнила часть декораций: мечи, луки, стрелы и т.д. Сложность заключалась в том, что Мария поставила сказку на воде, в бассейне.
Не отказывается предприниматель и от частных заказов. Костюмированные вечеринки в известных кругах – явление не новое. «Бывают очень даже интересные предложения, – делится Елена, – почему бы и не взяться за работу?»
Для одной из линий детской одежды Вологодской фабрики Баркова создала коллекцию детских нарядных платьев. Возможно, в этой коллекции воплотилась ее детская мечта стать настоящим художником-модельером. Коллекция для маленьких принцесс имеет большой спрос. А дальше – новые планы и новые открытия своего, неповторимого стиля одежды, в котором так часто звучат родные народные мотивы…