09.06.2023
Александрова Анна, Аладашвили Екатерина

Кирилл Орлов: «Уникальность и высокий уровень удовлетворенности продуктом позволяет закрепиться в самой, казалось бы, высококонкурентной нише»

Кирилл Орлов: «Уникальность и высокий уровень удовлетворенности продуктом позволяет закрепиться в самой, казалось бы, высококонкурентной нише»

Совсем недавно в Москве прошла самая крупная стартап-конференция в России и странах СНГ для технологических предпринимателей Startup Village 2023. Об особенностях инновационных стартапов и сложностях вывода на рынок новых продуктов мы поговорили с создателем уникальной технологии точечной компрессии и CEO SportDots Кириллом Орловым.

- Ваш проект вошел в сотню лучших на StartupVillage 2022 в «Сколково», и вы недавно принимали участие в StartupVillage 2023. Для чего стоит принимать участие в технологических выставках?

Я лично посещаю такие мероприятия, потому что там много людей с мышлением, которое я разделяю. Именно на таких мероприятиях меньше скепсиса, больше открытости – это создает комфортную атмосферу, и само по себе приятно.

А с точки зрения профессиональной Startup Village – единственная выставка в России, где представлены все технологические новинки. Поэтому там надо присутствовать. Это самый широкий нетворк: встретить в одном месте всех, кто вкладывает и получает инвестиции в России – очень ценно.

- Создание любого продукта начинается с поиска ниши и самой идеи. Расскажите, как возникла идея создания технологии точечной компрессии SportDots?

Я работал в институте медтехники и за свою жизнь запустил более 10 технологических продуктов. Изначально идея SportDots заключалась в создании физиотерапевтического воздействия с целью улучшении кровоснабжения для быстрой регенерации тканей после травм. Сама технология придумана давно, но именно спортивному направлению всего 2 года. Идея родилась, когда я в течение полугода не мог вылечить себе воспаление горла. Тогда я совместно с коллегами стал изучать вопрос, и первый прототип был создан именно для ношения на шее. Это был продукт, который я сам использовал. А потом уже появились изделия для улучшения кровообращения мышц и суставов.

- Расскажите о технологии SportDots? В чем уникальность разработки?

Особенность технологии лежит в области металловедения, а уникальность – в составе упругого элемента, который мы используем в своих изделиях. При изменении свойств металлов можно создать такую проволоку, которая будет взаимодействовать с биологическим объектом, если придать ей форму пружины.

Эти упругие элементы, мы называем их Доты, нанесены на одежду в необходимых местах. Доты сделаны по принципу плоских пружин с заданной степенью упругости. При взаимодействии с поверхностью тела они ловят микроколебания и возвращают их обратно. Доты осуществляют рефлектороное воздействие на мягкие ткани, это:

-улучшает микроциркуляцию крови;

-усиливает лимфоток;

-ускоряет регенерацию;

-уменьшает воспаление.

Что было самым сложным, когда проект только начинался? Были ли проблемы с серийным производством одежды?

Само производство у нас на аутсорсе – это не секрет. Мы занимаемся технологией. Сначала мы пытались запустить этот проект в области медицинской реабилитации. Тогда я чуть было вообще от него не отказался, потому что в медицине множество проблем и сложностей с запуском инновационных продуктов. Запуск проекта «поставили на стоп» и около 5 лет ничего с ним не делали. Все это время продукт использовался мной, моей семьей и друзьями, пока знакомый не предложил использовать технологию в области спорта.

-Важно ли при запуске инновационных продуктов заручиться поддержкой научного сообщества? Как вы проводили исследования эффективности технологии?

Мы перешли в спорт из области медицины именно по этой причине. В спорте другие коды ОКП, не требующие 10 лет тестирования, как в медицине. Я не ученый, я изобретатель. Мне не нравится писать научные статьи и тратить 10 лет жизни на исследование чего-либо. Мне нравится внедрение. В медицине внедрение очень медленное, а в спорте можно запустить продукт и сразу использовать его на спортсменах. Спорт от медицины отличается именно тем, что в медицине ты доверяешься экспертам, а в спорте – себе. Продукту достаточно отлично работать для того, чтобы ему стали доверять. Если продукт достаточно прост в использовании, то ему не потребуются годы исследований для того, чтобы заручиться поддержкой профессионалов.

Кроме того, на любые исследования нужны ресурсы, которыми не обладает большая часть продуктов. Если говорить про исследования в спорте, то для реализации классической схемы понадобится большая выборка спортсменов в количестве 100–150 человек, полгода-год тренировок и сравнение результатов контрольных групп. Это можно делать за государственные деньги или в рамках работы какого-нибудь института.

Поскольку у нас этого всего не было, основная сложность заключалась в том, чтобы создать такую программу тестирования продукта, которая бы удовлетворяла и спортсменов и нас с точки зрения эффективности.

Сейчас мы используем уникальную, по сути, систему тестирования, где сравниваем спортсмена с ним же самим в том же функциональном состоянии. Тестирование проходит в два этапа с разницей в неделю. Мы тестируем спортсмена по протоколу на максимальных нагрузках, чтобы выявить интересующие его и нас показатели, и через неделю прогоняем тот же самый тест уже с нашей экипировкой, сравниваем показатели с прошлым результатом. Таким образом мы оцениваем влияние экипировки на функциональное состояние спортсмена. Сначала такая система тестирования вызывала недоверие, но в конечном итоге у нас получились очень показательные результаты влияния технологии SportDots на спортсмена, с которыми все соглашаются: сами спортсмены, и тренеры и федерации спорта.

А если бы мы тестировали, например, БАДы, то нужно было бы по классической схеме гонять три большие группы спортсменов: контрольную, опытную и плацебо, и через три месяца сравнивать результаты. Мне лично такая система тестов максимально не нравится, потому что требует огромного количества ресурсов, а результаты в большей степени зависят от работы тренера и самого спортсмена в течение этих трех месяцев. Такие тесты всегда вызывают максимальное количество нареканий.

- SportDots сразу запускался именно как массовый продукт: и для спортсменов-любителей, и для спортсменов-профессионалов?

Я хотел, чтобы у продукта была максимально широкая аудитория. У SportDots она максимально широкая, потому что улучшение кровообращения – это залог улучшения работы любого органа. А нарушение кровообращения – основная проблема, с которой связаны боли в суставах и мышцах не только у спортсменов. Все массажи, прогревания, иглоукалывание, мази, физиотерапия – это биофизическое воздействие, направленное на улучшение кровообращения. То есть это весьма универсальная технология, которую можно применить на всем теле: от поддержки голеностопа и уменьшения менструальных болей до улучшения кровоснабжения мозга.

- Часто разработчики инновационных продуктов сталкиваются с недоверием. Могли бы вы дать несколько советов предпринимателям, как правильно, на ваш взгляд, работать с целевой аудиторией и какие тезисы раскрывать ЦА, чтобы продемонстрировать преимущества нового продукта?

Как оказалось, в сфере профессионального спорта нужно преодолевать гораздо большее недоверие, нежели в массовом сегменте. Это связано с тем, что в профессиональном спорте много различных технологий, высокий уровень экспертности и псевдоэкспертности как у тренеров, так и у спортсменов. И, поскольку там все эксперты, прийти с новым продуктом довольно сложно. У топовых спортсменов очень небольшие различия по результатам, и они добиваются этих различий большими усилиями и тяжелой работой. А мы со своей технологией можем дать спортсменам с 10-х позиций в рейтинге преимущество и возможность занимать первые места. Это как бы обесценивает работу и самих спортсменов, и их тренеров. Психологические особенности целевой аудитории тоже важно учитывать.

Неожиданно хорошо у нас зашла линейка ортопедических наколенников для людей старшего поколения. Мы думали, что наши наколенники будут использоваться профессиональными спортсменами при травмах и для профилактики травм. А выяснилось, что совершенно не решена проблема болей в коленях, которыми страдают 40% населения старше 45 лет. Поскольку у этой аудитории высокий уровень физической боли и практически отсутствуют варианты решения проблемы, мы очень эффективно стали продавать на этом рынке. И сейчас на это направление приходится более 70% от всего объема всех продаж, а уровень удовлетворенности продуктом составил 96%.

Часть вопросов по недоверию к продукту снимает модель Манибэк (с англ. возврат денег – ред.). Продукцию в обычные ортопедические магазины вернуть невозможно, а мы продаем с возможностью вернуть, если что-то не понравилось. Из-за высокого уровня удовлетворенности и повторных продаж мы можем себе позволить работать по такой модели.

Уникальность и высокий уровень удовлетворенности продуктом позволяет закрепиться в самой, казалось бы, высококонкурентной нише.

- Что нужно сделать, чтобы команда инновационного продукта пережила все этапы прохождения стартапа? Как вы выбираете сотрудников в команду и на что обращаете внимание, в первую очередь?

В команде, я считаю, самое главное – вовлеченность. Вовлеченный непрофессиональный сотрудник гораздо ценнее не вовлечённого профессионала потому, что он будет «гореть» решить проблему всеми доступными ему способами, пусть даже иногда с помощью скотча. А профессионалу, как правило, нужно много ресурсов, которых в стартапах всегда не хватает. Надо работать с вовлеченными людьми, тогда будет успех.

Мы развиваемся без инвестиций, на свои деньги, и не можем раздуть команду. Чтобы проект оставался прибыльным, у нас очень маленькая, супероптимизированная и вовлеченная команда.

Вообще на этапе тестирования и прототипа команда должна быть максимально маленькой, а лучше вообще делать все самостоятельно.

Если ты не можешь сам собрать в коробочку свой прототип и куда-то отнести тестировать, то будешь постоянно завязан на чужих деньгах, на инвестициях. После создания какого-то глобально большого и дорогого прототипа, понадобится еще ресурсы на новые версии, на производство тестовых партий, и ты будешь постоянно заниматься только поиском все новых и новых инвестиций. Возможность сделать все самостоятельно – это большая ценность. Даже IT проект, где фаундер – сам кодер, летит гораздо лучше и проваливается с гораздо меньшими потерями.

А на следующем этапе, когда уже есть прототип, один-два вовлеченных партнера или «сотрудника на минималках» смогут решить все те же проблемы, что и дорогие специалисты, но не путем увеличения бюджета, а креативом и нестандартными идеями. Это рациональное решение для инновационных продуктов. Такой подход увеличивает шансы стартапа доползти до первой прибыли.

Планируете ли вы выходить на международный рынок? Как будет развиваться проект дальше?

Азиатский рынок (Китай и Южная Корея) очень мощно развивается в плане спорта и довольно легко воспринимает инновации в разных областях. Нам удобнее работать на максимально широкий рынок. Мы хотим продаваться по всему миру, поскольку продукт универсален и не имеет географических ограничений.

Кроме того, азиатский рынок гораздо более восприимчив к инновациям, нежели российский. Там значительно меньше скепсиса и возражений, про преодоление которых мы как раз говорили выше. Поэтому мы сейчас ищем дилеров на азиатском рынке, сотрудничаем с Московским экспортным центром, пробуем участвовать в выставках.

Российский же рынок в 10 раз меньше, и мы рассматриваем его как отличную площадку для работы с профессиональными спортсменами. Здесь будем работать на чемпионов и зарабатывать репутацию.

Правда, из-за универсальности продукта бывает сложно сфокусироваться. Мы можем сфокусироваться на футбольных школах, и это будет огромная ниша, или профессиональных футбольных командах, и это тоже – огромный рынок. Поэтому мы выбираем те направления, где легче продавать, и по этим направлениям будем работать агрессивнее. Сейчас мы сфокусированы на беговых видах спорта, договариваемся о начале продаж в профессиональных беговых магазинах. Хотим делать коллаборации с разными спортсменами для локальных ниш. Недавно мы выпустили уникальный продукт для армлифтеров и армрестлеров – рукав, который будет помогать им закачивать руки. Прототип зашел спортсменам.

Для того, чтобы встать на полку у нас сейчас не хватает мощности производства и ресурсов на расширение. Но вставать на полку надо с тем продуктом, который гарантированно продастся, поэтому мы сейчас тестируем линейку и смотрим, что продастся лучше всего.

 

 

Партнеры
https://pervoe.online/?ysclid=ll0wmgaomo179204027
https://gdejob.com
https://www.probusinesstv.ru
https://www.pronline.ru/
https://constructorium.ru/
https://bit.ly/3waXVYR
https://www.airo61.ru/
http://www.ccir.mosca.ru
https://ru.jobsora.com/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0
https://росагротуризм.рф/