Анна Попова, Екатерина Аладашвили
Екатерина Китанина: «Любовь и внимание к потребителю – самый главный тренд»
Продолжается работа второго конкурса решений в сфере промышленного дизайна «Фабрика дизайна 2.0». Это уникальное событие направлено на развитие новых бизнес-связей между талантливыми дизайнерами и российскими промышленными компаниями, а также на поиск лидеров промышленного дизайна в стране. О трендах в дизайне и школе дизайна как бизнесе мы поговорили с дизайнером и основательницей Школы дизайна ONEQ STUDIO Екатериной Китаниной.
Персона: Екатерина Китанина, основательница Школы дизайна ONEQ STUDIO, Пенза
- Расскажите, пожалуйста, о себе. Как возникла идея создания собственной школы дизайна?
Дело в том, что работа дизайнера в найме – это работа технического исполнителя, над которым «стоит» маркетолог, рекламщик или заказчик, и всегда лучше знает, как надо сделать. В найме мне приходилось воплощать идеи других людей. Путь маркетинга и рекламы более творческий: я сама делала аналитику, набирала штат дизайнеров и реализовала идеи, но, поскольку работа идет на крупные компании, я все равно выполняла чьи-то «хотелки». Школа дизайна для меня — воплощение моих творческих замыслов.
Но самое главное, почему я пришла к школе, — это желание проводить больше времени со своими детьми. Для меня это был огромный шаг – попрощаться с наемной работой и поставить на первое место не заработок денег и работу на заказчика, а возможность проводить время с семьей.
А еще мне очень хочется развивать родную Пензу, потому что здесь живут удивительные свободные и творческие люди. Своей школой я хочу показать, что могут люди в регионах, насколько здесь они творческие. Просто здесь нет инструментов: чтобы научиться дизайну, нужно ехать в Москву. Да, сейчас есть онлайн-школы, но 60% моих учеников приходят после онлайн-обучения, значит, чего-то им не хватает. Я считаю, что не хватает души.
Дизайн начинается не с изучения программ, не с умения рисовать. Дизайн начинается с того, что вы строите свой быт по-другому, смотрите на мир другими глазами.
Моя первая задача в офлайн-школе — научить людей видеть красоту в обычном.
- «Дизайнер – не профессия, это жизнь!» Можно ли назвать это выражение слоганом вашей компании?
Это не слоган, это – мой подход по жизни. Я считаю, что дизайнер должен делать красиво всё. Даже если не любишь готовить, можешь элементарно поставить красивую посуду. Тем более сейчас это так доступно. Когда говорят «это дорого стоит», я фотографию в «Фикспрайсе» красивые вещи и говорю, что «вот, можете поставить красивое, но дешевое», положить салфетки, красиво нарезать фрукты, купить свечи. Но купить свечи не для интерьера и картинки, а зажигать их, чтобы действительно создать атмосферу. Когда вы начинаете это делать, вы начинаете иначе смотреть на мир. А когда вы смотрите на мир иначе, у вас рождаются идеи.
Я общаюсь с дизайнерами по всей России и вижу проблему в прагматизме подхода: это все про красивую картинку.
А когда я начинаю продвигать свои идеи студентам, и студенты начинают мыслить по-другому, тогда рождается Идея, которую позднее уже можно нарисовать. Также важна концепция реализации. Для этого уже должны быть определенные технические знания. Я за то, чтобы дизайнер знал, например, печатное дело. Поэтому мы проводим экскурсии в пензенские типографии. Если мы говорим про дизайнеров интерьера, то мне важно, чтобы студенты поработали с классными строителями, мебельными компания, получили представление о технических возможностях реализации своих идей. Важно держать грань между творческими идеями, которые можно черпать отовсюду, и пониманием технических моментов.
- Какие стартовые инвестиции необходимы для открытия школы дизайна?
Как таковые инвестиции были минимальные. Я снимаю небольшой кабинет, плотно ставлю там загрузку по группам. Для того, чтобы запустить курс нам нужно 8 столов, 8 стульев, монитор и аренда помещения. Для старта не более 300 тысяч. С моим подходом обучение проходит почти индивидуально, так как в группах по 6-8 человек. Для меня важно количество человек в группе, потому что графические программы сложны в освоении, я к каждому подойду покажу. Дальше прибыль вкладываю в интерьер, кофе-машину, сервис, комфорт и уют.
Но первые 6 месяцев я работала в убыток из-за проблем с привлечением учеников. Все хотят учиться у модных дизайнеров и блогеров, а меня на тот момент знали только мои коллеги, предприниматели Пензы и заказчики из других городов. Важной точкой роста для меня в тот момент стали публичные выступления, чтобы обо мне узнали.
- Сегодня продолжает расти популярность онлайн-образования. Какие преимущества и недостатки вы видите в ведении образовательного бизнеса офлайн-формата образования, особенно на фоне конкуренции с известными онлайн университетами и курсами?
У меня есть ощущение, что онлайн школы — не конкуренты, а наоборот, —приводят мне клиентов. Онлайн подходит не каждому: нужна самоорганизация, уровень владения компьютером и программами. Недополучив что-то в онлайне, люди приходят ко мне.
Что касается подхода и программ, я делаю некоторые программы, которых в онлайне просто нет. Например, программа для детей. От них часто можно услышать: «Я хочу быть дизайнером!». А когда спрашиваешь: «каким дизайнером ты хочешь быть?», они удивляются: «А что, бывают разные дизайнеры?». У меня эта программа называется «Базовый дизайн», где ребенок может попробовать себя в разных отраслях. Мы начинаем с графического дизайна, переходим на дизайн интерьера, потом декор дизайн, потом дизайн одежды и веб-дизайн. Когда ребенок пробует по чуть-чуть из разных областей, он уже имеет представление о профессии. Этот курс просуществовал год. Когда я выдала детям сертификаты, они не захотели от меня уходить. Это моя личная победа. В этом сентябре я решила продолжить курс, давать им задачи сложнее.
- А ваши взрослые ученики – кто они? Если приходят предприниматели, то для каких целей они проходят обучение?
У микробизнеса сейчас очень популярны карточки товаров на Wildberries. Более крупным предпринимателям я даю немножко маркетинга и больше дизайна для понимания тенденций в дизайне в России и в мире.
В регионах не хватает информациииз первых уст, а я работаю по всей стране с крупными компаниями, общаюсь со своими коллегами.
У кого есть свои маркетологи, присылают их ко мне на такие вводные мероприятия в формате мастер-класса. Это был запрос от пензенских предпринимателей, с которыми я работаю уже давно.
- Как вы отбираете преподавателей в свою школу?
К сожалению, с этим вопросом у меня связана больше негативная история. Потому что очень тяжело найти своего человека, готового разделять и транслировать твои взгляды. Кроме того, есть классные дизайнеры, которые боятся передавать опыт, опасаясь конкуренции в маленьком городе. Еще одна сторона проблемы состоит в том, что профессиональные дизайнеры – не педагоги, не очень хотят обучаться преподаванию и тратить на это свое время. Сейчас я вижу свое развитие в своих учениках. Они точно уже готовы обучаться, знакомы с энергетикой Школы и разделяют мой подход. Мне проще обучить их, чем искать кого-то со стороны.
- Какую роль играет практика с реальными проектами в образовательных процессах? Как вы решаете вопрос практики в своей Школе?
Здесь стоит уточнить, что моя Школа не заменяет высшее образование. Многие онлайн курсы позиционируют себя как полноценное образование: «отучитесь и будете работать с крупными клиентами».
Я убеждена, что,чтобы получить крупных клиентов, надо обладать не только техническими навыками, но и определенным уровнем интеллекта. Образованием занимаются ВУЗы, и никакие курсы не смогут их заменить.
Это первое, что я озвучиваю ученикам. Я даю знания и навыки. Это значит, что после небольшой теоретической части мы сразу же приступаем к практической деятельности: отрабатываем все на реальных проектах. Третья часть – стажировка. У меня есть договоренности с компаниями, которые готовы брать к себе на стажировку моих учеников при достижении ими определенного уровня. Со всеми компаниями запросы отрабатываются отдельно: для типографии нужны одни навыки, а для рекламного агентства другие. Задачи компании по обучению стажера я беру на себя, потому что не каждый бизнес готов выделять на обучение стажеров время своих сотрудников.
Могу похвастаться успешным кейсом одной из моих учениц, которая до обучения в Школе дизайна работала в госсекторе. Полгода назад она пришла ко мне с запросом «хочу изменить свою жизнь» и уже на четвёртом месяце обучения начала ходить на собеседования. Сейчас ее приняли на работу в хорошую пензенскую компанию и направляют в Москву для дальнейшего обучения. Для меня это тоже колоссальный опыт и пример. После таких историй хочется работать больше и больше.
- Каким образом бренды реагируют на изменение потребительских предпочтений, и как это отражается в их визуальном стиле?
Работая с международными брендами, мы готовим упаковку сразу и для иностранного рынка. Еще недавно было очевидным колоссальное отставание отечественного дизайна. В последние же несколько лет я вижу на полках классные упаковки. И главная тенденция состоит в том, что мы наконец-то начали делать упаковку не для продукта, а для потребителя. Например, перестали упаковывать маленький продукт в большие коробки, поняли, что это вызывает скорее разочарование и отсутствие вторичных покупок.
Любовь и внимание к потребителю – самый главный тренд.
- Какие практические советы вы можете дать представителям малого бизнеса, желающим улучшить свой имидж через упаковку и дизайн?
Я советую бытьаккуратнее с ребрендингом товаров. Часто ребрендинг проводится таким образом, что люди перестают узнавать товар. Выведите на рынок сначала часть товара и проведите исследование на предмет того, узнают ли вас потребители. А вторым пунктом надо написать: не бойтесь. Просто всегда проводите исследование. Это очень важно. Мы даже не приступаем к воплощению каких-то идей без исследования.
- Поделитесь планами развития Школы, пожалуйста?
После выступления на Инвестиционном форуме у меня уже есть запрос от двух регионов на открытие Школы дизайна у них. Поэтому сейчас я думаю о том, чтобы упаковываться в франшизу и передавать свой опыт другим регионам, готовлю документацию для масштабирования.