СРЕДА ИННОВАЦИЙ
Дмитрий Волошин: «Форум "Открытые инновации"— это хорошая возможность обменяться опытом и завести полезные связи»
С 21 по 23 октября в Технопарке «Сколково» пройдет международный форум «Открытые инновации». Одним из спикеров Форума станет сооснователь образовательной платформы OTUS Дмитрий Волошин, который видит в российском сегменте EdTech огромный потенциал. Как эффективнее наладить обучение в онлайн формате, и кто они - современные потребители онлайн-курсов? Об этом порталу Smallbusiness.ru рассказал основатель OTUS Дмитрий Волошин.
О спикере:
Выпускник Государственного университета управления, кандидат педагогических наук, автор монографии «Концепция непрерывного обучения». Эксперт в области HR и корпоративного образования. Член Общественно-делового совета при Правительстве РФ. В 27 лет стал директором по информационным технологиям крупного научно-производственного холдинга. Возглавлял департамент исследований и образования Mail.ru Group, руководил корпоративной сетевой академии «Ростех». В 2017 году вместе с Виталием Чибриковым основал OTUS — высокотехнологичный стартап в области образования.
— Дмитрий, в каком формате вы участвуете в форуме «Открытые инновации»?
— Я буду участвовать 21 октября в панельной дискуссии «Education on-demand tools. Платформы и технологии развития человеческого капитала». Надеюсь в ходе этот сессии услышать мнения коллег о том, какие образовательные онлайн-методики сейчас эффективнее, как новые технологии меняют отношение учащихся к обучению, как образованию сохранять актуальность для ученика, обладающего доступом к любой информации через смартфон, какие новые технологии и платформы помогут учителю стать лучше. Конечно, у меня есть свои мысли на этот счет, которыми я также надеюсь поделиться. Знаю, что на форуме будет происходить много интересного, но, к сожалению, текущие вопросы бизнеса не позволяют надолго отвлекаться от дел.
— Поговорим о вашем бизнесе. Как вам пришла идея заняться бизнесом в сфере онлайн-образования?
— В какой-то момент все мои знания сложились в определенный пазл: я решил, что бизнес можно вести и в сфере EdTech. Запуск проекта удался только с третьей попытки, когда я нашел надежного партнера Виталия Чибрикова, с которым мы и основали компанию. Конечно, в первый год было немало сложностей. Одно дело — быть хорошим айтишником, углубленно знать и понимать процесс, и совсем другое — создать контент, который будет интересен нашим слушателям. Это и набор персонала, и поддержка самого сайта — каждый из этих этапов ставил перед нами массу вопросов, и мы с головой окунулись в этот неизведанный мир.
Наша миссия — делать обучение осмысленным, реализуя взаимосвязь между ожиданиями работодателей, компетенциями специалистов и возможностями преподавателей. Мы не обучаем основам, а предлагаем углубленные знания. При этом в нашей онлайн-школе довольно большое количество курсов и около 200 преподавателей. Курсы направлены на обучение IT-технологиям. За достижения в этой области команда OTUS получила «Премию Рунета-2018» в номинации «Образование и кадры».
— Как вы выбираете преподавателей? Ведь от них во многом зависит, «потянутся» ли слушатели на курсы или нет.
— Мы отличается от других дистанционных образовательных проектов тем, что все наши преподаватели работают в крупных IT-компаниях. У нас создан методический центр, где мы их обучаем работать в сфере EdTech. Здесь ведь есть своя специфика. Нельзя сразу понять, сможет ли специалист передавать свои знания другим людям. Из 800 человек, прошедших обучение, у нас остались преподавать 200. Получается, только каждый четвертый классный специалист становится классным преподавателем.
— Чем еще OTUS отличается от аналогичных проектов дистанционного обучения?
— Мы не обучаем людей с «нуля». К нам приходят те, кто хочет профессионально расти и заинтересован в своем развитии. Для начала все желающие проходят тест, он бесплатный, именно ответы на его вопросы определяют, наш это слушатель или нет. И еще мы не гарантируем всем трудоустройство, как это делают многие онлайн-курсы. У нас есть партнеры — крупные компании, в которых всегда есть открытые вакансии, и мы помогаем слушателям составить резюме. А дальше все зависит от работодателя и соискателя, подойдут они друг другу или нет. Думаю, это честная позиция.
— Изучаете ли вы, анализируете ли мотивацию слушателей, которые приняли решение учиться у вас?
— Бытует версия, что ожидаемый результат курсов — найти более оплачиваемую работу. Не считаю, что это верно. Сегодня люди нацелены на саморазвитие, это свойство нашего времени. Люди ищут новые знания, а мы отвечаем их запросам. Вот подтверждение моих слов. В январе мы провели анкетирование, опросив 69 тысяч клиентов, которые у нас обучались в разное время. Более 70% ответили, что пойти на наши курсы их заставила потребность в самореализации. Это здорово, в сфере IT-технологий у профессионалов желание человека развиваться, стремление к самообучению высоко ценится, это правда очень важный момент.
— Как вы охарактеризуете современный рынок онлайн-образования в России? Какими вы видите его перспективы?
— Объем мирового рынка образования уверенно растет, пробив отметку в $6–7 трлн. При этом доля онлайн-образования в общих показателях составляет около 3% ($165 млрд). Такие данные со ссылкой на зарубежные прогнозы приводятся в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий». Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд. По более оптимистичному прогнозу, этот показатель еще раньше, уже к 2020 году, достигнет величины $252 млрд — при среднегодовом приросте в 17%.
США по-прежнему остаются лидерами на рынке в EdTech, но темпы прироста рынка в Штатах замедляются, составляя +4,0-4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия. Речь идет, в первую очередь, о Китае и Индии. Там рынок онлайн-образования набирает обороты значительно быстрее (+17%). Россия пока, по моему мнению, сильно отстает от лидеров и драйверов в этой сфере. Мы еще находимся в ясельном периоде. Но и у нас дистанционное обучение может приносить деньги. Если поставить корректную цель, правильно выбрать бизнес-модель и системно работать над данными о поведении студентов.
— Опираясь на свой опыт, что вы посоветуете стартаперам в области EdTech?
— Прежде всего, фокусироваться на продукте. Онлайн-образование — социально ответственный бизнес, создавать качественный продукт стратегически выгодно. Сегодня никого не интересуют типовые курсы. Востребован предмет, если так можно выразиться, в разрезе: слушателей интересуют практические вещи. И нужно с вниманием отнестись к инвестициям. Ищите инвестора, который сам был бы профессионалом в образовании и понимал специфику отрасли.
— Можно ли, по вашему мнению, в принципе научить человека заниматься бизнесом, и помогают ли на этом пути форумы, подобные «Открытым инновациям»?
— Думаю, научить можно. Но одними форумами тут не обойтись, необходимо еще системное обучение, и менторинг. Сам по себе форум — это хорошая возможность обменяться опытом и завести полезные связи. Но их, скажем так, капитализация произойдет уже вне форума, и нужно быть к этому готовым