Надежда Донских, Портал начинающих предпринимателей
Бари Алибасов, «Бизнес студия Бари Алибасова» , владелец; бизнес-тренер, консультант, эксперт в области продаж, рекламы
«Прекращайте креативить, начинайте работать!»
Большинство людей выбирает один вид деятельности: наемную работу или предпринимательство. Бари Алибасову удается совмещать все сразу. Он уверен: работать по найму просто необходимо, чтобы наблюдать со стороны, как работает крупная корпорация, и по этому принципу развивать свой бизнес. О том, как сын известного продюсера начал бизнес, о способах мотивации сотрудников и своих жизненных принципах, Бари рассказал в интервью на портале начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне: Бари Алибасов, автор ряда крупных бизнес-проектов; владелец «Бизнес студии Бари Алибасова»; бизнес-тренер, консультант, эксперт в области продаж, рекламы; директор по продажам в школе менеджеров «Арсенал»
Бари, когда Вы начали первый бизнес?
Моя карьера началась в 2001 году. Это был интересный этап.
Я поехал работать в США, еще не окончив 10 класс. Работал и уборщиком, и охранником, и официантом, даже посудомойщиком. Когда вернулся оттуда, у меня в кармане было 7 тысяч долларов. Для 16-летнего парня в то время это были колоссальные деньги. Так как на тот момент деньги были главным инструментом отца, чтобы держать меня в узде, то я немедленно перестал слушаться и ушел из дома. Но деньги улетали очень быстро, и через месяц я уже промотал большую половину, оставаясь без высшего образования и с неоконченным средним. Надо было что-то предпринимать. Сначала я поехал оканчивать школу в туманный Альбион. На билет и первичное проживание как раз хватало, а отец с удовольствием помог с выбором и оплатой школы – обрадовался, что сын наконец-то возьмется за ум и будет жить в Европе. Но не тут - то было…
Жизнь в Лондоне оказалась очень дорогой. Эта ситуация натолкнула на создание первого предпринимательского проекта. Я открыл на базе своей школы с разрешения директора секцию по боксу, где сам начал проводить занятия, хотя боксер я достаточно посредственный. Скоро начали подтягиваться ребята из других школ города, и жить мне стало значительно проще. Выучил английский и стал готовиться к поступлению в оксфордский колледж… Но почему-то с каждым днем становилось все более скучно. Скучный народ, менее красивые девушки и ни одного настоящего друга. Поэтому, поступив в колледж и пройдя ряд курсов по предпринимательству, я не пошел учиться, а тайком, дабы не бесить отче, вернулся в Россию.
В России стал получать высшее образование. Прошел бешеный конкурс на программу Московской Финансово-Промышленной Академии «Кадровый резерв». Познакомился с Юрием Борисовичем Рубиным - ректором МФПА, и Вадимом Георгиевичем Лобовым – исполнительным директором МФПА, Ректором бизнес-школы «Синергия». Они, учитывая мой опыт работы со школьниками, предложили мне проект по ребрендингу высшего учебного заведения.
Работа удалась: МФПА стало первым учебным заведением, которое начало агрессивную маркетинговую политику в школах. В 2005 году наш вуз стал самым крупным в Москве по количеству студентов.
После отличного проекта стал топ-менеджером. Казалось, было все, о чем мог мечтать: шикарная наемная работа, высокая зарплата. Но при этом я начал развивать предпринимательскую деятельность.
Стал пробовать. Угробил 15-20 бизнесов, которые отняли у меня несколько лет жизни. Но это был многолетний опыт, благодаря которому к настоящему моменту я реализовал некоторые успешные проекты.
Сейчас наша компания превратилась в крупный холдинг. Это бизнес школа «Синергия», это первая тренинговая компания в России – школа менеджеров «Арсенал», очень известная в Москве. И это МФПА.
Получается, в данный момент Вы работаете наемным сотрудником в сети крупных компаний?
Да, в промышленной академии занимаюсь обучением персонала, вхожу в состав руководства. А также, чтобы поддерживать профессиональные коммуникативные навыки, работаю директором по продажам в школе менеджеров «Арсенал».
Кроме этого, есть у меня несколько бизнесов. Один из них - модельное агентство, которое занимается подбором «говорящих» моделей. Отбираем красивых девчонок, обучаем их правильному общению с клиентами и отправляем на презентации, которые проходят в Москве ежедневно.
Есть собственная тренинговая компания – «Бизнес студия Бари Алибасова», которая занимается комплексными образовательными программами для крупных компаний. Владею агентством по организации мероприятий.
Как удается совмещать бизнес с работой по найму? Не мешает одно другому?
Я пришел к выводу, что если ты занимаешься только предпринимательством и не работаешь в крупной компании, постепенно доходишь до такой планки, выше которой перепрыгнуть не можешь, потому что некуда дальше прыгать. Вроде бы все есть.
Предприниматель сталкивается с двумя переломными моментами. Первый - когда он открывает бизнес. Ему сложно перейти от бизнес - идеи к поступлению и снятия денег со счета. Он думает над логотипом компании, над планом работы, занимается чем угодно, но только не зарабатыванием денег. Перестать болтать и начать зарабатывать – проблема номер один.
Второй этап – переход от малого к среднему бизнесу. Предприниматель доходит до «зоны комфорта», когда денег ему хватает, но, как правило, не хватает знаний, чтобы оперативно заниматься ростом текущего бизнеса. Кроме того, часто нет и желания. Этот момент самый опасный.
Я предпочитаю работать в крупной структуре. Почему я это делаю? Не потому, что так люблю наемную работу. Для меня она является шикарной площадкой, с которой хорошо видно, куда расти дальше. Если я брошу наемную работу и начну заниматься своими малыми бизнесами, то только лет через 10-15 дорасту до такого уровня, на котором я сейчас. То, что я могу узнать через 15 лет, ведя свой бизнес, я узнаю сейчас, и по принципу работы крупных компаний развиваю свои проекты.
Кроме того, работа в компаниях позволяет себя контролировать: ты ответственен не только перед самим собой, но и другими людьми.
Вообще моя идеальная модель: нужно много работать по найму в крупных компаниях, чтобы понять, куда расти дальше, но при этом должны быть свои бизнесы, которые постепенно развиваются и дорастают до уровня той компании, в которой ты работаешь.
Одна из тем Ваших тренингов – мотивация сотрудников. Расскажите вкратце, как замотивировать сотрудников в крупной компании, в частности - отдел продаж?
Люди делают то, за что они получают деньги. Зарплату люди получают просто так, особенно продажники.
Я предпочитаю платить менеджеру по продажам только в том случае, если он с продажами совмещает какую-то еще функциональную деятельность.
В стандартных компаниях менеджерам платят оклад за то, чтобы они сидели в офисе, в первую очередь, а также за продажи. Если сотруднику платишь только за результаты продаж, он думает о том, как бы поменьше работать и больше продавать. Такая философия.
В итоге динамика развития отдела продаж сильно падает. Основа финансовой мотивации менеджера заключается в том, чтобы платить ему за то, что он должен делать. Если ты хочешь, чтобы он много работал и развивался, надо платить ему, как везде это и делают, общий бонусный фонд (куда входит з/п, премии и т.д.). Но я в этот фонд ввожу гораздо больше критериев. Разбиваю его на несколько частей:
Плачу за количество работы: количество звонков, встреч, на которые съездил сотрудник. Обязательно у человека должен быть план по звонкам и встречам.
Кроме оклада и процентов с продаж, он должен получать бонус за количество контактов.
А кто это контролирует?
Специально обученный человек. А звонки отслеживает специальная программа. В этом случае сотрудник понимает: «Я получаю оклад за то, что сижу в офисе; получаю бонус с продаж, поэтому надо думать, как продать, получаю бонус за то, что много работаю, значит, должен много работать».
Также в финансовую мотивацию я вношу показатель эффективности, от которого зависит з/п сотрудника. С каждым клиентом, с которым работает менеджер по продажам, потом общается человек, который получает у клиента оценку работы менеджера по 10 - балльной шкале.
Командная мотивация. Менеджеры по продажам, как правило, не любят друг другу помогать, часто делают какие-то гадости, потому что у них идет серьезная внутренняя конкуренция. И это мешает общему результату. Поэтому я ввожу некий общий показатель эффективности работы компании. Сумма , которую в итоге получит менеджер, зависит от того, выполнила компания план продаж или нет. Выполнила - сумма умножилась. В результате мои сотрудники даже когда выполняют свой план продаж, идут помогать коллегам.
Поледний способ мотивации – это годовой бонус. С каждой продажи часть денег выплачиваю не сразу, она идет на конец года. Это делается для того, чтобы уменьшить текучку кадров. Потому что когда сотрудник работает в течение года и знает, что в конце года получит много денег, ему нет смысла уходить. Сумма годового бонуса - это не просто 13-я зарплата, она может превышать обычный месячный доход в 3-4 раза.
Вот так нужно мотивировать менеджеров по продажам.
Вы сами разработали эту схему?
Пришел к этому сам, но потом увидел, что очень похожие аналоги есть в других программах, таких как MBA.
Как еще можно бороться с текучкой кадров, помимо годового бонуса?
С ней не всегда надо бороться. Надо сделать так, чтобы текучка кадров была организована. В моих компаниях эта система отлажена. Например, я знаю, что получив годовой бонус, 5-10 % сотрудников уйдут. И я за 2 недели до этого провожу школу обучения для новых сотрудников. Текучка нужна. Я ежегодно увольняю огромное количество людей. Самое главное - чтобы эти моменты не были неожиданными, и вся текучка кадров была под чутким контролем руководителя.
Как замотивировать сотрудников Вы рассказали. А как правильно их подбирать? На что обращать в первую очередь внимание при собеседовании?
Вообще я предпочитаю готовить сотрудников сам. Мне 25 лет. И очень сложно переучивать сорокалетних взрослых людей в силу того, что они изначально не доверяют моему возрасту. Поэтому обычно я набираю молодых и обучаю их по-своему. Главное – чтобы много работали. Когда человек много работает, это значит, что он очень быстро начнет развиваться.
А кто много работает? Студенты – выпускники работают мало, потому что у них начинается период раздолбайства. Поэтому сотрудников я ищу среди выпускников школ, 17-летних ребят, которые еще не успели вкусить вкус свободы и привыкли жить в сумасшедшем ритме. Вторая категория - люди, которые учились или учатся в технических вузах. Технический склад мышления импонирует мне больше всего. Продажник - это, в первую очередь, человек, который умеет логически мыслить.
Третий тип – молодые люди с 3 годами опыта работы в любой области. Самое главное – чтобы человек после школы автоматически вошел в какой-то режим, чтобы я не занимался воспитанием трудолюбия. Научить профессии очень просто. Тяжелее всего – научить нормально, качественно работать.
А как Вы определяете, справится человек с обязанностями или нет?
Когда у меня было кадровое агентство, я собеседовал примерно 90 человек в день. Когда человек заходит в кабинет и говорит «здравствуйте», ты через 10-15 секунд разговора понимаешь: либо это полный идиот, либо у него есть шанс. 15 секунд достаточно, чтобы понять, что он полный идиот . А чтобы понять, сможет он сделать что-то или нет, отправляю человека «в поля» без обучения, чтобы посмотреть, какие результаты он покажет при нулевом уровне.
Какая книга на тему продаж является Вашей настольной?
К сожалению, или к счастью, я почти не читал книги по продажам. Начал это делать совсем недавно, чтобы подтянуть знания общепринятой терминологии. Я придерживаюсь мнения, что образование - не фундамент. Образование – это крыша. А фундамент – это опыт.
Все, что утверждается на тренингах – у меня было выведены очень простым образом. Вот например, заработал я деньги и начинаю анализировать, за счет чего я их заработал. Выделяю какие-то общие вещи. Есть, к примеру, у меня 10 продавцов. Они сделали 10 крутых сделок. Смотрю, что общего было в этих сделках, за счет чего все они добились хорошего результата. После того, как выявляю эти «критерии успеха», стандартизирую процесс и говорю остальным, как нужно делать. Если продажи взлетают, значит, правильно велась работа. Если не взлетают – значит, это моя фантазия, которая не имеет никакого отношения к действительности. 80% того, что я рассказываю на тренингах, проверено на собственном опыте.
Сейчас я только начинаю читать книги по бизнесу.
Какие-то вещи я вроде сам придумал, а потом выясняется, что их придумали за тысячу лет до меня, и все этим пользуются. Так что я читаю книги с двумя целями: узнать первоисточник и обогатить свой лексикон.
Часто, читая книги, понимаю: 50% того, что написано - полная чушь и писал их какой-то фантазер.
То есть Вы советуете начинающим предпринимателям не читать бизнес литературу?
Советую не читать книги, не учиться, а идти зарабатывать деньги. И как только что-то начнет получаться, тогда можно начинать читать, чтобы структурировать свой опыт.
Нужно не заниматься делом, чтобы структурировать знания, а получать знания, чтобы структурировать свой опыт. Это основная позиция, которой я придерживаюсь.
Что бы Вы пожелали начинающим предпринимателям?
Когда кто-то продает продукт, которого у него еще нет, но люди ему уже платят за это деньги, а он потом на эти деньги создает продукт - такой человек становится предпринимателем. А девять его друзей сидят и думают, какой бы придумать логотип, чтобы бизнес был суперским. В итоге, вы сами понимаете, кто добьется больших результатов. Поэтому прекращайте креативить и начинайте работать.