Александрова Анна, Аладашвили Екатерина
Татьяна Винокурова: «Я – амбассадор устойчивого и осознанного предпринимательства»
«Предприниматель – это третий человек после врача и учителя, перед которым нужно снимать шляпу», – считает основатель «Академии МСП» Татьяна Винокурова. О перспективах и значении развития предпринимательства в регионах, возможностях получения поддержки и обучения для предпринимателей, читайте в нашем интервью.
ПЕРСОНА: Татьяна Винокурова — федеральный спикер, основатель Академии МСП, спикер деловой среды Сбербанка, основатель консалтинговой компании «PRO Бизнес».
- Не могли бы вы немного рассказать о себе: с чего вы начинали, и как выстраивался ваш путь в бизнесе?
Я очень долго работала в найме, в бизнес пришла достаточно поздно по сегодняшним меркам. До 30 лет я была корпоративным сотрудником внутри разных крупных федеральных компаний, дошла до уровня директора продаж. Мы запускали в регионах международные проекты. В какой-то момент мне стало неинтересно.
Я зафиксировала, что мои директора, собственники бизнеса, почему-то рекомендуют меня своим друзьям, другим бизнесменам, как опытного консультанта по продажам. В тот момент я подумала: «зачем сидеть в одной компании и быть полезной одному предпринимателю в единицу времени, если можно быть полезной сразу многим». Так возникла идея создания собственной консалтинговой компании на том управленческом опыте и опыте продаж, который у меня был.
Все прошло успешно, и наступил момент, когда я поняла, что мне этого недостаточно, что я хочу публично говорить про те инструменты, которые я опробовала в разных компаниях, и которые достаточно хорошо себя показали. Спикерство — это способ донести широким массам эти инструменты. Тогда я вышла на сцену и выступаю уже 10 лет. Я стала спикером «Деловой среды» Сбербанка, Минэкономразвития РФ, различных образовательных программ, я была внутри программ по развитию МСП. Объездив 40 городов России, я поняла специфику развития МСП. Вопросы, которые мне задавали из зала, были одни и те же, хотя регионы были разные.
В какой-то момент я поняла, что влиять на МСП, помогать предпринимателям можно только на уровне государства. И тогда возникла идея создания «Академии МСП», которую я организовала в Санкт-Петербурге. Задумка была в том, чтобы растиражировать положительный опыт на регионы, дать инструменты, передать определенные компетенции. В регионах страшнее внедрять что-то новое, поэтому мы решили сначала обкатать образовательные программы на безвозмездной основе в Санкт-Петербурге.
«Академия МСП» — это не коммерческий проект. Все наши преподаватели — опытные практики: кто-то занимался маркетингом, кто-то выходил на китайский рынок. Свои компетенции они помогают предпринимателям внедрять в бизнес.
- Сейчас на рынке присутствует большое разнообразие бизнес-сообществ. На ваш взгляд, в чем причина в столь широком развитии бизнес-клубов?
Предпринимателям сегодня, как никогда, нужна поддержка. И это одна из причин, почему комьюнити в тренде. Также многие понимают, что с помощью наставников и новых знаний масштабироваться и расти получается быстрее. Другой вопрос, что далеко не все бизнес-клубы закрывают эти потребности, потому что многие создаются с одной целью - монетизация. И как итог - предприниматели много обжигались, приходя в различные сообщества и ничего не получая в итоге. Поэтому наша задача была создать такую площадку, где бизнес может получить реальные инструменты поддержки, консультации, узнать больше про субсидии и гранты от государства, и пообщаться в кругу единомышленников. Мы понимаем, как сложно предпринимателям идти во что-то новое, внедрять это в свой бизнес. Особенно это касается регионов. И поэтому хотим буквально взять их за руку и показать, что это не страшно, дать инструменты и помочь советом от реальных экспертов, которые уже этот путь прошли.
- Расскажите подробнее о проекте «Академия МСП». В заключается главная задача Академии? Что самое сложное в объединении сильных управленцев и предпринимателей?
Предприниматели — непростая целевая аудитория, сложно повернуть их лицом к государству. Они не верят, что могут получить от государства помощь, у многих был негативный опыт. Наша задача – объяснить предпринимателям, что не нужно бояться государства, не стоит думать, что их бросили. Это неправда.
Да, часть предпринимателей действительно сталкивалась с проблемами и проволочками. Но это не значит, что не надо больше пробовать. И мы показываем, как это путь можно пройти легче. Показываем, что на самом деле государство делает шаги навстречу бизнесу, просто предприниматели могут об этом не знать. Наша задача – настроить диалог между бизнесом и государством. Мы говорим предпринимателям, что можно пойти и взять доступные ресурсы и использовать их для развития своего бизнеса.
Одна из наших сильных сторон - мы активно взаимодействуем с правящей партией. И поэтому можем помогать предпринимателям не только своими инструментами, но и выносить в публичное пространство какие-то узкие и проблемные вопросы. Например, организовывать круглые столы с участием представителей бизнеса и власти.
- А как предпринимателю попасть в «Академию»? Он должен куда-то написать или зарегистрироваться и описать свою проблему? Как потом строится это взаимодействие?
Все гораздо проще. У нас есть сайт, где публикуются анонсы. Также мы анонсируем у партнеров, что проходят бесплатные мероприятия, как правило, они проходят по вторникам. Предприниматель может прийти, послушать и начать регулярно ходить. Мы всегда поможем и ответим на тот вопрос, с которым человек к нам пришел.
Мы долго сталкивались с настороженностью со стороны бизнеса. Чаще всего предприниматели, ранее посещавшие бесплатные мероприятия, ждут, что им сейчас будут что-то продавать. Но у нас никто ничего не продает, «у нас догонят и бесплатно причинят добро». В итоге они не понимают, почему не надо платить при такой концентрации пользы.
Если у предпринимателя появляется запрос на работу с преподавателем и сопровождение в решении определенной проблемы, мы можем ему предоставить куратора или наставника, который поможет предпринимателю с выработкой собственной стратегии и внедрением. Внедрение – всегда самое болезненное. Но именно за внедрением и скрывается наша суперсила. Это не значит, что мы обяжем предпринимателя проходить какие-то программы или трекинги 2 раза в неделю. Они с куратором сами выберут ту скорость работы, которая позволит эффективно решить проблему.
- Могут ли предприниматели через вас масштабировать свой опыт и делиться им с другими?
Да, конечно. Если у предпринимателя есть свой опыт, например получения поддержки от государства, и он хочет этим опытом поделиться, то мы его интегрируем в программу наших встреч и анонсируем как приглашенного спикера. У нас есть предприниматели, перешедшие из слушателей в преподаватели. Чаще всего это владельцы среднего и крупного бизнеса.
- С какими основными запросами и проблемами чаще всего приходят предприниматели (малый бизнес)?
Самый ключевой запрос во все времена – это люди. Сбор и построение команды – это тема, которая волнует всегда и абсолютно разных предпринимателей. Как найти подходящих специалистов, как ввести их в процессы, как мотивировать и поддерживать мотивацию сотрудников, отдельный ряд вопросов посвящен борьбе с выгоранием и стрессом.
Вторая тема – это блок продаж. Сюда входит все, что связано с реализацией товаров или услуг: как увеличить средний чек, как продавать на том или ином рынке. Третий большой блок – антикризисное управление. Сюда входят все вопросы по нестандартным ситуациям.
- Чем «Академия МСП» отличается от государственного «Мой бизнес»?
Нам очень часто задают этот вопрос: зачем нужна еще офлайн «Академия», если уже есть «Мой бизнес». Все дело в фокусе внимания. «Мой бизнес» – это государственный оператор, и у них свои задачи по внедрению мер поддержки и субсидированию, реализации финансового блока, и kpi-показатели по зарегистрированным налогоплательщикам. Это – фокус внимания государства, и это правильно. Образовательный блок у «Мой бизнес» не является основным. Я много выступала спикером на их мероприятиях и знаю, что предпринимателям недостаточно тех образовательных блоков, которые существуют на сегодняшний день.
А в «Академии МСП» образовательный блок, наоборот, является доминирующим. Динамика проведения встреч и глубина проработки вопросов направлена на решение образовательных задач. Если я съездила в Биробиджан с лекцией, а потом уехала в Петербург, после меня в Биробиджане ничего не осталось, им там некому дальше задавать вопросы для более глубокой проработки своих проблем. Задача «Академии МСП» – сделать так, чтобы там на месте были специалисты по тому же маркетингу и кризисному управлению, могли дать полноценную поддержку предпринимателям.
- Как вы хотели бы повлиять на развитие предпринимательской деятельности в стране в ближайшее время?
Глобальная задача «Академии МСП» состоит в том, чтобы малый бизнес становился устойчивее, чтобы у него был инструментарий, чтобы бизнес в регионах не делали «на коленке», каждый раз наступая на одни и те же грабли, а делали это осознанно. Я – амбассадор устойчивого и осознанного предпринимательства.
Малый и средний бизнес – это основа экономики, поэтому мы говорим, что «Академия МСП» – это вклад в развитие экономики нашей страны. Предприниматели должны строить бизнес осознанно, получать от этого процесса удовольствие, не бояться выходить из тени, повернуться к государству лицом.
- Как вы считаете, стоит ли продолжать работу над формированием позитивного имиджа предпринимателя? Кажется, что сейчас образ предпринимателя в общественном сознании все лучше. Или есть конкретные направления по улучшению восприятия предпринимательской деятельности, которые необходимо пересмотреть?
Я считаю, что после всех кризисных ситуаций последнего времени мы получили новое прочтение предпринимательской деятельности. Предприниматель – это третий человек после врача и учителя, перед которым нужно снимать шляпу.
Тенденции, которые мы наблюдаем в молодежных предпринимательских программах, сместились от предпринимательства ради зарабатывания денег в сторону предпринимательства ради созидания. Люди строят бизнес не только и не столько ради содержания себя и своей семьи, сколько ради и для развития и продвижения своей профессиональной области, своего региона. Они совершенно иначе говорят и заявляют о себе.
В этом контексте раскрывается понятие патриотизма: предпринимателями, которые в кризисное время остались в своих городах, чтобы развивать свои регионы и свою экономику, давать людям рабочие места, – герои.